Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

7.2. Формы регулирования научно-технической деятельности


Достижение целей и задач научно-технической политики осуществляется государством путем применения форм прямого и косвенного регулирования.

К рычагам прямого регулирования в сфере научно-технической деятельности относятся:

- определение государственных приоритетов развития науки и техники;

- формирование государственных научно-технических программ;

- доведение государственных заказов на научно-технические разработки;

- бюджетное финансирование фундаментальных исследований и реализации научно-технических программ;

- проведение государственной научно-технической экспертизы;

- подготовка научно-технических кадров высшей квалификации;

- патентной и лицензионной деятельности.

К рычагам косвенного регулирования научно-технической деятельности относятся:

- создание благоприятных условий для осуществления научно-технической деятельности всеми субъектами предпринимательства;

- правовая защита интеллектуальной собственности;

- освобождение от налогообложения, введение льготного режима налогообложения субъектов хозяйствования в сфере научно-технической деятельности;

- введение льготного кредитования;

- установление взаимовыгодных международных связей;

- пропаганда научно-технических достижений;

- стимулирование научно-технического творчества.

Задачей регулирования научно-технической деятельности является создание оптимального механизма сочетания рыночных и государственных рычагов влияния на научно-технические процессы, их ориентация на экономический рост и интеграцию в мировую экономику.

Рыночный и государственный механизмы регулирования по-разному влияют на эффективность научно-технической деятельности, обуславливают различные действия и политику в этой сфере (рис. 17).

  17

Рис. 17. Условия рыночного и государственного регулирования научно-технической деятельности

Рыночные механизмы развития научно-технической деятельности обусловливают потребность в политике содействия активизации частного бизнеса, создания равных правовых условий защиты интеллектуальной собственности, хозяйствования, конкуренции.

Государственное регулирование связано с выделением приоритетных направлений научно-технической деятельности, формированием программ и госзаказов, их финансированием.

В регулировании научно-технической деятельности важно обеспечить оптимальное сочетание рыночных механизмов и государственного влияния на функционирование и развитие этой важной сферы экономики. Механизм регулирования научно-технической деятельности в целом предусматривает:

- правовое обеспечение научно-технической и инновационной деятельности;

- создание экономически благоприятных условий для эффективного осуществления научно-технической деятельности путем применения налоговых и финансово-кредитных рычагов;

- обеспечение бюджетным, базовым и программно-целевым финансированием научно-технической деятельности в размере не менее 1,7 процента ВВП. Базовое финансирование предоставляется для проведения фундаментальных исследований, развития приоритетных отраслей науки, инфраструктуры научно-технической деятельности, сохранение научных учреждений, которые являются национальным достоянием, подготовки научных кадров. Программно-целевое финансирование осуществляется на конкурсной основе и обеспечивает реализацию научно-технических программ, разработок по государственному заказу и программами международного сотрудничества;

- определение приоритетных направлений научно-технической деятельности, их поддержка и поощрение;

- формирование научно-технических прогнозов и программ;

- мобилизацию средств на научно-техническую деятельность и стимулирование их поступлений;

- стимулирование развития предпринимательства в сфере науки и техники;

- подготовку научных кадров высшей квалификации.

Государственное финансирование научно-технических процессов и программ осуществляется на основе их отбора по следующим критериям:

- направленности на решение первоочередных проблем национальной безопасности государства;

- обеспечение прорыва или сохранения передовых позиций в научно-техническом развитии;

- соответствия требованиям современного мирового уровня;

- наличия условий для реализации;

- многоцелевого назначения;

- обеспечение социального эффекта от реализации;

- экономической целесообразности, окупаемости.

Государственные научные и научно-технические программы является важным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны (рис. 18).

Государственные научные и научно-технические программы формируются Министерством образования и науки Украины, Национальной академией наук, другими центральными органами управления на основе целевых проектов и разработок, отобранных на конкурсной основе с учетом приоритетных направлений развития науки и техники.

18  

Рис. 18. Виды государственных научных и научно-технических программ

При выборе научно-технических приоритетов учитывается:

- состояние, уровень и возможности развития науки и техники в обществе на определенный период времени;

- национальный спрос на научно-техническую продукцию, ее экспортный потенциал;

- согласованность с приоритетными и реальными возможностями социально-экономического развития;

- комплексность и взаимосвязь элементов научно-технической деятельности, ранжованість задач и согласованность действий на стадии "наука-производство";

- экономические, социальные и экологические последствия внедрения результатов научно-технической деятельности в производство.

Исходя из приоритетных направлений, разрабатываются государственные научно-технические программы, которые включают плановые задания государственным учреждениям, государственные заказы частным научно-исследовательским и проектным организациям и ряд прогнозов развития научно-технических исследований.

На основе перечня важнейших разработок, направленных на создание новых технологий и продукции, ежегодно формируется государственный заказ, которое обеспечивает экономически выгодные условия для участия научных, исследовательских и проектных организаций в развитии фундаментальных исследований.

Для обеспечения развития науки и содействие научно-техническом творчестве государство создает систему научно-технической информации, обеспечивает стандартизацию, сертификацию и метрологии, проводит экспертизу научно-технических разработок.

С целью постоянного обновления интеллектуального потенциала общества, развития научно-технической культуры, новаторства, содействие творчества государство обеспечивает престиж научного труда, организует подготовку и повышение квалификации научно-технических кадров, обеспечивает отбор талантливой молодежи, вводит систему аттестации кадров, устанавливает государственные стипендии, премии и почетные звания для лиц, которые сделали значительный вклад в развитие науки.

Государственная политика в сфере патентов и лицензий направлена на регулирование отношений относительно приобретения и использования права на объекты интеллектуальной собственности. Авторы прав получают доходы от использования их продукта в предпринимательской деятельности. Тем самым создается эффективная система мотиваций к научно-технической деятельности, ее практической направленности, повышение качества разработок.

Важным средством государственного регулирования в сфере научно-технической деятельности является государственная поддержка международного научно-технического сотрудничества. Государство создает необходимые правовые и экономические условия для проведения свободных и равноправных отношений с международными организациями, обществами, объединениями. Научно-техническое сотрудничество осуществляется путем проведения совместных исследований, технических разработок на основе кооперации, реализации совместных программ, обмена научно-технической информацией, проведение международных конференций, конгрессов, симпозиумов, обмена кадрами, совместную подготовку специалистов и т.д.



Назад