Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

10.1. Финансовая политика государства и ее особенности в период становления рыночных отношений


Экономическое и социальное развитие Украины, создание необходимых предпосылок перехода к рыночного хозяйствования в значительной мере зависят от финансовой политики.

Финансовая политика является составной частью экономической политики и охватывает совокупность мероприятий, которые осуществляет государство на всех уровнях управления, организации и использования финансов с целью осуществления своих функций и решения неотложных конкретных задач. Финансовая политика проявляется в структуре государственных доходов и расходов, в финансовом законодательстве.

Условиями эффективной финансовой политики на стадии перехода к рыночного хозяйствования являются: максимальный учет требований рыночной экономики в производственной и непроизводственной сферах деятельности; изучение и использование накопленного мирового опыта финансово-хозяйственной деятельности; обязательный учет специфики каждого конкретного состояния развития государства, особенностей внутренней и международной ситуации; осуществление комплексного подхода при выработке и проведении мер финансовой политики в сфере кредитования, ценообразования, заработной платы.

Финансовая политика государства требует соответствующего правового обеспечения. Государство в законодательном порядке устанавливает механизм формирования финансовых ресурсов, закрепляет его в соответствующих нормативных актах, издает законы. На основании законов органы исполнительной власти разрабатывают и принимают соответствующие подзаконные акты. Это, в частности, инструкции, положения, методические указания, которыми руководствуются субъекты финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности.

Важным элементом правового обеспечения финансовой политики является внедрение и функционирование финансовых норм. Это дает основание для установления единых правил организации финансовых связей, обеспечение экономических и финансовых интересов предпринимателей и государства в целом. От уровня и оптимальности правового регулирования в значительной степени зависит успех финансовой политики.

Таким образом, финансовая политика тесно связана с финансовым правом и законодательством. С помощью права юридически закрепляются формы и виды финансовых отношений.

Финансовое законодательство включает налоговое и бюджетное законодательство, законодательные нормы по вопросам функционирования страхового дела, государственного финансового контроля, валютных отношений, формирования и использования кредитных ресурсов.

Налоговое законодательство устанавливает нормы и виды налогов на всех уровнях финансово-бюджетной системы, механизм их взимания, ответственность за их нарушение.

Бюджетное законодательство регулирует бюджетное устройство и процесс. Нормы бюджетного законодательства определяют структуру бюджетной системы, виды и размеры доходов соответствующих бюджетов, нормативы и целевое назначение бюджетных расходов по звеньям бюджетной системы, нормативы создания резервных фондов и т.д.

Основными задачами финансовой политики Украины на стадии создания рыночного хозяйства являются: 1) создание и обеспечение предпосылок равноценного и равноправного функционирования субъектов хозяйствования всех форм собственности; 2) активизация приватизационных процессов; 3) обеспечение условий для создания максимально возможного объема финансовых ресурсов; 4) выработка оптимального соотношения и пропорций в распределении доходов между субъектами хозяйствования и государством; 5) определение основных направлений, структуры и пропорций в расходовании государственных средств; 6) выработка соответствующего финансового механизма для достижения поставленной цели.

В зависимости от продолжительности периода и характера проблем, которые нужно решить, финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия призвана производить основные направления использования финансов, предусматривать формы и виды организации финансовых отношений ее характерным признаком является выбор стратегической цели путем составления долгосрочных целевых программ, которые предусматривают концентрацию финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития государства.

Финансовая тактика направляется на решение конкретных задач на определенном этапе развития, которые реализуются путем оперативных изменений в способах, методах и формах организации финансовых связей, хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности.

Нормальное функционирование субъектов хозяйствования в условиях рыночной экономики, а также выполнения государством своих функций невозможно без наличия необходимых финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - это средства и имущество, которые используются для обеспечения функционирования в государстве объектов экономической и социальной инфраструктуры, реализации мероприятий, направленных на их развитие, а также на социальную защиту населения.

Функционирование финансов обеспечивается через финансово-бюджетную систему, которая состоит из различных финансовых институтов, которые обеспечивают круговорот финансовых ресурсов различной целеустремленности, и делится на государственные финансы, финансы предприятий и организаций, а также финансовый рынок. Каждое звено финансово-бюджетной системы охватывает всех субъектов финансовых отношений, но характер и степень участия в нем каждого - разные, в зависимости от направленности этого звена.

Государственные финансы, обеспечивающих формирование и использование государственных доходов, функционируют на основе средств: государственного бюджета, государственного социального страхования (пенсионный фонд и фонд социального обеспечения), государственного кредита, внебюджетных фондов целевого назначения.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, которые создаются в той или иной стране на разных уровнях государственных структур управления. Она основывается на принятом в той или иной стране бюджетном устройстве, который устанавливает виды и взаимоотношения бюджетов, разграничивает доходы и расходы между бюджетами, определяет принципы и основы построения бюджетной системы, законодательно устанавливает и закрепляет бюджетные права.

Согласно государственного устройства страны формируется и структура бюджетной системы. В странах с федеративным устройством, кроме негосударственного, есть федеральные бюджеты (США, Германия). В унитарных есть только государственный и местные бюджеты.

Совокупность всех бюджетов бюджетной системы называют сводным бюджетом. Он используется для анализа и формирования основ государственного регулирования экономики.

Верховная Рада Украины определяет главные направления бюджетной политики, рассматривает проект государственного бюджета, вносит в него изменения и дополнения, утверждает, контролирует выполнение, заслушивает и утверждает отчет об использовании бюджетных средств.

Верховная Рада принимает бюджетную резолюцию - специальное постановление, которое определяет главные направления и приоритеты бюджетной политики на следующий год.

Определяющей составляющей бюджетного устройства являются принципы построения бюджетной системы, которые устанавливаются в двух главных направлениях. Первый из них характеризует подход в бюджет государства в целом и учитывает следующие три принципа: создание единого централизованного фонда, формирование децентрализованных региональных фондов, сочетание централизованных и децентрализованных фондов.

Характерным признаком современной практики построения бюджетной системы является сочетание централизованных и децентрализованных бюджетов на разных уровнях. Главная проблема при этом заключается в установлении оптимального соотношения между бюджетной централизацией и децентрализацией. Согласно этому принципу бюджетная система Украины включает такие виды бюджетов: государственный бюджет АР Крым і местные бюджеты. Последние делятся на централизованные бюджеты для определенной территории - областные, районные, городские и бюджеты базового уровня (городов, сел, поселков). В городах с районным делением к базовому уровню относятся городской и районные бюджеты.

В основе бюджетной системы каждой страны лежит ее административно-территориальное деление. Это обусловлено тем, что именно он характеризует вертикальную структуру органов государственной власти и управления, а следовательно и структуру соответствующих фондов.

Второе направление построения бюджетной системы устанавливает характер взаимоотношений между бюджетами разных уровней. При этом допустимы два противоположных варианта - единство бюджетной системы или автономность каждого бюджета. Единство бюджетной системы означает, что вся совокупность бюджетов, которые являются в той или иной стране, составляет единое целое. Это обеспечивается единой доходной базой и единой системой расходов, правами и возможностями государственных структур перераспределять бюджетные ресурсы, непосредственно или косвенно вмешиваться в бюджетный процесс на местах. Единство бюджетной системы является одним из атрибутов плановой экономики с централизованным управлением. Автономность бюджетов наоборот предусматривает, что каждый из них имеет свою доходную базу и свои расходы. Бюджетный процесс на местах регулируется только законодательными актами, а не руководящими государственными структурами. Местные органы наделены широкими правами в установлении местных налогов и сами определяют бюджетные расходы и их направления. Этот принцип с большей или меньшей степени автономности характерен для стран с развитой рыночной экономикой, которая предусматривает экономическую и финансовую самостоятельность не только предприятий, но и регионов.

Во всех странах мира автономность местных бюджетов является признаком не политической направленности, а экономической целесообразности. Каждый регион, с одной стороны, должен стремиться самостоятельно обеспечивать собственные потребности, а с другой - может быть спокойным, что дополнительно изысканные резервы не будут изъяты в государственный бюджет и не повлияют на отношения с другими бюджетами.



Назад