Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

6.3. Суть и механизм структурной политики государства


Стабилизация экономики невозможна без структурных изменений, потому что если конъюнктурная политика обеспечивает эффективный совокупный спрос, то структурная - эффективную совокупное предложение.

Структурная политика государства - это совокупность научных методов и практических мероприятий, направленных на оптимизацию внутренних пропорций экономической системы и эффективную совокупное предложение. Это комплекс мер по развитию тех элементов экономической системы, которые способствуют решению актуальных проблем общества, обеспечивают экономическое развитие и конкурентоспособность экономики.

Основная задача структурной политики заключается в активном содействии государства экономическому росту и его динамизации в соответствии с требованиями совокупного спроса.

В последние десятилетия в мировой экономике наблюдаются замедленные темпы экономического роста, обострение проблем структурной политики государств.

Структура экономики - это соотношение различных элементов экономической системы, которое характеризует пропорции народного хозяйства и состояние общественного разделения труда.

Количественно характеристику структуры можно определить как долю отдельных структурных элементов в составе всей структуры:

 f22

где dai - количественное значение элемента aі; f22-1 - сумма всех элементов структуры.

Структура экономики имеет важное значение для обеспечения сбалансированного развития национального производства, эффективного и устойчивого его развития, удовлетворения потребностей общества в кратко - и долгосрочном периодах. Мировой опыт показывает, что экономическое развитие многих стран объясняется глубокими структурными изменениями.

Для характеристики структуры экономики используют понятие отраслевой, производственно-стоимостной, функционально-вещевой, воспроизводственной, территориальной структуры национального производства.

Отраслевая структура экономики отражает разделение производственной сферы на отдельные отрасли, подотрасли, а национальной экономики - на виды экономической деятельности. В составе национальной экономики выделяют следующие виды экономической деятельности:

- промышленность;

- сельское хозяйство;

- транспорт;

- связь;

- строительство;

- материально-техническое обеспечение (МТО) и сбыт;

- торговлю и общественное питание;

- заготовку;

- информационно-вычислительное обслуживание;

- операции с недвижимостью;

- общую коммерческую деятельность;

- геологию и разведку недр.

По международной классификации ООН в сферу экономической деятельности относятся:

- сельское, лесное и рыбное хозяйство, охота;

- горнодобывающая промышленность;

- обрабатывающая промышленность;

- электроэнергетика, газо - и водоснабжения;

- строительство;

- оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиничное хозяйство;

- транспорт, связь, складское хозяйство;

- финансы, страхование, операции с недвижимостью, коммерческие услуги;

- коммунальное, общественное и личное обслуживание.

Отраслевая структура характеризует вклад отдельных видов экономической деятельности, отдельных производств, отраслей, подотраслей в воспроизводство ВВП; количество объектов каждого вида деятельности в общем их реестре и т.д.

Производственно-стоимостная структура общественного производства определяет соотношение между фондом замещения и национальным доходом.

Функционально-вещественная структура экономики предусматривает разделение народного хозяйства на производственную и непроизводственную сферы общественного продукта - на фонды замещения, накопления, потребления; промышленной продукции по материально-вещественным составом - на средства производства и предметы потребления.

Территориальная (региональная структура) экономики характеризует разделение производственной сферы в административных разрезах, оценивает вклад каждой административной единицы в создаваемый валовой продукт.

Экономическая (социальная структура) дает возможность оценить соотношение между основными формами собственности - государственной, коммунальной, частной, коллективной собственностью, международных организаций.

Современная структура экономики Украины деформирована и неэффективна. Статистические данные свидетельствуют о том, что около 65% валового национального продукта приходится на отрасли, производящие средства производства, тогда как в странах Западной Европы доля производства товаров народного потребления достигает уровня 60%.

В общем объеме промышленной продукции примерно 70% приходится на тяжелую промышленность, в том числе на машиностроения, топливно-энергетический комплекс, промышленность строительных материалов. Продукция легкой промышленности составляет около 13%, а перерабатывающих отраслей АПК - 17%.

По сравнению с Францией, Украина на душу населения производит: угля в 8,9, природного газа - в 6,9, нефти - в 1,6 раза больше, а мяса - в 1,7, молока - в 1,3, тканей - в 1,8, легковых автомобилей - в 21,7, бумаги - в 22 раза меньше. Имея на душу населения доход в 15 раз меньше, чем Франция, Украина потребляет энергоресурсов на 20% больше. При увеличении энергоемкости национального дохода (7,5% по сравнению с 1985 г.) Украина имеет проблемы с обеспеченностью энергоносителями (удовлетворяет себя на 60%).

При относительно удовлетворительном развития основных отраслей материального производства в Украине недостаточно развитая производственная инфраструктура, сфера услуг населению.

Перенапруженою остается воспроизводственная структура экономики. Величина физического износа производственных фондов составляет более 60%. Доля фонда накопления в национальном доходе имеет тенденцию к сокращению и не превышает 15-20%.

Экономика Украины характеризуется наличием таких форм собственности на средства производства (рис. 15).

При условии существенной деформации экономики, ограниченной финансовой поддержки в государстве механизм структурной политики должен основываться на сочетании государственного вмешательства с действием рыночных рычагов на структуру экономики.

Мировая практика хозяйствования сформировала два типа структурной политики: пассивный и активный. Пассивная структурная политика сводится к созданию правовой базы для свободного перемещения факторов производства из одной сферы в другую, из отрасли в отрасль, из региона в регион и др. При этом структура экономики меняется в результате изменения норм доходности. Если в какой отрасли спрос превышает предложение, то это приводит к росту цен и увеличению нормы прибыли. Капитал из других, как правило, менее прибыльных отраслей, переливается в эту отрасль, увеличивая тем самым производство товаров (предложение). Таким образом рыночное саморегулирование обеспечивает оптимальную структуру экономики.

15  

Рис. 15. Основные формы собственности

 Активная структурная политика заключается в том, что, используя государственные рычаги, органы управления способствуют ускорению структурных сдвигов в экономике. Такими рычагами служат: государственная программа структурных преобразований, прямое государственное инвестирование программ структурной перестройки экономики, создание специальных фондов, привлечения иностранных и частных инвестиций, налоговые и кредитные льготы, сворачивание производства в депрессивных отраслях, программы переподготовки кадров.

Активная структурная политика охватывает эффективные направления необходимых преобразований в экономике, то есть определяет приоритеты, прежде всего относительно совершенствования отраслевой структуры экономики. При определении приоритетных сфер и отраслей выходят из следующих критериев:

- экспортного потенциала отрасли;

- перспектив спроса на продукцию отрасли на внутреннем рынке;

- минимизации ресурсомісткості производства;

- решение проблемы занятости населения;

- решение экологических проблем и др.

Учитывая это, приоритетными группами отраслей структурных преобразований определены:

-наукоемкие и технологические отрасли - ракетно-космическая, самолето - и моторостроения, электросварки, порошковая металлургия, робототехника, биотехнологии, сверхтвердые материалы и т.п.;

-отрасли агропромышленного комплекса, для которых созданы лучшие природные условия, традиции производства - пищевая, кондитерская, молочная, консервная, легкая промышленность и т.д.;

-области транспорта, связи, телекоммуникаций - транзит нефти и газа, международные перевозки;

-рекреационно туристический и оздоровительный комплексы.

В основе структурной перестройки экономики Украины лежит Государственная программа структурной перестройки, разработанная до 2015 г. и рассчитана на три этапа:

И этап (1994-1995 гг.) - стабилизация экономики; II этап (1996-2005 гг.) - активизация экономического развития; III этап (2005-2015 гг.) - установление рациональной структуры экономики.

Конечной целью программы структурной перестройки экономики является создание высокоэффективной социально ориентированной экономики. Для этого нужно осуществить научно-техническую перестройку экономики, снизить ресурсоемкость производства, ускорить развитие экспортных производств, повысить внутреннюю сбалансированность экономики.



Назад