Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

10.2. Государственный бюджет как инструмент регулирования экономики


В общем смысле бюджет - это план образования и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций определенной организации. Для обеспечения государственных функций разрабатывается и утверждается государственный бюджет, который обеспечивает целенаправленное решения макроэкономических задач. Государственный бюджет - это баланс доходов и расходов государства, в котором мобилизуются денежные средства для финансирования общегосударственных расходов.

Государственные доходы - это доля ВВП, которая используется государством для осуществления своих функций. Они образуются за счет поступлений от уплаты юридическими и физическими лицами налогов, сборов, обязательных платежей и других предусмотренных законодательством поступлений. Налоги обеспечивают около 90% доходов любого государства.

Расходы государственного бюджета играют важную роль в удовлетворении потребностей социально-экономического развития страны. Содержание расходов определяется способом производства, политическим устройством страны и функциями государства. Государственные расходы - это государственные платежи, которые не подлежат возврату, не создают и не погашают финансовых требований.

Государственные расходы осуществляются за статьями и направлениями на основании бюджетной классификации. По функциональному назначению их объединяют в несколько групп:

1.  Финансирование государственных услуг общего назначения - государственное управление, судебная и правоохранительная деятельность, международная деятельность национальная оборона и безопасность и др.

2.  Финансирования производства общественных благ - наука, образование, здравоохранение, культура и искусство, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации и т.д.

3.  Финансирование услуг, связано с экономической деятельностью - расходы на развитие отраслей материального производства, осуществления структурной перестройки, реализацию целевых комплексных программ.

4.  Расходы государственных целевых фондов - охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и т.д.

5.  Другие расходы - обслуживание государственного долга, создание резервных фондов и запасов и т. д.

С помощью бюджета государство осуществляет финансирование развития отдельных отраслей, регионов и сфер деятельности. Кроме прямого финансирования и прямых государственных инвестиций, бюджетное регулирование осуществляется в форме дотаций, субсидий, субвенций.

В государственном бюджете предусматривается резервный фонд Кабинета Министров в размере не более 1% от объема расходов. Его используют для финансирования неотложных расходов, которые не были предусмотрены во время формирования и утверждении государственного бюджета.

В структуре расходов государственного бюджета наиболее уязвимыми являются расходы на социальные нужды. В основе их определения лежат социальные стандарты и нормативы, численность отдельных социальных групп населения, программно-целевые методы реализации социальной политики.

Государственные расходы на социальные нужды обеспечивают:

- реализацию социально-экономической политики государства;

- перераспределение доходов;

- смягчение материального положения социальных групп населения;

- доступ менее обеспеченных слоев населения к образованию, медицинским услугам;

- стимулирование спроса.

Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов является не менее сложной проблемой, чем их формирования. Эффективность использования финансовых ресурсов в значительной мере определяется экономическим механизмом управления хозяйственной деятельностью в стране, по состоянию национальной экономики, мотивационными стимулами и другими факторами.

Основные направления, объемы и структура расходов государственного бюджета Украины приведены в табл. 32.

Таблица 32. Состав и структура расходов государственного бюджета Украины

Функциональное назначение расходов

Сумма расходов, млн.грн.

Структура расходов,%

1 

2

3 

Государственное управление

1 075,3

4,4

Судебная власть

113,0

0,5

Международная деятельность

350,3

1,4

Фундаментальные исследования и содействие НТП

541,1

2,2

Национальная оборона

1 678,3

6,9

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

1 652,1

6,7

Образование

1 566,4

6,4

Охрана здоровья

704,0

2,9

Социальная защита и социальное обеспечение

1 985,0

8,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

37,2

0,15

Культура и искусство

159,1

0,65

Средства массовой информации

182,1

0,7

Физкультура и спорт

67,5

0,3

Промышленность и энергетика

1 909,6

7,8

Строительство

407,0

1,7

АПК

447,3

1,8

Транспорт, связь, телекоммуникации и информатика

328,9

1,3

Другие расходы, связанные с экономической деятельностью

169,8

0,7

Мероприятия, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения

2 606,0

10,6

Охрана окружающей среды и ядерная безопасность

69,9

0,3

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

78,8

0,3

Пополнение государственных запасов и резервов

126,5

0,5

Обслуживание государственного долга

2 885,2

11,8

Государственные целевые фонды

-

-

Расходы, не отнесенные к основным группам

4 249,2

17,4

Всего расходов

24 481,8

100,0

 

Согласно экономической классификации расходы бюджета делятся на текущие, капитальные, кредитование с учетом погашения долга. Ведомственная классификация расходов бюджета определяет перечень главных распорядителей бюджетных средств. Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.

Средства государственного бюджета расходуются только на цели и в объемах, утвержденных законом о государственном бюджете.

При невыполнении доходных статей бюджета и ограниченности средств проводится секвестр (сокращение) расходов - пропорциональное их уменьшения с учетом специально защищенных статей. Защищенными считаются текущие расходы - заработная плата в бюджетной сфере, трансферты, приобретение медицинских препаратов и т.д.

Бюджетный процесс регламентируется соответствующим законодательством. Основными его этапами являются:

- принятие бюджетной резолюции;

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение бюджета;

- утверждение бюджета;

- выполнение бюджета;

- составление, рассмотрение, утверждение отчета об исполнении бюджета.

Бюджетная резолюция - специальное постановление Верховной Рады Украины, которая определяет главные направления и приоритеты бюджетной политики на следующий бюджетный год.

Государственный бюджет должен быть сбалансированным. Это означает, что расходы государства должны равняться доходам. Если доходы превышают расходы, то имеет место избыток финансовых ресурсов, который называют профицитом бюджета. Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета.

Отношение величины дефицита бюджета к ВВП, выраженное в процентах, называется уровнем дефицитности бюджет:

f44

где Д - доходы государственного бюджета, млн. грн.; В- расходы государственного бюджета, млн.грн.; ВВП - величина внутреннего валового продукта, млн. грн.

Большинство стран мира имеют дефицит бюджета. Если уровень дефицитности бюджета составляет 1-2%, то ситуация в стране является контролируемой и терпимой; если уровень дефицитности больше, то нарушена стабильность экономики.

Показатели сводного бюджета Украины, их доля по отношению к внутреннему валовому продукту и динамика приведены в табл. 33.

Таблица 33. Соотношение показателей сводного бюджета Украины в 1990-2001pp., %

Годы

Доля доходов и расходов бюджета

Доходы

Расходы

Государственный дефицит

1990

27,0

26,2

+0,8

1991

25,7

32,7

-7,0

1992

24,4

38,1

-13,7

1993

33,5

38,6

-5,1

1994

43,5

52,4

-8,9

1995

38,0

44,6

-6,6

1996

37,5

42,5

-5,0

1997

30,4

37,1

-6,7

1998

26,9

32,1

-5,2

1999

25,2

26,7

-1,5

2000

28,9

28,3

+0,6

2001

26,7

27,4

-0,7

Одним из главных направлений бюджетной политики большинства стран мира является стремление к бездефицитному бюджету или поддержание дефицита на минимальном уровне.

Как свидетельствуют статистические данные, в Украине в течение последних лет сохраняется дефицит государственного бюджета. В 1992 г. он составил 13,7%, в 2001 г. уменьшился до 0,7%, а в последующие годы - не превышал 1%.



Назад