Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

7.1. Государственная научно-техническая и инновационная политика


Государственная научно-техническая политика - это составная часть социально-экономической политики государства по формированию условий эффективного научно-технического развития страны, определение целей, направлений, форм ее осуществления.

Научно-техническая и инновационная политика государства имеют решающее влияние на социально-экономическое развитие, поскольку выступает как ведущий фактор повышения производительности общественного труда, влияет на структуру экономики, способствует конкурентоспособности национальной экономики, облегчает и оздоровляет условия труда.

Законом Украины "О научной и научно-технической деятельности" (1991) научно-техническая деятельность рассматривается как интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и применение новых знаний во всех областях техники и технологии ее основными видами являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, технологические, изыскательские и проектно-поисковые работы, изготовление опытных образцов или партий научно-технической продукции, а также другие работы по доведению научно-технических знаний до стадии практического использования.

Государство формирует и реализует научно-техническую политику, обеспечивает социально-экономические, правовые и организационные условия для формирования и использования научно-технического потенциала, создает инфраструктуру науки, осуществляет подготовку научных кадров, государственное финансовое обеспечение, способствует созданию рынка научно-технической продукции, оценивает уровень исследований, проводит экспертизу проектов, устанавливает связи с другими государствами в научно-техническом сотрудничестве.

Научно-техническая политика осуществляется на основе следующих принципов: демократизации и децентрализации управления в сфере научно-технического развития; обеспечение экологической безопасности; сбалансирования развития фундаментальных и прикладных исследований; поддержки конкуренции в научно-технической сфере; содействие созданию рынка научно-технической продукции.

Функции формирования и реализации государственной научно-технической политики выполняют органы государственной власти и управления на всех иерархических уровнях управления: И уровень - Верховная Рада и Президент Украины; II уровень - Кабинет Министров Украины; III уровень - министерства, ведомства и другие центральные органы управления; IV уровень - местные органы государственной власти и управления; V уровень - организации, учреждения и предприятия, которые принимают участие в осуществлении научно-технической политики.

Верховная Рада Украины определяет основные принципы, цели, направления и правовую основу научно-технической деятельности; утверждает объемы бюджетного финансирования научных исследований, отчислений средств Государственного инновационного фонда; утверждает приоритетные направления развития науки и техники и перечень национальных программ; создает систему кредитно-финансовых и таможенных регуляторов в научно-технической политике.

Президент Украины способствует научно-техническому развитию с целью обеспечения технологической независимости страны, материального благосостояния общества. Он определяет систему органов власти в сфере научно-технической деятельности, обеспечивает контроль за управлением этой сферой, создает консультационно-совещательный совет по вопросам научно-технической политики и т.д.

Кабинет Министров Украины предоставляет предложения по приоритетным направлениям научно-технической деятельности, обеспечивает организацию разработки национальных научно-технических программ, механизм их реализации и контроль за исполнением; определяет средства бюджета, Государственного инновационного фонда и других государственных фондов; осуществляет координацию работ по созданию современной инфраструктуры научно-технической деятельности; способствует заключением международных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества; разрабатывает механизмы стимулирования научно-технической деятельности.

Министерства и ведомства реализуют научно-техническую политику в отдельной отрасли. Центральными органами государственного управления в сфере науки и техники является Государственный комитет развития техники, Министерство образования и науки Украины, а также службы сертификации, экспертизы, информации и т.п.

Они разрабатывают принципы научно-технического и инновационного развития страны; обеспечивают развитие научного и научно-технического потенциала Украины; организуют и координируют информационную, инновационную деятельность; осуществляют руководство системой научно-технической экспертизы; обеспечивают интеграцию отечественной науки в мировое научное пространство с сохранением и защитой национальных приоритетов.

Другие органы власти (министерства, комитеты) осуществляют управление в сфере научно-технической и инновационной деятельности в соответствующих отраслях; определяют направления развития научно-технологического потенциала отрасли; формируют отраслевые научно-технические программы; организуют выпуск современной конкурентоспособной продукции; формируют механизм обеспечения научно-технического развития соответствующих отраслей.

Основными целями государственной научно-технической и инновационной деятельности являются:

- приумножения национального богатства на основе использования научно-технических достижений;

- создание условий для достижения высокого уровня жизни каждого члена общества, его интеллектуального развития;

- укрепление национальной безопасности на основе использования научно-технических достижений;

- создание условий для развития научно-технического творчества.

Достижение указанных целей и задач осуществляется путем:

1. Создание благоприятных организационно-экономических и правовых условий для эффективного использования научно-технического потенциала.

  1. Развития приоритетных направлений науки и техники, концентрации ресурсов для их реализации.
  2. Формирования и реализации долгосрочных научно-технических программ.
  3. Разработка действенных механизмов интеграции науки и производства.
  4. Подготовки научных кадров и их социально-экономической защиты.
  5. Создание современной инфраструктуры науки.
  6. Установление эффективного международного сотрудничества в сфере научно-технической деятельности.

Формы и методы государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности зависят от уровня научно-технического потенциала страны.

Научно-технический потенциал страны - это совокупность национальных ресурсов, необходимых для осуществления научно-технической деятельности, и результаты от их использования.

Составляющими научно-технического потенциала выступают:

- материально-техническая база науки (научные организации, лаборатории, экспериментальные производства, информационные центры, оборудование и т.п.);

- научные кадры (ученые, исследователи, конструкторы, изобретатели, научно-технический персонал и др.);

- результаты научно-технической деятельности (изобретения, открытия, научная информация, патенты, научные проекты, авторские свидетельства и т.п.);

- организационно-управленческая структура научной сферы (объемы финансирования, планы научно-технической деятельности, задачи по подготовке кадров, система управления и т.д.).

Украина относится к государствам с высоким научным потенциалом. Это, прежде всего, признанные в мире научные школы, весомые и уникальные достижения в многих сферах - разработке новых материалов, биотехнологии, радиоэлектронике, физике низких температур, ядерной физике, электросварке, информатике и др. Государство должно создать такие условия, которые смогут обеспечить приумножения этого потенциала, прежде всего его максимальную отдачу. Государство должно стать непосредственным проводником инновационного развития, заказчиком и организатором разработок и исследований в самых современных, наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса.

Хотя позиции Украины в научно-технической деятельности являются достаточно высокими, в последнее десятилетие в этой сфере имеют место негативные тенденции во всех подсистемах научно-технического потенциала: новаційному менеджменте (научные кадры, исследовательские разработки); инновационном менеджменте (внедрение и рыночное освоение нововведений); функционально-ресурсном менеджменте (организация, управление, финансовое обеспечение, материально-техническое, информационное).

Так, если в начале 90-х гг. обеспеченность научно-инженерными кадрами в Украине составляет 6,7 человека на 1000 населения (в США - 3,8, в Швеции - 3,0, во Франции - 2,2 лица), то сейчас она сократилась втрое. Технологические исследования выполняют не более 100 тыс. человек (в 1990 г. - 313 тыс). Отечественная наука "стареет" - каждый четвертый ученый - пенсионер, доля ученых в возрасте до 40 лет не превышает 15%.

Обостряются структурные изменения в інноватиці - большая часть докторов и кандидатов наук заняты в позаринковому секторе науки - образовании. В производственной сфере задействовано лишь 0,3% научных работников высшей квалификации. Значительная часть ученых работает на зарубежный интеллектуальный рынок: ежегодно до 200 специалистов эмигрируют, до 10 тыс. ученых выезжает за пределы страны на работу по контрактам, стажировки. Преобладает подготовка научных кадров в областях общественных наук (экономических, политических, юридических, педагогических), что не отвечает потребностям страны.

Объем научно-технических работ в Украине сократился в 4 раза. В лицензионной торговли сложилось отрицательное сальдо, которое растет. На 10 тыс. населения приходится 0,5% охранных документов на интеллектуальную собственность (патенты) (в США - 3,5%, Японии - 27%).

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости формирования действенных рычагов государственного регулирования научно-технической и инновационной деятельности, направленной на технологические изменения, инновационную синергетику (самоорганизацию, самовоспроизведение).



Назад