Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

8.4. Государственное регулирование оплаты труда


Оплата труда - это вознаграждение, которое исчисляется, как правило, в деньгах, которую по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную работу или предоставленные услуги. По условиям классической рыночной экономики оплата труда регулируется законом стоимости рабочей силы и законом спроса и предложения.

Оплата труда осуществляется в виде государственного і договорного регулирования.

С целью защиты населения от роста цен при кризисном состоянии национальной экономики для гарантированного обеспечения прожиточного минимума государство регулирует оплату труда адекватно условиям переходного к рынку периода. Государство осуществляет регулирование оплаты труда путем установления минимальной заработной платы, других государственных норм и гарантий в оплате труда, межотраслевых соотношений, условий и размеров оплаты труда в бюджетных организациях и учреждениях, максимальных размеров должностных окладов руководителей государственных предприятий. Это методы прямого государственного регулирования. Кроме них, государство применяет методы косвенного влияния на уровень оплаты труда - налогообложение доходов работников, фонда потребления и т.п.

Договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе системы тарифных соглашений, что заключаются на межотраслевом (генеральное тарифное соглашение), отраслевом (отраслевое тарифное соглашение), производственном (тарифное соглашение в коллективном договоре) уровнях.

Государственное регулирование оплаты труда осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "Об оплате труда" (1995 г.), Кодекса Законов о труде Украины.

Организация оплаты труда осуществляется на основании нормативно-правовых актов, генерального соглашения, отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров. Субъектами организации оплаты труда являются: органы государственной власти и местного самоуправления; владельцы, объединение собственников или их представительные органы; профессиональные союзы; работники.

Источником средств на оплату труда работников хозрасчетных предприятий часть дохода и другие средства, полученные в результате хозяйственной деятельности; государственных учреждений и организаций - средства соответствующих бюджетов; часть доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности; общественных организаций - из средств, которые формируются в соответствии с уставом.

Основным элементом государственного регулирования оплаты труда является регулирование минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную почасовую норму труда. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной для предприятий всех форм собственности и хозяйствования.

Размер минимальной заработной платы определяется с учетом стоимостной величины минимального потребительского бюджета с постепенным сближением уровней этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны; общего уровня средней заработной платы; производительности труда; уровня занятости и других экономических условий.

Минимальная заработная плата должна устанавливаться в размере не ниже, чем стоимостная величина границы малообеспеченности в расчете на трудоспособное личность. ее размер пересматривается в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары, тарифы на услуги.

Так, за период с 1998 до 2004 г. величина минимальной заработной платы менялась с 15 грн. до 205 грн. в месяц, однако была ниже уровень малообеспеченности.

Размер минимальной зарплаты используется как расчетная величина для определения объемов уставных фондов акционерных обществ, Ооо, пособий, компенсационных и других выплат, а также при установлении штрафных санкций.

Государственное регулирование оплаты труда заключается в введении тарифной системы, форм и систем оплаты труда, единых тарифных условий. Тарифная система - это совокупность тарифных сеток, пруд, схем должностных окладов и тарифно-квалификационных справочников. Она является основой для формирования и регулирования заработной платы. Государством устанавливаются иные нормы и гарантии в оплате труда: нормы оплаты труда за работу в сверхурочное время, в праздничные, нерабочие, выходные дни, в ночное время, время простоя не по вине работника, брак не по вине работника, за сокращенный рабочий день работающих подростков; гарантии для работников при оплате ежегодных отпусков, за выполнение государственных и общественных обязанностей и т.п.; компенсации работникам, в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок и др.

Договорное регулирование оплаты труда на всех уровнях осуществляется в соответствии с Законом Украины "О коллективных договорах и соглашениях".

Нормы коллективного договора, предполагающих оплату труда ниже, чем нормы, определенные генеральным, отраслевым или региональным соглашениям, но не ниже, чем государственные нормы и гарантии в оплате труда, могут применяться лишь временно на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более, чем шесть месяцев.

Опыт ведения хозяйства и регулирования показал, что в условиях кризисного состояния экономики рыночные механизмы государственного и коллективно-договорного регулирования оплаты труда в полном объеме не срабатывали. На их функционировании негативно сказались отставание в реформировании денежно-кредитной и налоговой систем, высокие темпы инфляции, резкий рост цен и безработица, несовершенство механизма социального партнерства, отсутствие эффективных мотивационных рычагов высокопроизводительного труда.

С целью углубления экономических реформ и решение одной из наиболее острых социальных проблем начата разработка Концепции дальнейшего реформирования оплаты труда в Украине.

Согласно Концепции реальное повышение заработной платы станет возможным за счет обеспечения роста объемов производства, производительности труда, финансовой стабилизации предприятий, ликвидации задолженности по заработной плате в производственной и бюджетной сферах, задействование механизма банкротства предприятий.



Назад