Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

9.3. Социальная защита и регулирования доходов населения


Особенностью социальной политики Украины в переходный период является приоритет социальной защиты населения, повышение роли личного трудового дохода, формирование нового механизма финансирования и регулирования развития социальной сферы.

Основное содержание политики социальной защиты трудоспособного населения сводится к созданию необходимых условий повышения каждым работником своего благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства, деловой активности. С учетом состояния экономики государство осуществляет защиту от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума. Государственное регулирование осуществляется путем реализации следующих мер: определение минимальной заработной платы, минимальных потребительских бюджетов прожиточного минимума; создание государственных и негосударственных пенсионных фондов и фондов социальной защиты; изменения условий оплаты труда, разработки новой системы пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, зарплаты в бюджетных организациях и учреждениях и их финансовое обеспечение; внедрение системы индексации доходов и сбережений населения; разработки общегосударственных и региональных программ, помощи отдельным слоям населения; реализации мер по защите внутреннего потребительского рынка; введение компенсационного механизма для населения в связи с повышением цен на товары и услуги.

Основным вопросом, который требует решения, является поэтапное осуществление глубокой структурной реформы заработной платы, которая подразумевает переход от действующей модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных социальных благ, к новой модели, которая предполагает высокую цену рабочей силы и платное удовольствие соответствующих услуг. Проведение такой реформы позволит не только существенно увеличить долю заработной платы в структуре ВВП, скорректировать ее величину согласно изменения цен, но и существенно уменьшить давление социальных расходов на бюджет государства.

Существенный рост цены рабочей силы имеет важное значение и с учетом вхождения Украины в мировое экономическое пространство.

В процессе реформы заработной платы должны осуществляться мероприятия по благоустройство регулирующей функции минимальной заработной платы. Она не должна быть ниже, чем официально установлена черта малообеспеченности. В связи с этим нужно постепенно повышать минимальную заработную плату в народном хозяйстве до 60% средней заработной платы, как это рекомендует Международная организация труда.

Важным мероприятием реформирования оплаты труда должно стать обеспечение прогрессивных изменений в соотношении между тарифной и надтарифною долями оплаты труда. Речь идет о необходимости повышения доли тарифа в средней заработной плате от критического уровня (15-25%) до оптимальных размеров (70-80%). Это будет способствовать повышению производительности труда и обеспечивать оптимальную, обоснованную, межотраслевое, міжкваліфікаційну, міжпосадову дифференциацию заработной платы.

При реформировании системы оплаты труда особое внимание должно уделяться обоснованному установлению межотраслевых коэффициентов в Генеральной тарифному соглашению, которые предусматривали бы установлении уровней оплаты труда в различных отраслях народного хозяйства в зависимости от трудоемкости, вредности производства и квалификации работников.

В связи с осуществлением либерализации цен и валютного курса нужно предоставлять соответствующую помощь по безработице, сохранять рабочие места в процессе разгосударствления и приватизации, стимулировать развитие малого бизнеса и индивидуальную трудовую деятельность, реализовать программу защиты малообеспеченных, многодетных и неполных семей, неработающих пенсионеров и инвалидов, ежемесячно индексировать денежные выплаты в соответствии с фактических темпов инфляции.

Средствами и условиями реализации государственной социальной защиты населения является принятие законодательных актов, направленных на социальную защиту населения; формирование социальных прогнозов; определение показателей социально-экономических нормативов и показателей социальной защиты и уровня жизни в государственных индикативных планах и средств их реализации; разработка и реализация социальных комплексных целевых программ; использование системы налогообложения доходов населения; внедрение системы фиксированных цен на определенные виды товаров и услуг.

Принципиальным приоритетом политики доходов должно стать стимулирование населения к владение частной собственностью и ее эффективную защиту. Высоко - и среднеобеспеченные граждане будут способны оплачивать значительную долю услуг здравоохранения, образования, отдыха и т.д.

В государственных программных документах предусмотрены механизмы со укрепление позиций среднего класса, долю которого нужно довести до 45-50% от общего количества населения. При этом предполагается сокращение количества граждан с доходами ниже прожиточного минимума.

Становление и развитие среднего класса предусматривает переход к новой модели потребления, то есть таких стандартов, которые обеспечивают достойный уровень жизни, стимулируют развитие внутреннего рынка, трудовой и предпринимательской активности населения.

Регулирование доходов населения связано с пенсионным обеспечением. Государство предусматривает мероприятия, связанные с проведением полномасштабной пенсионной реформы, постепенного приближения минимального размера пенсий до прожиточного минимума и отмену ограничений их максимальных размеров.

Важным вопросом современной социальной политики, а особенно политики доходов, является регулирование бедности. Бедность определяется двумя факторами: долей населения с доходами ниже стоимости минимальной потребительской корзины и отклонением величины прожиточного минимума относительно среднего уровня достатка. Оценка бедности в разных странах осуществляется по-своему. По наиболее обобщенным данным бедной считается лицо, которое тратит в день менее 2 долл. США.

В Украине оценка бедности осуществляется согласно Методике комплексной оценки бедности, которой предусматривается расчет системы показателей, которые непосредственно характеризуют положение бедного населения. Комплексная оценка бедности проводится с использованием следующих показателей:

- черты бедности;

- уровня бедности;

- совокупного дефицита доходов бедного населения;

- среднего дефицита доходов бедного населения;

- глубины бедности.

Черта бедности - уровень дохода (расходов), ниже которого является невозможным удовлетворение основных потребностей. Государство должно брать под опеку семьи, где уровень фактического дохода (расходов) на 10-20% превышает предел бедности, поскольку они в любое время могут попасть в группу бедных.

Уровень бедности - доля семей, в которых уровень потребления (доходов) на человека ниже определенной черты бедности:

 f38

где Нбед.  - численность бедного населения, тыс. человек; Н - общая численность населения страны.

Совокупный дефицит дохода бедного населения - это сумма средств, которых не хватает бедному населению страны в целом до определенной грани бедности:

 f39

где Пм - прожиточный минимум, грн.; Дбид - доходы бедной лица, грн.; Н- население, чел.

Средний дефицит дохода бедного населения - это сумма средств, которых в среднем не хватает одной бедной лице до определенной грани бедности:

 f40

Глубина бедности - относительный показатель, характеризующий уровень дефицита средств до установленной величины:

  f41

Методике предусматриваются показатели расслоение среди бедного населения:

- черта крайней бедности;

- уровень крайней формы бедности;

- удельный вес крайне бедных среди бедного населения;

- коэффициент дифференциации бедных.

Крайняя форма бедности - бедность, которая по сравнению со стандартами ассоциируется с гранью выживания.

Предел крайней формы бедности - стоимостный порог дохода (расходов), ниже которого является невозможным удовлетворение основных потребностей человека. Ее критерием является 60% медианного уровня совокупных доходов (расходов).

Уровень крайней формы бедности - это удельный вес населения, имеющего доходы ниже черты крайней формы бедности, в общей численности населения страны:

 f42

где Нк.ф.бідн. - численность населения с доходами ниже черты крайней бедности.

Удельный вес крайне бедных (бедных) среди бедного населения указывает на долю нуждающихся в количестве бедного населения.

Коэффициент дифференциации бедности - показатель, который определяет степень расслоения среди бедного населения в отношении грани бедности. Он рассчитывается как отношение разницы между крайними децильними значениями доходов (расходов) среди бедного населения до величины бедности:

f43  

где Д10 і Д1 - доходы (расходы) в соответствии десятого и первого децилю при распределении бедного населения.

Показатели бедности рассчитываются по стране в целом и по регионам. Государственное регулирование сводится к защите выявленных групп населения и гарантированного обеспечения прожиточного минимума путем предоставления адресной материальной помощи, повышение пенсионного обеспечения, содержание детских домов, интернатов, домов для инвалидов и людей преклонного возраста, пособия по безработице, жилищных субсидий, льгот и т.п.



Назад