Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

8.1. Рынок труда: сущность, национальные особенности, тенденции развития


Рынок труда - это часть экономической системы, ее элементов и характеристика, в пределах которых происходит привлечение труда как экономического ресурса к сфере национального производства.

Рынок труда предполагает совокупность механизмов, которые обеспечивают координацию спроса и предложения труда, покупке-продаже рабочей силы, определение ее стоимости, организацию оплаты труда, социальную опеку через предпринимательские структуры.

Итак, рынком труда называется система отношений между работодателем и трудоспособным населением по заключению трудовых договоров (контрактов) относительно количества, условий и оплаты труда; между населением и органами государственного управления по обеспечению права осуществлять любую экономическую деятельность, защиты от дискриминации в сфере труда, пособий и компенсаций при безработице.

Становление национального рынка труда в Украине связывают с принятием Закона "О занятости населения" (1991 г.). С этого времени государство отказалось от права на трудоустройство, начала осуществлять переход от политики полной занятости населения к эффективной политики занятости, взяв на себя определенные обязанности по материальной и социальной поддержки безработных. Для этого были созданы специальные службы инфраструктуры рынка труда - Государственная служба занятости и Государственный фонд содействия занятости населения.

Процесс формирования национального рынка труда происходит медленно, противоречиво и болезненно, поскольку в прошлом эта сфера была одной из наиболее здеформованих. Становление отечественного рынка труда происходило в условиях резкого дисбаланса между спросом на труд и его предложением. По официальным данным, на протяжении 90-х гг. XX в. количество свободных рабочих мест уменьшилось более, чем в 5,5 раза. Уменьшение спроса на труд произошло прежде всего за счет значительного падения реального ВВП, конверсии, структурной перестройки экономики.

Спрос на труд является производным от совокупного спроса. Уменьшение капитальных вложений, потребительских расходов населения привело к значительному сокращению спроса на труд.

Предложение рабочей силы в Украине больше, чем спрос, что предопределяет наличие безработицы и необходимость действенных механизмов снижения и стабилизации.

Формирование национального рынка труда происходит под воздействием миграционных процессов, имеющих внутреннюю и внешнюю направленность. В 90-х гг. миграционное движение населения имел четкую тенденцию, что нашло отражение в уменьшении общей численности населения страны.

Демократизация общественной жизни, рост открытости общества, процессы разгосударствления собственности и приватизации усилили мобильность капитала, либерализации внешнеэкономических связей Украины и режима выезда граждан за ее пределы, что в совокупности активизировало эмиграционное движение.

Однако основная причина небывалого роста количества эмиграции украинских граждан за границу заключалась в кризисном положении на внутреннем рынке труда и резком падении уровня жизни населения.

Массовая эмиграция из Украины вызвана следующими обстоятельствами: ростом безработицы, большой разницей в уровне оплаты труда в Украине и западных странах, отсутствием перспектив профессионального роста, экономической нестабильностью, неопределенностью путей улучшения уровня жизни, отсутствием безопасности граждан и др.

Следует отметить, что эмиграция из Украины, кроме негативных последствий, обещает определенные экономические выгоды. Во-первых, снижает уровень безработицы и смягчает социальную напряженность в обществе. Во-вторых, способствует повышению уровня жизни граждан Украины за счет ресурсов страны пребывания. В-третьих, наполняется валютный фонд страны за счет трансфертных переводов доходов работников-эмигрантов. По-четвертых, способствует профессиональному и культурному росту трудовых мигрантов.

Однако какими бы значительными ни были экономические выгоды от эмиграции, совокупные потери для национальной экономики и общества значительно больше и не подлежащими никакой компенсации.

В целом, нынешняя эмиграционная ситуация в Украине не отвечает национальным интересам. Широкомасштабная эмиграция населения самого активного репродуктивного возраста негативно влияет на демографию страны, ее трудовой потенциал. Поэтому следует выработать и реализовать активную государственную миграционную политику.

Основой государственной эмиграционной политики должны стать межгосударственные соглашения Украины со странами-потребителями нашей рабочей силы, которые обеспечат политические и социальные гарантии работникам-эмигрантам, их профессиональный подбор и подготовку к выезду.

Для обеспечения эффективного регулирования внешних и внутренних миграций населения, координации действий всех заинтересованных ведомств и организаций рекомендуют создать Национальную службу миграции и наладить сотрудничество с Международной организацией по миграции.

В межгосударственном перемещении населения Украины ведущее место занимают страны Европы, а особенно страны СНГ.

По подсчетам специалистов, из Украины ежегодно выезжает почти 370 тыс. человек. Из них 40-45% - высококвалифицированные работники трудоспособного возраста. Более 70% эмигрантов - моложе 40 лет.

Рееміграційні процессы в Украине являются очень активными и включают следующие основные контингенты иммигрантов:

- лица, которые возвращаются в Украину после долгосрочного пребывания за ее пределами. Это контингент, который имеет тесную связь с Украиной, частично обеспечен жильем, однако требует места труда и тем самым увеличивает предложение на рынке труда;

- лица, которые возвращаются в Украину после длительного пребывания за ее пределами, в основном это люди пенсионного возраста, которым не нужна труд и их приезд не сказывается на рынке труда;

- беженцы, которые могут найти спрос на свою рабочую силу в сельской местности.

Внешняя миграция влияет на развитие национального рынка труда, имеет конкретные последствия в зависимости от экономического положения страны и урегулированности движения трудоспособного населения. Государство призвано регулировать эти процессы с тем, чтобы миграция не приводила к чрезмерной несбалансированности на рынке труда.

Национальный рынок труда характеризуется признаками, которые формируются под влиянием различных факторов. Прежде всего, на рынок труда влияет демографическая ситуация, от параметров которой зависит наличие трудового потенциала, плотность населения, миграционный движение и др.

По официальным статистическим данным, в 2001 г. трудоспособное население составило 20,9 млн.. человек и распределялось по отраслям экономики следующим образом: отрасли народного хозяйства в целом - 70,9; промышленность - 18,7; сельское хозяйство - 11,4; строительство - 3,7; транспорт и связь - 5,3; торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки - 5,5; жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание - 3,2; здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение - 6,5; образование, научное обеспечение, культура, искусство - 9,9; финансирование, кредитование, страхование - 0,8; аппарат управления - 4,0; другие отрасли - 1,9%.

В других сферах экономической деятельности занято 29,1%. Из них в личном подсобном сельском хозяйстве - 12,3%.

Важным признаком динамики занятости является заметное уменьшение количества работающих в основных отраслях экономики - в промышленности - в два раза, в строительстве - в 3 раза, транспорте - в 1,7 раза.

Структура занятых по формам собственности претерпела заметных изменений. Так, занятость в частном секторе возникла в 1994 г. и составила на то время 20,4 тыс. человек; на предприятиях со смешанной формой собственности доля занятых несколько снизилась; показатели занятости уменьшились и на предприятиях с государственной формой собственности, однако повысились в хозяйственных обществах и на предприятиях с собственностью иностранных государств.

Рынок труда можно оценивать с разных позиций в зависимости от поставленных задач и целей. Несмотря на то, что рынок труда функционирует в системе рыночной экономики, его рассматривают как определенный социально-экономический организм, содержащий различные средства целенаправленного использования трудового потенциала общества и отдельных регионов. В этом контексте важное значение приобретает концепция сегментации рынка труда.

Сегментация рынка труда заключается в том, что, сосредоточиваясь в определенных отраслях и профессиях, отдельные категории работников с ограниченными возможностями не выходят за пределы определенных сегментов рынка труда и не составляют конкуренции работникам в других секторах занятости, а конкурируют только между собой. В этом смысле можно говорить о рынке женской рабочей силы, молодежный рынок труда, рынок труда людей преклонного возраста, инвалидов и др.

Существуют также рынки труда отдельных профессий: архитекторов, программистов, врачей, учителей, водителей и т.д.

На рынке труда наблюдается дифференциация гарантий занятости и уровня оплаты труда для трудоспособного населения в зависимости от профессиональной квалификации. Западные специалисты выделяют пять групп работников, имеющих разную степень гарантий занятости на рынке труда и соответствующий уровень материальной обеспеченности:

1. Небольшое количество стабильного высококвалифицированного профессионального состава работников. Уровень оплаты и условия труда этих работников соответствуют мировым стандартам. Рост доходов в них превышает уровень инфляции и общее увеличение экономического потенциала страны.

2. Определенная группа профессионалов, которые конкурируют между собой и имеют гарантию зайнятості. их реальная заработная плата растет пропорционально инфляции. Среди этой группы работников нет массовой безработицы.

3. Работники определенных профессий - исполнители физического труда, занятых в отраслях народного хозяйства, объемы производства которых имеют тенденцию к сокращению. Уровень заработной платы этих работников, как правило, поддерживается благодаря коллективно-договорному регулированию и защите со стороны профсоюзов.

4. Представители профессий, характерных для сферы услуг, количество которых в избытке. В этой группе работников низкая заработная плата и низкий уровень гарантий занятости.

5. Работники, не имеющие профессии, или такие, которые длительное время были безработными. К этой группы трудоспособного населения должны применяться специальные меры по обеспечению занятости.



Назад