Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

9.2. Характеристика моделей социальной политики государства


Мировая практика хозяйствования произвела несколько типов моделей социальной политики.

1. Модель социальной защиты в плановой экономике органично вписывалась в комплекс взаимоотношений между государством и субъектами хозяйствования, государством и отдельным лицом, субъектом хозяйствования и работающими. Она характеризовалась рядом признаков, несовместимых с рыночной экономикой. Это, во-первых, преобладание в доходах граждан трудового дохода, полученного в государственном секторе экономики. Государственное регулирование оплаты труда рассматривался как инструмент избежания неравенства в распределении доходов. Пенсионная система также ориентировалась на перераспределение трудового дохода между поколениями.

Во-вторых, политика заработной платы направлялась на общую занятость населения. Доля активного населения была довольно высокой.

В-третьих, государство поощряло коллективные формы потребления (дошкольные детские учреждения, образование, отдых), делала акцент на натуральные формы потребления (бесплатные жилье, здравоохранение, образование и т.д.).

По-четвертое, основным - каналом перераспределения заработанных благ были государственные предприятия.

Таким образом, государство обеспечивало определенные социальные гарантии по соблюдению определенного стандарта уровня жизни. В процессе перехода к рынку все эти элементы оказались практически ликвидированными. Поскольку новая модель находится еще в стадии формирования, то образовался социальный вакуум, в течение которого значительная часть населения оказалась без надлежащей защиты и помощи. Бедность за годы перехода к рынку стала распространенным явлением. Стала четко прослеживаться неравенство в доходах, уровень которой резко возрастал. Выделилась новая группа населения - "новые бедные", это те граждане, которые ранее принадлежали к среднему классу. Это, как правило, работающие бедные, доля которых в Украине составляет 38,8%. Причина такого положения среди работающих - низкая реальная заработная плата во многих секторах экономики, которая в состоянии содержать только одно лицо.

2.Модель либеральной социальной политики характерная для американского общества. Она базируется на отделении социальной защиты от функций рыночного хозяйствования; ограниченном, но достаточно высоком защите лишь тех слоев населения, которые не имеют, кроме, социальных, других доходов. Эта модель обеспечивает высокий уровень и качество жизни основной части населения, стимулирует членов общества к самосовершенствованию.

3.Скандинавская модель социальной политики считается наиболее соціалізованою, поскольку в наибольшей степени работает на удовлетворение потребностей общества. В Швеции, Норвегии, Финляндии и других североевропейских странах социальная политика выступает как цель экономического развития государства. Характерными признаками этой модели являются:

- высокая доля ВВП, которая распределяется через бюджет;

- значительные финансовые ресурсы аккумулированные "в руках государства";

- доминирование идей равенства, справедливости, солидарности при осуществлении социальной политики;

- жесткая государственная политика доходов;

- социальная защита населения за счет государственных финансовых ресурсов.

4. Западноевропейская модель (Франция, Австрия, Германия, Италия) социальной политики базируется на эффективной системе социальной защиты, в основе которой лежат значительные государственные (более 50%) и негосударственные средства.

Определенными особенностями характеризуется социальная политика в других странах мира - Великобритании, Японии и др. Следует отметить, что каждая страна имеет свои особенности формирования и осуществления социальной политики, отражающие национальные традиции и менталитет, исторический опыт, социально-экономический уровень развития экономики, финансовые возможности государства.

5. Социальная политика нашей страны формируется с учетом мирового опыта и вышеупомянутых факторов.

Выход отечественной экономики на траекторию роста требует перестройки социальной сферы и, прежде всего, существенного повышения благосостояния людей, преодоления глубокого падения их жизненного уровня. Для этого государство должно максимально полно использовать новые экономические условия хозяйствования, результаты стабилизации и роста.

Существующая на сегодня модель экономической политики ориентирована преимущественно на защиту социально уязвимых слоев населения. Логика новой стратегии предполагает принципиальное корректировки политики доходов - перенос основных акцентов социальной политики на работающую часть населения. Существующее занижение стоимости рабочей силы значительно тормозит развитие внутреннего рынка, динамику экономических процессов. Практически полностью утрачено стимулирующую функцию заработной платы, ее влияние на развитие производства, научно-технический прогресс сведено к минимуму. Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что экономика, которая базируется на низкой стоимости рабочей силы, не обеспечивает высоких стандартов потребления, процессов накопления, качественного воспроизводства рабочей силы. При таких условиях сдерживается развитие всей социальной инфраструктуры - образования, медицины, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Активная социальная политика направляется на борьбу с бедностью, сохранение человеческого капитала, его приспособление к потребностям рыночной экономики, содействие экономическому росту, обеспечения социальной справедливости и политической стабильности.

Социальная политика - не принудительная надстройка над комплексом экономических реформ, а их активная составляющая, которой определяется успех преобразований в обществе. Индикатором успеха реформирования экономики служит уровень жизни населения. При этом важно знать уровень жизни не только среднестатистического жителя страны, а каждой группы населения в каждом регионе страны.

Перестройка социальной сферы страны сопровождается обострением проблем и потрясениями, нестабильностью в обществе.

Современная модель отечественной социальной политики сориентирована на симбиоз либерализма и социальной ориентации. В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов государство должно создать условия для самореализации и самообеспечения экономических субъектов, а также сформировать эффективную систему социальной защиты населения. Эта модель содержит все положительные элементы существующих мировых систем социальной политики.

Реформирование социальной политики должно осуществляться одновременно с экономическими преобразованиями и ориентироваться не только на собственные традиции, квазіміфи, но и динамические тенденции мировой экономики. Мировая экономика и сообщество очень быстро переходят в новое качество - группируются по интересам, по-новому решают проблемы глобального уровня, мыслят другими категориями, создают межгосударственные надстройки. Процессы этих изменений - очень сложные, противоречивые, динамические, поэтому требуют оперативного анализа и адекватного реагирования.

Трансформационные процессы в Украине, вызванные реформированием форм собственности, глубоким расслоением членов общества по уровню доходов, ограниченными финансовыми возможностями государства, ставят в разряд первоочередных вопрос о социальном партнерстве между государством и гражданами, социальными группами, субъектами производственного процесса и т.д.

Новые условия хозяйствования и жизни требуют реализации новой концепции государственного регулирования социального развития. В основу этой концепции должны быть положены новое содержание и формы деятельности государства в проведении социальной политики: решение проблемы собственности и власти, содействие формированию среднего класса, признание экономической свободы как общественной ценности, налоговое стимулирование создания новых рабочих мест, обеспечение социальной защищенности и безопасности граждан, приближение к мировым социальных стандартов, цен и тарифов.



Назад