Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

9.1. Социальное рыночное хозяйство как реальная цель экономических изменений


Социальная рыночная экономика предусматривает регулирующую роль рынка. Она основывается на частной собственности, правовых гарантиях, действенной системе государственного управления, внедрении экономических стимулов, наличия контролирующих органов. В этих пределах каждая страна может развиваться в соответствии со своими традициями. Рыночная экономика автоматически не обеспечивает благосостояния и не предохраняет от ошибок. Она требует напряженного труда, гибкости, новых идей, постоянного сравнения достигнутого уровня производительности труда в своей стране с другими.

Спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке. Социальное рыночное хозяйство делает ставку на свободное предпринимательство, свободный выбор потребительских товаров, труд, способность предпринимателей и профсоюзов разрабатывать тарифные соглашения относительно уровня оплаты труда. Эта система не возлагается на государство и его структуры, поскольку участники рыночных отношений лучше знают свои потребности и возможности.

При этом государство следит за соблюдением правил игры участниками рыночных отношений и создает соответствующие условия для нормальной экономической жизни.

В экономической системе особой защитой и гарантиями должны пользоваться те, кто потерял или имеет ограниченную трудоспособность. Поэтому возникает потребность сочетание двух составляющих рыночной экономики - свободного рынка и ответственности государства. Это характерно для концепции социальной рыночной экономики.

Примером ее реализации являются Германия, в которой экономическая политика была расширена в результате введения глобального регулирования. Так называемая политика хозяйственного порядка была дополнена концепцией политики влияния государства на хозяйственные и социальные процессы. Еще больший регулирующее воздействие государства на социальную политику наблюдается в Швеции, где 30-35% валового внутреннего продукта направляется на социальные нужды.

Главной целью экономической политики в условиях социального рыночного хозяйства является обеспечение стабильности уровня цен, высокой занятости и внешнеэкономической равновесия при постоянном экономическом росте.

Принципиально новая система социальных отношений, которые формируются в Украине, должна быть адекватно воспроизведена в социальной политике государства. Процесс осуществления активной социальной политики, направленный на формирование нового качества социального бытия, на повышение индекса человеческого развития.

Социальная политика - это система правовых, управленческих, организационных, регулятивных и саморегулятивних мероприятий и действий, целенаправленной деятельности субъектов хозяйствования, направленная на обеспечение оптимального функционирования социальных отношений, условий для их развития, всесторонней самореализации социального потенциала личности, ее социальной безопасности.

Социальная политика -- это совокупность принципов, решений, действий общественных объектов, которые находят воплощение в социальных программах и социальной практике с целью удовлетворения социальных потребностей и интересов человека, социальных общностей и общества в целом.

Важную роль в социальной политике играют субъекты - человек, государство, общество, социальные общности и институты, политические партии, общественные организации, ассоциации граждан, фонды, коллективы и т.д. Все они имеют разный общественный характер, занимаются различной социальной деятельностью, у них разные возможности, масштабы и способы влияния на развитие социального бытия, обеспечения социальной безопасности человека и общества.

В сложной структуре субъектов социального развития и осуществления социальной политики непосредственным и основным субъектом является личность, индивидуальность. Ни одна задача социального развития и социальной политики не может быть разрешено, если не будут созданы условия для самореализации потенциала человека.

Основным координирующим субъектом выступает социальное государство, которое по своему потенциалу превосходит возможности других субъектов этого процесса.

Социальная политика государства предусматривает:

- регламентации условий взаимодействия субъектов экономики в социальной сфере;

- регулирование занятости населения;

- распределение и перераспределение доходов населения;

- формирование стимулов к высокопроизводительному труду;

- предоставление социальных гарантий экономически активной части населения;

- создание действенной системы социальной защиты населения;

- обеспечение развития элементов социальной инфраструктуры.

Целью социальной политики государства является обеспечение социальной безопасности, то есть стабильной жизнедеятельности общества, социального согласия, целостности, надлежащего уровня благосостояния людей.

В основу реализации социальной политики возложена несколько подходов - социальный, рыночный и их сочетание. Социальный подход гарантирует каждому члену общества доходы, не меньше черте малообеспеченности; рыночный - предусматривает создание надлежащих условий для выявления каждым членом общества экономической активности с целью получения доходов; комбинированный подход содержит элементы первых двух, что обеспечивает эффективность социальной политики, высокий уровень благосостояния населения.

Социальная политика реализуется через систему социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита - это система правовых, финансовых, экономических мер, которые осуществляет государство с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня граждан; поддержка наиболее уязвимых слоев населения от негативного влияния рыночных процессов. Социальные гарантии - это система обязательств государства перед своими гражданами относительно удовлетворения их социальных потребностей.

Ключевой проблемой современной социальной политики является изменение роли человека в системе факторов производства в связи с увеличением значения творческих и личностных элементов в трудовых процессах. Человек становится центром социально-экономической системы, и удовлетворение ее потребностей является целью и условием устойчивого развития.

В то же время растет глобальная трансформация рынка труда в направлении увеличения гибкости, багатовартісності отношений. Активизация этого процесса имеет и негативные последствия, поскольку приводит к росту безработицы, уменьшение доли стабильно занятого населения, подрыву традиционных гарантий и норм в сфере труда.

Современная социальная политика призвана выполнять две взаимосвязанные функции: защиты и развития, то есть может быть пассивной и активной.

Формирование концепции социальной политики страны должно осуществляться на основе глубокого анализа состояния и тенденций развития социальной сферы, оценки и учета опыта соседних стран.

Социальные проблемы отдельных стран, которые ранее игнорировались на международном уровне, сегодня приобрели большую актуальность и гостроти. их решение требует подходов и новых коррекций приоритетов в социальной сфере: сокращения и ликвидации нищеты, обеспечения продуктивной занятости и сокращение безработицы, содействие социальной интеграции.

В последние годы на межгосударственном уровне систематически проводятся акции по выработке механизма международной поддержки в решении социальных проблем - участие высокоразвитых стран в финансировании социальных программ, обеспечении базового социального сервиса, предоставление гуманитарной помощи, содействия предпринимательству, науке, образовании, культуре стран, которые имеют в этом потребность.

Акции на национальном уровне включают меры по выработке такой социально-экономической политики, которая мобилизует внутренние резервы страны и обеспечивает эффективное использование внешних пособий и поддержек.

Современная ситуация в украинском обществе характеризуется ростом социальной напряженности - с одной стороны и попытками самостоятельного решения социальных проблем - с другой. Эти противоположные тенденции находятся в состоянии неустойчивого равновесия и приводят к усилению социальной напряженности, неконтролируемого развития событий.

Низкие темпы реформирования национальной экономики привели к негативных социальных последствий, угрожающих безопасности страны в социальной сфере. По основным показателям социального развития Украина находится на опасной грани. Так, за ІЛР Украина с 45 места в начале реформ опустилась на 102. И это при том, что образовательный уровень населения - один из весомых показателей ІЛР - остается достаточно высоким. Расходы на образование в Украине составляют 7,2% ВВП по сравнению со среднемировыми - 4,8%. Объем ВВП на душу населения уменьшился за последние 10 лет в 2,7 раза и составляет менее 1 тыс. долл. США. Значительный внешний долг в сумме 12-14 млрд. долл. США усиливает экономическую зависимость государства в будущем. По данным Всемирного банка, за чертой бедности находится 31,7% населения Украины.

Обнищание основной массы населения вследствие неблагоприятного соотношения цен и доходов, потеря источников получения доходов вместе с одновременным появлением значительного количества платных услуг социального характера обусловили неестественное сокращение платежеспособного потребительского спроса, деформировали побудительные мотивы к труду, расширенного производства, накопления и привели к оттоку ресурсов из производственной сферы.

Улучшить ситуацию можно при условии, если в центре реформирования системы хозяйствования и управления будет человек с ее интересами и проблемами. Однако, как свидетельствует опыт, реформирования сферы социального развития в Украине осуществляется непоследовательно и противоречиво. Одной из причин такого положения является неопределенность общих теоретических положений. Новые условия хозяйствования требуют пересмотра теоретических основ этой сложной проблемы. Кроме того, вхождение Украины в европейское сообщество накладывает определенные обязательства относительно учета международного опыта внедрения рыночных организационно-правовых моделей социального развития и сложившегося уровня социальных стандартов жизни.

В мировой теории и практике социального развития применяются несколько терминов: социальная защита, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь, социальная политика, социальное развитие. По своему экономическому содержанию все они имеют принципиальные различия. В одних случаях они отражают сферу и результат деятельности органов государственной власти, в других - вид государственной помощи населению дифференцированной по причинам, которые ее вызвали.

По нашему мнению, наиболее широким, масштабным понятием является "социальная политика", которую можно рассматривать как комплекс мер со стороны государства, предприятия и лица, направленных на повышение уровня жизни. Основными направлениями социальной политики в Украине является создание надлежащих условий для обеспечения каждым работником своего благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности; государственное социальное обеспечение и помощь при потере заработка по любым причинам; социальная защита прав и свобод человека в случаях их нарушения путем привлечения виновников к ответственности; обеспечение оптимального и стабильного финансирования, государственной поддержки развития социальной сферы - образования, науки, медицины, культуры и т.д. Тогда "социальное обеспечение" и "социальная защита" является составным элементом социальной политики.

Термин "социальное страхование" означает процесс аккумуляции средств для осуществления выплат гражданам из причин частичной или полной потери трудоспособности, имущества, поддержки материнства и детства, охраны здоровья.

Ретроспективные теоретические исследования свидетельствуют, что впервые термины "социальная защита" и "социальное обеспечение" использовал в 1934 г. президент США дж. Рузвельт, который в одном из разделов своей программы "New Deal" предсказал Акт о социальном обеспечении - определенные социальные гарантии граждан со стороны государства.

По своему потенциалу государство как субъект социальной политики преобладает возможности других субъектов. Однако ни одно современное государство не в состоянии преодолеть все социальные проблемы, а особенно новые, связанные с глобальными трансформационными процессами. Многие специалисты считают, что современная социальная политика из "политики потерь" должна превратиться в политику предупреждения возникновения социальных проблем. Главное внимание субъектов социальной политики должна сосредоточиваться на причинах социальных неурядиц вместо политики их решения или смягчения.

На протяжении последних 10 лет была недостаточной социальная направленность бюджета в Украине. В 2003 г. доля бюджетных средств на социальную защиту составила 39,2%, тогда как в Польше - 48,2%. Расходы на здравоохранение составляют около 4,0% к ВВП, что значительно меньше, чем в Великобритании (5,7%), США (6,6%), Швеции (7,2%), Польши (4,8%). Кроме того, расходы на социальные нужды в развитых странах мира растут в 1,8 раза быстрее, чем ВВП, величина которого во много раз превышает отечественный. Такие существенные вложения в человеческие ресурсы позволяют обеспечить высокое качество жизни, конкурентоспособность рабочей силы, ее высокую производительность. И при этом значительная часть населения этих стран не удовлетворена мерами государств относительно социальной политики. Так, в Японии около 60% населения не удовлетворены социальной защитой, несмотря на развитую систему страхования, занятости, здравоохранения, шестиуровневое пенсионное обеспечение.

В странах с развитыми рыночными отношениями сформировался механизм саморегулирования социальных и экономических проблем. В странах с переходной экономикой отдельный человек не в состоянии решить свои социальные потребности через низкий уровень оплаты труда. В Украине рыночные механизмы регулирования оплаты труда в полном объеме не срабатывают. Одновременно с ростом номинальной заработной платы происходит снижение ее реальной стоимости. Нынешний уровень заработной платы не обеспечивает работнику достаточных для расширенного воспроизводства объемов потребления материальных благ. В 1990 г. расходы на питание семьи составляли 32,8% совокупного дохода, в 2003 г. - 56,6%. Резкое повышение платы за жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, коммерциализация социальной сферы невозможным участие граждан в процессах инвестирования экономики. Низкий уровень оплаты труда - основная причина отсутствия среднего класса - основы стабильного общества. Заявленные принципы социального партнерства между работодателями и работающими постоянно нарушают. Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины определила, что 62,2% нарушений относятся к нормирования и оплаты труда, компенсационных выплат. Занятость населения перестала выступать гарантом его благосостояния.

Значительное количество занятых в народном хозяйстве находится в длительных административных отпусках (37,4% в промышленности), работает в режиме неполного рабочего дня (26,2%), что не обеспечивает им надлежащих заработков. Кроме того, это приводит к дисквалификации рабочей силы, потери мотивации к труду, неудовлетворенность своим социальным положением.

Для развития национальной экономики ощутимыми стали международные трудовые миграционные процессы. По данным центра "Демократические инициативы", не менее млн. украинских граждан выезжают за границу на временные работы, существует проблема нелегальной эмиграции.

Следовательно, государству не удалось создать надлежащих условий для самостоятельного решения вопросов своего благосостояния той частью общества, которая хочет и может работать. Государство оставило за собой сложную функцию социального обеспечения неработающих слоев населения, выполнение которой на должном уровне становится все более проблемным. В Украине около 14 млн. граждан требуют особого внимания и заботы со стороны государства. По официальным данным, в органах социальной защиты населения состоит на учете 2,4 млн. инвалидов, что составляет 4,8% к общей численности населения страны. Причем за последние 5 лет их количество увеличилось почти на 700 тыс. человек. Все они требуют различных форм социальной защиты.

Социальной помощи и защите нуждаются и малообеспеченные, многодетные семьи. В 2001 г. государственную помощь в виде жилищных субсидий получали около 2 млн. семей.

Многократные попытки властных структур по совершенствованию механизмов социального развития не имели видимых результатов. Все действия властей сводятся к очередного пересмотра в сторону увеличения социальных стандартов - величины прожиточного минимума, минимального размера оплаты труда, размеров пенсионного обеспечения, социальной помощи, норм потребления продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечения медицинскими, образовательными, социально-культурными услугами и т.д.

Уровень безработицы, определенный по методике МОТ, в Украине составляет 11,7%. Поэтому приоритетным направлением государственной социальной политики является обеспечение граждан трудом. С этой целью правительством предполагается к 2004 г. создать 1млн. дополнительных рабочих мест. В современном мире стоимость каждого нового рабочего места составляет в среднем 1-1, 5 млн. долл. США. Для реализации этого мероприятия правительству нужно сосредоточить свыше 6 млрд. грн. бюджетных средств или внедрить действенный механизм их создания негосударственными структурами.

Активизировать инвестиционную деятельность граждан можно только путем значительного повышения оплаты труда (3-6-кратного для различных категорий работающих). Надо улучшить защиту прав работающих в Украине - основной источник финансовых ресурсов для осуществления социальной защиты и развития.

Как показывает анализ ситуации, при существующих условиях государственного управления власти и предусмотренные ею меры не способны преодолеть развитие глубоких социальных противоречий, а нерешительность в разработке стратегии реформирования социальной сферы может привести к перерастанию социальной напряженности в социальный конфликт.



Назад