Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

6.5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности


Самым весомым фактором структурных преобразований в экономике являются инвестиции.

В широком понимании инвестиции - это виды имущественных и неимущественных (интеллектуальных) ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате чего создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Такими ценностями могут быть: денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности); имущественные права, вытекающие из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности; совокупность механических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных; права пользования землей, водой, ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права; другие ценности.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов и на прирост материально-производственных запасов осуществляется в форме капитальных вложений.

Инвестиции реализуются через инвестиционную деятельность и инвестиционную политику, которые обусловлены целым рядом факторов: состоянием основных производственных фондов и эффективностью их использования; степенью развития форм собственности и уровнем централизации управления; уровнем научно-технического прогресса; структуре национального производства и др.

Инвестиционной деятельностью является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

Инвестиционная деятельность предусматривает инвестирование, осуществляемое гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и обществами, общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности; государственное инвестирование, осуществляемое органами власти и управления за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств; иностранное инвестирование, осуществляемое иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами; совместное инвестирование.

Практика хозяйствования свидетельствует, что основой экономического роста любой страны является внутренние инвестиции. Главным внутренним инвестором в Украине остаются сами предпринимательские структуры. Так, в 2001 г. за счет собственных средств предприятий и организаций профинансировано 66,3% от общего объема инвестиций. Основными элементами собственных инвестиционных ресурсов является амортизационные отчисления і прибыль. За счет прибыли в развитых странах финансируется около 30% капитальных вложений. В Украине, в связи с низкой рентабельностью, прибыль является незначительным источником инвестиционных ресурсов.

В мировой практике амортизационные отчисления - главный источник инвестиций, которое обеспечивает более 60% вложений в основной капитал. Примерно на таком уровне был этот показатель в 80-х гг. и в Украине, однако в последние годы он перестал выполнять свою роль.

В связи с высоким уровнем износа основных фондов, необходимостью структурных преобразований, а также острым дефицитом инвестиционных ресурсов, необходимо коренное реформирование государственной инвестиционной политики, направленное на интенсификацию внутренних инвестиционных процессов. Основными направлениями такой политики могут быть:

- комплексная налоговая реформа, которая обеспечит прозрачность, оптимальность и стабильность налоговой политики;

- совершенствование амортизационной политики;

- введение в налоговую практику инвестиционного кредита, который предусматривает освобождение от налогообложения прибыли, которая направляется на рефинансирование;

- формирование механизма долгосрочного кредитования предприятий;

- развитие рынка капиталов.

Увеличение внутренних инвестиций зависит от условий, которые обеспечивает государство для их привлечения, но не меньшая роль отводится самим предприятиям, от эффективности функционирования которых зависят инвестиционные возможности государства.

Особенность инвестиционной политики в Украине определяется ситуацией, которая сложилась в инвестиционном комплексе и характеризуется низкими темпами обновления производственного аппарата, в результате чего производственные фонды изношены на 47,5%; снижением инвестиционной активности субъектов хозяйственной деятельности; резким снижением доли накопления, которая в масштабах национальной экономики не превышает 16% национального дохода; затратным характером экономики и неэффективной структурой национального производства; дефицитом оборотных средств; сокращением бюджетного финансирования инвестиционной деятельности.

В 1999 г. капиталовложения в экономику Украины уменьшен до 26,4% уровня 1990 г. При этом доля государственных инвестиций находится на уровне 49,2%, коллективных - 42,4%, частных - всего 7,6%. В 1999 г. общий объем производственных инвестиций в стране сократился на 8,1% относительно показателя 1995 г. Инвестиционное оживление начало наблюдаться с 2000 г. Выросли вложения в электроэнергетику, черную металлургию (почти в 2 раза), нефтегазовую (в 2,2 раза), пищевую промышленность (в 1,6 раза).

В то же время в 1991-2000 гг. существенно сократились капиталовложения в сельское хозяйство (в 6 раз), строительство объектов социальной сферы (на 40%), в машиностроении (почти в 5 раз), химическую и нефтехимическую промышленность (в 2 раза).

Несмотря на экономическое оживление в стране, функционирования инвестиционной сферы осложняется незначительными объемами капитальных вложений, дефицитом собственных инвестиционных ресурсов предприятий, недієвістю институтов кредитования.

Объемы инвестиций в основной капитал за счет государственного бюджета сократились с 77,8% в 1990 г. до 5,4% в 2001 г. (табл. 24). За счет всех источников финансирования в 2001 г. было освоено капитальных вложений на сумму 32,5 млрд. грн.

Таблица 24. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования,%

Источники инвестиционных ресурсов

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

1. Средства госбюджета

8,4

7,3

7,6

5,1

5,4

2. Средства местных бюджетов

3,5

4,2

3,9

4,1

4,1

3. Собственные средства предприятий и организаций

75,2

72,2

70,5

68,5

66,8

4. Средства иностранных инвесторов

1,1

3,0

3,9

5,9

4,3

5. Средства населения

8,1

7,5

6,3

5,0

4,4

6. Кредиты банков

 

 

0,8

1,7

4,3

7. Другие источники финансирования

3,7

5,8

7,0

9,6

10,7

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Инвестиционный налоговый кредит по сравнению с другими методами налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий является достаточно сбалансированным, поскольку в полной мере соответствует финансовым интересам и государства, и предприятий. Государство, теряя на протяжении определенного времени налоговые поступления, через некоторое время может рассчитывать на их возвращение, поскольку инвестиции обеспечивают прирост налоговой базы в форме прибыли и добавленной стоимости.

Предприятия при этом также получают значительные преимущества - экономят на процентах, уменьшают риск, обновляют производство, повышают доходность инвестиционных проектов и ускоряют их окупаемость.

Действенным направлением активизации инвестиционной деятельности должно стать фондовый рынок, который сегодня находится на начальных стадиях развития и еще не стал ощутимым источником привлечения инвестиций. В этой сфере усилия должны направляться на налоговое стимулирование развития инфраструктуры фондового рынка, повышение профессионализма его сотрудников, расширение операций с ценными бумагами, увеличение доходов от них.

Усовершенствованию функционирования фондового рынка могут способствовать меры по расширению продажи акций под инвестиционные обязательства, усиления контроля за выполнением этих обязательств, развитие депозитарной системы.

Особое значение имеет предоставляться планированию, которое позволит более целенаправленно привлекать и использовать инвестиционные ресурсы.

Информация о иностранные инвестиции - противоречивая и маловероятна. Отсутствует учет объемов и структуры вложений, сведения об их фактическую отдачу и возможности возвращения.

По подсчетам специалистов, за период 1985-1999 гг. мировые потоки прямых иностранных инвестиций увеличились в 5,5 раза, в том числе в экономику развитых стран в 4,7 раза; в экономику развивающихся стран, - 7,3 раза; в экономику стран Центральной и Восточной Европы - в 604 раза. Приток иностранных инвестиций в украинскую экономику очень мал - 0,08% их мирового объема и 2,2% от полученных сумм странами Центральной и Восточной Европы.

По данным Минстата Украины, на начало 1999 г. в украинскую экономику привлечено около 3,9 млрд долл., или 70 долл. на человека иностранных инвестиций. По сравнению с другими странами с переходной экономикой эти объемы незначительны (например, в Венгрии составляли в этот же период - 1000, Чехии - 400, Эстонии - 320, Польши - 110 долл.).

Спрос внутреннего рынка Украины на иностранные инвестиции достаточно высокий. По данным Министерства экономики Украины, потребность в них составляет более 40 млрд. долл., а по некоторым другим данным - 50 млрд. долл. Этих средств нуждаются, прежде всего, металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, транспортное хозяйство.

Государственная политика в отношении иностранных инвестиций заключается, прежде всего, в создании благоприятного инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это существующая совокупность условий, причин, факторов привлечения капитала.

Потенциально Украина является инвестиционно привлекательной страной, поскольку имеет:

- выгодное географическое расположение;

- богатые природные ресурсы;

- благоприятные рекреационные ресурсы;

- образованную рабочую силу;

- избыток незанятого в экономике страны населения;

- не сформирован рынок товаров и услуг;

- наличие законодательства и государственных институтов по вопросам инвестирования.

Несмотря на это, специалисты считают, что в Украине создан неблагоприятный инвестиционный климат. Его причинами являются: депрессивное состояние национальной экономики; политическая нестабильность; негативный имидж страны по возврату долгов, коррупции, криминогенной ситуации; значительное государственное вмешательство; частые изменения законодательства; неразвитость фондового рынка и т.д.

Оценки инвестиционного климата предусматривает вывод интегрального показателя риска и соответствующее ранжирование стран путем определения их инвестиционного рейтинга. Для этого проводится анализ факторов политического, экономического, социально-культурного, институциональной среды, ресурсов и инфраструктуры стран. Детализация факторов, их сочетание, методы количественной и качественной оценки зависят от целей и задач той или иной информационно-аналитической системы.

Самыми известными системами оценок инвестиционного климата является рейтинги Institutional Investor, Euromoney Institutional Investor и Business Environment Risk Index (BERI).

Национальные рейтинги инвестиционного климата периодически публикуют ведущие экономические журналы, авторитетные экспертные агентства.

В Украине существует один загальновизначений рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, разработанный в 1995 г. И. Бланком в сотрудничестве с инвестиционной компанией "Омега - Инвест" В основу построения этого рейтинга возложены долговременные факторы (природно-ресурсный потенциал, уровень промышленного, сельскохозяйственного производства, урбанизации), развитость рыночной инфраструктуры региона. С учетом указанных факторов все регионы Украины разделены на четыре группы: приоритетной инвестиционной привлекательности, высокой инвестиционной привлекательности, средней и низкой инвестиционной привлекательности.

Рассчитаны рейтинговые оценки инвестиционной привлекательности регионов Украины дают основания для выводов о лидерство промышленно развитых регионов - м. Киева, Днепропетровской, Донецкой, Полтавской, Запорожской, Харьковской и Киевской областей.

Для стимулирования инвестиций в менее развитых регионах создаются специальные экономические зоны (СЭЗ) и зоны приоритетного развития. Инвесторы в таких зонах получают значительные финансовые выгоды. Допуск к этим зонам ограничен крупными инвестициями, а предприятия подлежат жесткому государственному регулированию и контролю. В Украине действует 21 СЭЗ, а создание новых приостановлено.

Однако в ориентации на иностранное инвестирование следует учитывать рост инвестиционного глобализма, который влияет на экономики переходного типа, в том числе и экономику Украины. В связи с тем, государственная инвестиционная политика должна предусматривать протекционизм национальных интересов, включение в процесс международной инвестиционной деятельности экономических субъектов Украины. Неправильное регулирование этого процесса приведет к инвестиционной интервенции или инвестиционной экспансии, которая может вызвать поглощение национальных отраслей международными потоками капитала. Предотвратить этом могут решения, направленные на обеспечение взаимовыгодных отношений иностранных и национальных субъектов инвестиционно-интеграционного процесса. Такое взаимодействие предполагает: персонификацию прибыли, разграничение прав собственности, имущественную ответственность.

Не следует переоценивать значение иностранного инвестирования, а больше надеяться на собственные силы и ресурсы, к которым, прежде всего, относятся амортизация и сбережения населения.

В 1999-2000 гг. Институтом экономического прогнозирования НАН Украины совместно с Минэкономики Украины разработана Концепция амортизационной политики, которая является программой ее реформирования в направлении стимулирования инвестиционных поступлений в экономику.

Амортизация в соответствии с концепцией - не просто источник финансирования капиталовложений, а механизм, который обеспечивает систематический оборот основного капитала, его эффективное возмещения и восстановления на высшем технико-технологической основе.

Для государства введения новой амортизационной системы не означает немедленного резкого роста амортизационных отчислений, а постепенное улучшение экономического состояния предприятий, увеличение амортизационных источников капиталообразования.

Увеличение объемов инвестиционных ресурсов в 1,5-2 раза и повышение их эффективности предусматривает решение следующих первоочередных задач:

- определение приоритетных направлений привлечения инвестиций;

- совершенствование амортизационной политики;

- повышение эффективности использования государственных инвестиционных ресурсов;

- внедрение механизмов стимулирования долгосрочного кредитования коммерческими банками;

- стимулирование увеличения сбережений граждан и их инвестиционное направление, совершенствование системы гарантий сохранности вкладов граждан;

- привлечение иностранных инвесторов к долгосрочных инвестиционных проектов;

- стимулирование увеличения производства конкурентоспособных товаров и услуг;

- усовершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности.

Учитывая это, определены такие приоритетные направления инвестиционной политики Украины:

  1. Увеличение доли инвестиций в техническое перевооружение и реконструкцию. С целью активизации деятельности предприятий в этом направлении предполагается использовать 50% средств от приватизации на поддержку технического развития предприятий.
  2. Увеличение доли капитальных вложений за счет собственных средств и сокращение доли централизованных капитальных вложений.
  3. Переориентация инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства с целью реализации структурной перестройки экономики (отрасли АПК, машиностроения, топливно-энергетический комплекс, металлургическая промышленность и др.).
  4. Расширение источников финансирования капитальных вложений путем увеличения доли государственного кредита, средств населения, кредитов банка, иностранных инвестиций и международных кредитов.

Активное государственное регулирование инвестиционной деятельности требуется государству с кем-какой системе хозяйствования. В странах с различным уровнем развития рыночных отношений государство, независимо от формы собственности инвестора, вмешивается в его инвестиционную деятельность.

В экономической теории существует два подхода в отношении вмешательства государства в инвестиционный процесс. В первом подходе государство берет на себя как можно большую часть функций инвестора (концентрацию капитала, обеспечение проектно-сметной документацией, материально-техническими ресурсами и др.). Во втором - предоставляет максимальную свободу действиям инвесторов. Государство влияет на инвестиционный процесс только через макроэкономические регуляторы: налоговую, кредитную, амортизационную политику, систему санкций, субсидий.

Механизм государственного регулирования инвестиционной деятельности в Украине определяется Законами Украины "Об инвестиционной деятельности" (1991), "Об иностранных инвестициях" (1992), "О ценных бумагах и фондовой бирже" (1991), Указами Президента Украины.

В основу государственного регулирования инвестиционной деятельности положены следующие принципы:

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса;

- увеличение доли собственных средств субъектов хозяйствования в финансирование инвестиционных проектов;

- смена акцентов с централизованного инвестирование производственной сферы на кредитование;

- выделение бюджетных средств на реализацию программ структурной перестройки экономики;

- расширение смешанного финансирования инвестиционных проектов;

- выделение инвестиционных ресурсов на конкурсной основе, страхование инвестиций;

- государственный контроль за целевым использованием централизованных инвестиций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает управление государственными инвестициями, регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за ее осуществлением всеми участниками.

Управление государственными инвестициями осуществляется общегосударственными и местными органами исполнительной власти. Оно заключается в планировании, организации реализации инвестиционного процесса, определении условий и стимулировании действий по его осуществлению. Основой для принятия решения об инвестировании общегосударственных бюджетных средств являются: прогнозы социально-экономического развития Украины и ее регионов; схемы развития и размещения производительных сил; целевые научно-технические и комплексные программы; технико-экономические обоснования целесообразности инвестиций.

В проблеме регулирования инвестиционного процесса ключевым является вопрос о бюджетное финансирование в общем объеме инвестиций. Именно государственные инвестиции в структуре бюджета в значительной степени влияют на его выполнение и уровень дефицита.

Сокращение государственных инвестиций и увеличение доли вложений предприятий за счет собственных фондов привело к уменьшению государственной поддержки малорентабельных инвестиционных отраслей.

Принятие решения о бюджетные инвестиции основывается на определении приоритетов развития национальной экономики, которые прежде всего связаны со стабилизацией экономики, решением долгосрочных задач, структурной перестройкой экономики, повышением уровня жизни народа. Министерство экономики Украины определяет приоритетные направления осуществления инвестиций в развитие народного хозяйства, обосновывает необходимые подсчеты, а Верховная Рада Украины утверждает объемы государственных инвестиций как составляющую основных направлений экономического и социального развития страны. Приоритетные объекты инвестируются за двумя формами - в виде бюджетных ассигнований и государственного кредита.

Государственные, межгосударственные и региональные инвестиционные проекты и программы, которые реализуются за счет бюджетных и внебюджетных средств, подлежат обязательной государственной экспертизе.

К системе показателей индикативного планирования инвестиций относятся показатели, которые характеризуют общий объем инвестиций и их структуру; объемы проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ. Объем инвестиций исчисляется на основе ожидаемого прироста производственных мощностей и основных фондов всех производственных отраслей, объектов социальной сферы, образования, науки, культуры, здравоохранения.

Ввод в действие производственных мощностей и объектов социальной сферы - основной показатель плана инвестиций, который характеризует конечную продукцию в соответствующих натуральных единицах измерения.

В производственных отраслях ожидаемое введение мощностей может дифференцироваться в соответствии с ожидаемой структуры инвестиций: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих производств.

Индикатор ввода в действие производственных мощностей в плановом периоде ОПі определяется по формуле:

ОПі = ОПн.г. + ∆ВПн.б. + ∆ВПд.п  - ОПв ,

где ОПн.г.  - величина производственной мощности на начало планового периода; ∆ВПн.б.  - увеличение производственной мощности за счет нового строительства; ∆ВПд.п - увеличение производственной мощности действующих предприятий за счет реконструкции, технического переоснащения и расширения производства; ОПв - уменьшение производственной мощности через выбытия нерентабельных производств.

Индикаторы развития социальной сферы исчисляются на основе прогноза повышения жизненного уровня населения. Например, ввод в действие жилья определяется на основе нормы обеспечения им одного жителя и прироста населения, с учетом имеющегося жилищного фонда, обновления и выбытия жилых площадей в плановом периоде. Аналогично определяются индикаторы развития коммунального хозяйства, бытового обслуживания, объектов образования, культуры, здравоохранения и т.д.

Необходимый объем инвестиций Иоб определяется по формуле:

 f28

где Ипит. - удельные реальные инвестиции на единицу мощности в плановом периоде в стоимостном выражении; - индикатор прироста производственной мощности в соответствующих физических единицах измерения; Сн - необходимый задел по строительству объектов в стоимостном выражении.

При планировании инвестиций определяется технологическая структура реальных инвестиций, то есть рассчитываются ожидаемые затраты на строительно-монтажные работы; приобретение технологического оборудования, инструментов, инвентаря и другие потребности, включая проектно-поисковые работы.

Разработка методики определения перспективной структуры инвестиций по формам собственности - важное направление макроэкономического регулирования инвестиционного процесса. При этом государственные инвестиции в условиях рынка, как правило, не является единственным источником финансирования. Новые методы государственной инвестиционной политики - это участие в совместном финансировании проектов, предоставление кредитов по сниженным процентным ставкам, финансирование проектов за счет выпуска ценных бумаг, формирование портфелей финансовых инвестиций. Значительно меньшая роль отводится прямом дотированию и субсидированию со стороны государства. Главным критерием государственных вложений в экономику должны быть их эффективность и быстрая отдача.

Регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с помощью системы налогов, налоговых льгот и ставок, дифференцированных по субъектами и объектами налогообложения; проведение кредитной и амортизационной политики; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд; государственных норм и нормативов; государственных заказов (контрактов); антимонопольных мер; разгосударствления и приватизации; определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами; политики ценообразования; проведение экспертизы проектов; других мероприятий (рис. 16).

 16

Рис. 16. Основные направления государственного регулирования инвестиционной деятельности

Система регулирования условий инвестиционной деятельности не является стабильной, она подлежит корректировке в зависимости от социально-экономической ситуации в определенный период времени, уровня инвестиционной активности субъектов хозяйствования. С целью активизации инвестиционного спроса государство может использовать традиционные для мировой практики методы - увеличивать государственные расходы и снижать налоги, снижать процентную ставку за кредит, увеличивать денежную массу, вмешиваться в рынок ценных бумаг.

Реализация программы структурных преобразований в экономике требует проведения активной работы по формированию и накопления инвестиционного потенциала. Его основой в Украине должны стать:

- накопление сбережений населения путем внесения соответствующих изменений в политику доходов. В перспективе указанные сбережения должны превратиться в главный источник накоплений;

- восстановление отношение к амортизации как реноваційного ресурса и финансового источники капиталовложений. В Украине через просчеты в политике экономического воспроизведения доля амортизации снизилась до 3,4% ВВП против 10-12% в 1990 г. Возвращение к рациональных пропорций позволит существенно замедлить процесс старения фондов, обеспечить спрос на новое оборудование и открыть перспективы отечественному машиностроению;

- стимулирование методами фискальной политики инвестиционных накоплений за счет капитализации прибыли всех видов субъектов хозяйственной деятельности;

- целенаправленное использование средств от приватизации государственного имущества. Недопустимой является практика, по которой указанные средства используются с целью пополнения фонда потребления и покрытия бюджетного дефицита;

- обеспечение стабильности правовой базы и системы налогов;

- включение в кредитную систему институциональных инвесторов - ресурсов пенсионного, профсоюзного, страхового фондов и фонда содействия занятости населения;

- обеспечение более эффективного использования инвестиционного потенциала коммерческих банков.

 Джеймс Тобин (США) - сделал вклад в изучение рынка денег и ценных бумаг, получил Нобелевскую премию в 1981 г. за исследование связей финансовых рынков с потребителем, занятостью, производством и ценами. Значительным научным достижением Тобина является теория "портфельных инвестиций", изложенная им в книге "Национальная экономическая политика". Фундаментальная работа Дж. Тобина "Очерки по экономике" состоит из трех томов: "Макроэкономика", "Потребление и эконометрика", "Теория и практика". В них основное внимание уделено зависимости между безработицей и инфляцией. П. Самуэльсон назвал Дж. Тобина интеллектуальным гигантом.

Гарри Марковиц (США), Уильям Шарп (США) і Мертон Миллер (США) удостоены Нобелевской премии в 1990 г. за основополагающий вклад в разработку проблем финансовых рынков, которые способствуют оптимальному распределению ресурсов среди различных сфер производства. Один из постулатов теории "портфельного выбора" такой: нельзя класть все яйца в одну корзину, т.е. инвестор не должен рисковать всем своим капиталом, вкладывая его в одно-единственное дело.



Назад