Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

8.2. Механизм регулирования занятости


В условиях рыночного хозяйствования фактор занятости населения является определяющим в формировании социально-экономического положения страны в целом и каждого человека в частности. Поэтому одной из важнейших функций государственного управления является изучение и соответствующее регулирование процессов занятости населения.

В Украине эти функции регулируются Законом Украины "О занятости населения" (1991 г.), который определяет правовые, экономические и организационные положения по регулированию занятости населения и защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд. Эти положения являются основой правового регулирования занятости населения не только на общегосударственном, но и на региональном уровнях.

Основными социально-экономическими категориями Закона является занятость і безработицы. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме в виде заработной платы, удержание, дополнительных выплат и пособий. Занятость населения, которое проживает на территории Украины, обеспечивает государство, осуществляя политику создания новых рабочих мест, развития предпринимательства, добровольного выбора вида деятельности.

Безработными признаются граждане трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не имеют заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости, ищут работу и готовы приступить к работе. В случае невозможности предоставить соответствующую работу безработному может быть предложена профессиональная переподготовка и выплата материальной помощи.

Законом декларируются принципы государственной политики Украины относительно регулирования занятости населения:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на свободный выбор вида деятельности в соответствии со способностями и профессиональной подготовки с учетом личных интересов и общественных нужд;

- координация деятельности в сфере занятости с другими направлениями экономической и социальной политики на основе государственных и региональных программ занятости;

- сотрудничество профессиональных союзов, ассоциаций предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов во взаимодействии с органами государственного управления в разработке, реализации и контроле за выполнением мероприятий по обеспечению занятости населения.

Механизм регулирования занятости населения включает следующие составляющие: разработку общегосударственной и региональных программ занятости; организацию и обеспечение функционирования государственной службы занятости; участие предприятий, учреждений и организаций в реализации государственной политики занятости; функционирование Государственного фонда содействия занятости населения; профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан; предоставление компенсаций гражданам, потерявшим работу или проходят переквалификацию; контроль государственных органов за соблюдением законодательства о занятости населения.

При решении многих проблем занятости и безработицы важные функции возлагаются на Государственную службу зайнятості. ее деятельность осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины и местных администраций. Она финансируется из Государственного фонда содействия занятости и освобождается от уплаты налогов, таможенных и других сборов, которые вносятся в бюджет.

Согласно Закону, Государственная служба занятости анализирует и прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы управления о состоянии рынка труда; консультирует граждан, владельцев предприятий, учреждений о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, требования к профессиям и по другим вопросам, которые являются полезными для содействия занятости населения; осуществляет учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; оказывает помощь гражданам в подборе подходящей работы, а владельцам - в подборе необходимых работников; организует при необходимости профессиональную подготовку и переподготовку граждан в системе службы занятости и в других учреждениях; регистрирует безработных и оказывает им помощь, в том числе денежную; принимает участие в подготовке перспективных и текущих программ занятости и мер по социальной защите различных групп населения от безработицы.

Безработица рассматривается как явление, удостоверяющий нарушение равновесия, т.е. как результат определенных макроэкономических колебаний. Поскольку безработица наблюдается во всех странах рыночной экономики и в разные периоды, то его можно в определенной степени считать своеобразной нормой, макроэкономическим явлением.

Во-первых, безработица является свидетельством недоиспользование ресурсов общества, а следовательно, и фактором, который действует в сторону уменьшения ВВП, совокупного предложения.

Во-вторых, безработица - это также определенное количество людей с уменьшенной платежеспособностью, что в свою очередь приводит к уменьшению совокупного спроса. Таким образом, безработица влияет на макрорівновагу как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Острота проблемы безработицы в разных странах и в разные периоды возникала неодинаково. Так, в Швеции в 20-30-е гг. XX в. проблема безработицы трудоспособного населения была острее, чем в Великобритании. В Швеции в то время не имело работы около 25%, а в Великобритании - 8% трудоспособного населения. Однако начиная с 50-х гг. в Швеции был найден способ решения проблемы безработицы, и с тех пор его уровень даже в кризисные годы не превышал 4%. В то же время для Великобритании эта проблема существенно обострилась именно в конце 70-х - начале 80-х гг.: в 1975 г. уровень безработицы достигал 24%, в 1980 г. - около 18%.

Мировой опыт свидетельствует, что определенный процент безработицы существует всегда. Чтобы понять природу этого явления, надо рассмотреть основные потоки на рынке труда (рис. 20).

20  

Рис. 20. Направления основных потоков рынке труда

Приведенная схема потоков на рынке рабочей силы достаточно упрощена. Она иллюстрирует прямое и опосредованное преобразования работающих на безработных и наоборот.

Общее количество безработных формируется четырьмя потоками за счет: работников, потерявших работу в результате структурной перестройки производства или его сокращение в период кризиса; работников, которые оставили работу добровольно; неработающих, которые впервые появились на рынке труда в поисках работы (выпускники школ, учебных заведений, уволенные с военной службы и т.п.); неработающих, которые повторно появляются на рынке труда.

Поскольку рыночная экономика основывается на свободном выборе деятельности, то наличие людей, которые добровольно оставляют работу в поисках другой, является естественной. Так же естественным является появление на рынке труда людей, достигших трудоспособного возраста и впервые ищут себе место работы.

Считается, что естественный уровень безработицы является величиной переменной, которая зависит от уровня благосостояния населения, применяемых технологий, правительственной политики в сфере социальной защиты и т.п. В частности, принято считать, что естественный уровень безработицы составляет 5,5-5% от общей численности трудоспособных.

При изучении проблем макроэкономического равновесия выделяют различные виды безработицы: фрикционное, структурную и циклическую.

Проблема фрикционной безработицы - это проблема длительности пребывания определенного количества людей без работы в промежутке, когда они оставили одну работу и еще не устроились на другую. Самым распространенным средством уменьшения расходов вследствие фрикционной безработицы является сокращение времени поиска работы за счет лучшей информированности тех, кто ее ищет, относительно возможностей рынка труда; упрощение процедуры увольнении и приеме на работу. Значительная роль здесь отводится службам занятости.

Структурная безработица связано с изменениями в спросе на труд. Поскольку спрос на труд является производным от спроса на товары и услуги, структурная безработица вызывается изменениями на рынке товаров и услуг. К последним относятся изменения во вкусах и предпочтениях потребителей; уровень инвестиций в создание новых товаров и услуг; в торговых связях страны, ее месте в международном разделении труда и специализации на создании новых товаров и услуг.

Мировая практика хозяйствования выработала такие противодействующие этому виду безработицы средства: гибкую систему образования, способного ориентироваться на изменения спроса в рабочей силе на рынке; территориальную мобильность рабочей силы; бюджетно-налоговую политику, направленную на создание новых рабочих мест; эффективную систему информации о состоянии рынка труда; развитую систему учреждений для переквалификации работников в соответствии с спроса.

Циклическая безработица принято рассматривать как прямое следствие недостаточного спроса, что превышает естественный уровень безработицы. Теория и практика хозяйствования свидетельствуют о том, что периоды увеличения потребительских расходов совпадают с уменьшением уровня безработицы, а в период сокращения расходов уровень безработицы увеличивается. Уменьшение совокупного спроса приводит к циклической безработицы.

Особых рис приобретает безработицы в постсоциалистических странах. Лишенные проблемы явной безработицы в социалистическом прошлом, эти страны столкнулись с ней в период рыночных изменений.

Медленные темпы преобразований, непоследовательность их реализации привели к высокому уровню безработицы и несоответствия официального и реально имеющегося его уровней. Официально безработными в Украине в 2001 г. считались 1008,1 тыс. человек, что составляет 3,7%. Однако специалисты подтверждают скрытую форму безработицы, несоответствие официальных и фактических величин, которая обусловлена различными причинами.

Во-первых, через кризисное состояние национальной экономики большинство работников государственных предприятий работают неполную рабочую неделю или находятся в длительных неоплачиваемых отпусках.

Во-вторых, значительную часть экономики составляет теневой сектор. По данным представительства Всемирного банка, в Украине на теневую экономику приходится около 75% зарегистрированных частных предприятий, до 30% государственных предприятий. В теневом секторе создается более 60% валового внутреннего продукта. Существование теневой экономики в значительных масштабах обеспечивает трудоустройство людей вне официальным каналам.

В-третьих, значительная часть безработных не регистрируются в службах занятости, зная о мизерности пособия по безработице и не рассчитывая на помощь с трудоустройством.

По официальным данным, уровень безработицы по состоянию на 1 января 1999 г. составил 3,7%, в последующие годы он вырос до 4,3 и 4,2%, а в 2001г. уменьшился до 3,7%.

Особенность безработицы в Украине заключается и в специфике отдельных его видов. Несмотря на кризисное состояние экономики, циклическая безработица не вступило реально возможных масштабов, поскольку в значительной степени сдерживалось дотированием государственных предприятий. Медлительность рыночных изменений тормозит и структурная безработица, а фрикционное безработица возникает в первую очередь через низкую заработную плату в государственном секторе.

В Украине существуют реальные возможности для повышения уровня занятости через развитие частного предпринимательства, малого бизнеса, сферы услуг, фермерства, внедрение гибких форм занятости и др.

Однако проблема занятости населения требует квалифицированного государственного регулирования. Его должны осуществлять специальные государственные и негосударственные учреждения с целью обеспечения оптимального уровня занятости, повышение мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест и т.д.

Степень регулирования рынка труда оценивается долей ВВП, которая тратится на его реализацию. В странах - членах ОЭСР на реализацию программ на рынке труда расходуется от 0,5 до 5% ВВП. В Украине объем этих расходов в последние годы колеблется от 0,3 до 0,6% ВВП.

Опыт многих стран показывает, что наиболее действенными являются четыре направления государственного регулирования занятости. Во-первых, стимулирования роста занятости и увеличение количества рабочих мест. Во-вторых, подготовка и переподготовка рабочей силы. В-третьих, содействия найму рабочей силы. По-четвертых, социальное страхование безработицы.

Однако первоочередным условием эффективного функционирования рынка труда в Украине является активизация экономических реформ и преобразований.

При прогнозировании безработицы в Украине надо учитывать факторы, которые будут действовать как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения его уровня. Так, к росту безработицы приведут структурная реорганизация экономики, ограничения финансовой поддержки нерентабельных производств, недостаток инвестиций, неэффективность работы служб занятости, низкая дисциплина органов исполнительной власти.

На уменьшение безработицы будут влиять развитие отраслей непроизводственной сферы, развитие частного сектора, низкие доходы.



Назад