Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

10.3. Налоговое регулирование экономики


Налоговая система в каждой стране является определяющей составляющей экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой - является главным орудием ее экономической политики.

Налоги - это система обязательных платежей предприятий, организаций и населения, которые являются одним из источников доходов государственного бюджета.

В условиях рыночной экономики бюджетные поступления обусловлены результатами деятельности предпринимательских структур, экономических функций государства, внутренней и внешней политики, традициями и другими факторами. Поэтому состав налоговой системы, структурные соотношения отдельных налогов, порядок их исчисления, формы расчетов, организация налоговой службы в разных странах, на разных этапах социально-экономического развития могут значительно отличаться.

Так, Германия отказалась от снижения налоговых начислений на заработную плату, поскольку это могло повлечь снижение традиционно высоких социальных гарантий населению.

В то же время Нидерланды пошли на сокращение социальных выплат с целью снижения налогового давления и повышения конкурентоспособности голландской продукции.

Налоговая система каждой страны включает: субъекты налогообложения (физические и юридические лица); объекты налогообложения (прибыль, оплата труда, стоимость имущества, доход от реализации, стоимость транспортных средств, количество земли и т.п.); налоговые ставки (величины налоговых изъятий на единицу налогообложения); единицы налогообложения (единицы измерения объекта налогообложения (тысяч гривен, гектар и т.п.); налоговые льготы и систему налоговых органов.

Налоговая система основывается на следующих основных принципах:

- стимулирование к производственной и инвестиционной активности;

- обязательности уплаты налогов;

- равенства субъектов налогообложения и недопущение налоговой дискриминации;

- стабильности и равномерности уплаты налогов;

- инфляционной нейтральности;

- социальной справедливости;

- научной обоснованности;

- гласности.

Согласно Закону Украины "О системе налогообложения", определены налогоплательщики, их права и обязанности, виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты и целевые фонды, порядок их взыскания. Уплата налога является одним из основных обязанностей физических и юридических лиц. Для его выполнения налогоплательщики обязаны: организовать должным образом бухгалтерский и налоговый учет; составлять и своевременно подавать официальную отчетность о результатах деятельности; в установленные сроки платить соответствующие налоги, сборы и платежи; обеспечить возможность контроля со стороны государственных налоговых органов за своевременностью, правильностью и полнотой уплаты налогов.

Система налоговых органов определена в законодательном порядке и включает:

- Главную государственную налоговую администрацию Украины;

- государственные налоговые администрации в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе;

- государственные налоговые инспекции в районах, городах, городских районах;

- налоговую милицию Украины.

Налоги выполняют фискальную, социальную, регулирующую функции. Суть фискальной функции налогов заключается в том, что она обеспечивает финансирование государственных расходов, то есть способствует накоплению финансовых ресурсов. Она реализуется через фискальную политику - меры правительства, направленные на решение важных макроэкономических задач государства путем изменения уровня налогообложения и государственных расходов.

Различают два вида фискальной политики: стимулирующее и сдерживающую. Стимулирующая политика направляется на поддержание высоких темпов экономического роста, достижения высокого уровня занятости, обеспечения высокого уровня жизни граждан. При ее осуществлении правительство снижает налоги, увеличивает государственные расходы или сочетает доходы этих обоих направлений.

Сдерживающая политика проводится с целью снижения уровня инфляции, сокращение объемов производства. С этой целью правительство повышает налоги, сокращает государственные расходы, то есть сдерживает инвестиции.

Суть социальной функции налогов заключается в підтримуванні социального равновесия через уменьшение разногласий в реальных доходах отдельных социальных групп населения. Реализация этой функции достигается путем уменьшения налога на доходы физических и юридических лиц и увеличение выплат из государственного бюджета.

Суть регулирующей функции заключается в том, что с помощью налогов можно влиять на экономическую конъюнктуру, структуру экономики, инновационно-инвестиционную деятельность, внешнеэкономические связи и т.д.

Важной проблемой налоговой политики многих развитых стран является то, что современная программа социальной защиты в них сформирована еще в 50-70-е гг. Ххв., когда темпы экономического роста были высокими и обеспечивали необходимый объем расходов на эту защиту. В 80-х гг. темпы роста значительно снизились. Это обусловило увеличение налогового давления на производство и стало одной из причин ухудшения финансового состояния многих развитых государств. Проблема согласования между существующими государственными обязательствами, расходы на выполнение которых растут по мере старения населения, и верхними пределами налогообложения, видимо, будет фундаментальной для большинства стран в ближайшие десятилетия.

В начале 90-х гг. часть налоговых поступлений в ВНП составляла: в США - 30, Японии - 31, Англии, Канаде - 37, Германии - 38, Италии - 40, Франции - 44, Бельгии - 46,1, Нидерландах - 48%.

Высокий удельный вес налогов в ВВП в скандинавских странах, в частности, в Норвегии - 48,3%, Дании - 52, Швеции - 61%. У них сложилась достаточно рациональная и эффективная система распределения и использования собранных средств на социальные цели.

В Украине еще не создана эффективная система налогообложения, которая отвечает современным рыночным отношениям. Здесь действует очень сложный механизм взимания различных видов налогов, который характеризуется нестабильностью, непрозрачностью и неравенством по отношению к налогоплательщикам.

Для налоговой системы Украины характерно преобладание косвенных налогов, в отличие от стран с рыночной экономикой, где главная часть приходится на прямые налоги. Хотя это соотношение имеет определенные особенности в разных странах. Например, в США, Японии, Великобритании, Канаде преобладают прямые налоги (в частности, в США они составляют 54,7%), во Франции - косвенные (56,6%): налоги на потребление (на добавленную стоимость, продажи и обращения), акцизы, взносы предпринимателей в фонды социального страхования. Германия и Италия имеют уравновешенного структуру налогов (доля косвенных налогов в Германии - 45,2%, в Италии - 48,9%).

Налоги в Украине можно классифицировать по разным признакам (рис. 22).

Налоги делятся на государственные и местные - они формируют государственный и местный бюджеты, прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а косвенные - устанавливаются на товары и услуги и оплачиваются покупателем товара.

Налоговая система в Украине основывается на двух основных налогах - на добавленную стоимость и на прибыль предприятий. Значение подоходного налога с граждан и акцизов менее весомым.

 22

 Рис. 22. Классификация налогов (украинская модель)

Налоги и отчисления в бюджет относительно внутреннего валового продукта в Украине составляют значительную долю, которая в период 1990-2001 гг. изменялась в пределах 20,3-39,8% (табл. 34).

 Таблица 34. Соотношение ВВП, налогов и отчислений в бюджет

в 1990-2001 гг., %

Годы

Состав налогов и отчислений в ВВП

Доля в ВВП налогов

Отчислений в централизованных фондов

прямых

косвенных

всего

1990

9,6

13,6

23,2

-

1991

10,6

8,8

20,3

0,9

1992

8,9

10,9

22,2

2,4

1993

12,2

13,3

27,2

1,7

1994

15,1

10,8

39,8

13,9

1995

12,5

9,9

34,3

11,9

1996

12,5

9,3

33,7

11,9

1997

15,4

9,9

32,6

7,3

1998

16,0

7,8

28,2

4,4

1999

16,1

7,1

25,2

2,0

2000

17,0

10,9

28,9

1,0

2001

16,4

10,3

26,7

-

Государственное вмешательство в экономику страны осуществляется через механизм перераспределения внутреннего валового продукта и бюджетную систему. Государственное регулирование осуществляется с помощью налогов, сборов и платежей за многими каналами; налоговых льгот, налоговых увольнений и изъятий; административных взысканий за нарушения налогового законодательства.

Для увеличения поступлений в государственный бюджет может проводиться политика увеличение налоговых ставок, изменения базы налогообложения таким образом, чтобы увеличивались налоговые платежи; расширение объектов налогообложения (введение новых налогов); повышение штрафных санкций за нарушения налоговой дисциплины и т.д.

Однако повышение налогов имеет свои пределы. При чрезмерном налогообложении часть экономики переходит на нелегальное положение, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

Налоговое регулирование предусматривает предоставление субъектам хозяйствования определенных налоговых льгот. В Украине в льготном режиме работает большое количество товаропроизводителей. По официальным данным в 1997-2000 гг. поступления в бюджет возросли в 1,4 раза, а льготы - в 2,4 раза.

На протяжении 2001 г. введено дополнительно 33 виды налоговых льгот без соответствующей компенсации потери поступлений. Льготами воспользовались 128 тыс. юридических лиц, то есть каждый шестой налогоплательщик. Реальные потери бюджета составили 29,8 млрд. грн..

Типичными государственными льготами являются: необлагаемый минимум заработной платы; капитальные скидки - уменьшение ставки налога на прибыль, который используется на инвестиционные цели; ускоренная амортизация - фактическое уменьшение объекта налогообложения; налоговый кредит.

В условиях рыночной экономики бюджетные поступления обусловлены результатами деятельности предпринимательских структур. Задачи государственного регулирования заключается в формировании таких условий, показателей, ставок налогообложения, которые были бы благоприятными для товаропроизводителей и создавали финансовые предпосылки для успешного выполнения государством его функций.

Согласно Закону Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004 год" и бюджетной классификации, к доходов государственного бюджета зачисляются: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) средства целевых фондов.

В табл. 35 приведены типичные источники формирования государственного бюджета Украины, очерчены его состав и структура.

Таблица 35. Типичные источники, состав и структура доходов государственного бюджета Украины

Источники формирования бюджета

Сумма доходов, млн.. грн..

Структура доходов, %

1

2

3

1. Налоговые поступления

 

 

Всего

11510,3

54,5

Платежи за использование природных ресурсов

560,9

2,6

Внутренние налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, лицензии)

10 180,5

48,2

Налоги на международную торговлю и внешние операции

757,3

3,6

Другие налоги

11,6

0,1

2. Неналоговые поступления

 

 

Всего

3 137,4

14,9

Доходы от собственности и предпринимательской деятельности

1 470,9

7,0

Административные сборы и платежи

175,9

0,8

Поступления от штрафов и финансовых санкций

64,6

0,3

Другие неналоговые поступления

1 426,0

6,8

3. Доходы от операций с капиталом

1 141,6

5,4

Поступления от продажи капитала

15,0

0,1

Поступления от продажи государственных запасов товаров

1 126,6

5,3

4. Официальные трансферты

610,7

2,9

От органов государственного управления других уровней

590,1

2,8

Из-за границы

20,6

0,1

5. Государственные целевые фонды

 

 

Всего

4 701,1

22,3

Сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения

2 596,0

12,3

Сбор на обязательное социальное страхование

634,0

3,0

Сбор в Государственный инновационный фонд

923,9

4,4

Поступления в Фонд развития топливно-энергетического комплекса

254,8

1,2

Платежи в Фонд социальной защиты инвалидов

50,0

0,2

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

4,3

0,1

Отчисления и сбор на ремонт и содержание, строительство автомобильных дорог общего пользования

238,1

1,1

Всего доходы бюджета

21 101,1

100,0

Оценка действующей модели налоговой системы Украины свидетельствует о необходимости ее реформирования и совершенствования, поскольку она не отвечает структуре ВВП и не создает условий для организации эффективного общественного производства.

 Уильям Викри (США) и Джеймс Мерли (США) - Нобелевская премия в 1996 г. присуждена за значительный вклад в развитие прикладной экономики, особенно экономики налогообложения. Дж. Мерли использовал определенные математические расчеты для исчисления предельного уровня налогообложения богатых людей. Максимальный процент налогообложения не должен превышать 20%. Кроме того, он должен быть одинаковым для всех. Основной труд В. Викри: "Мікростатика" (1964). В ней автор доказывает, что налог на доход стимулирует индивида делать выбор в пользу лени, а не продуктивной работы. В. Викри также имеет труда с "асимметричной информации", примером которой являются аукционы (торги). В. Викри доказал, что на аукционе существует асимметрия информации, поскольку каждый участник знает больше, чем продавец, о ценность выставленного на аукционе товара. Но продавец может компенсировать эту асимметрию, использовав аукциона второй цены. На таком аукционе, который проводится с заклеенными в конвертах ценам, победителем становится человек, которая предложила самую высокую цену, но при этом она оплачивает вторую по величине (из предложенных) цену. Преимущества продавца в этом случае такие: участники не пытаются победить друг друга, демонстрируя свои финансовые возможности, а стремятся выявить истинную стоимость предмета. В. Викри предложил, чтобы аукционы американского государственного казначейства по ценным бумагам использовали именно этот метод максимизации доходов, который теперь называется "аукционом Викри".

Совершенная налоговая система должна отвечать требованиям экономической эффективности, административной простоты, гибкости, политической ответственности, справедливости.

Налоговая реформа в Украине должна быть адекватной социально ориентированной модели экономики. Она должна определять населения главным налогоплательщиком, повысив для этого долю оплаты труда в составе ВВП. Она не может ограничиваться лишь изменением форм налогов. Необходимо менять саму основу налоговой системы.

Налоговая реформа в Украине осуществляется в таких направлениях:

- снижение предельного уровня перераспределения ВВП через доходную часть бюджета;

- законодательное отмены льгот и расширение базы налогообложения;

- снижение ставок налога на добавленную стоимость, прибыль и доходы граждан;

- налоговое стимулирование инновационно-инвестиционной деятельности, малого предпринимательства, экспорта высокотехнологичной продукции;

- оптимизация налогов на оплату труда.



Назад