Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

10.4. Финансирование дефицита государственного бюджета


Дефицит государственного бюджета является одним из важных макроэкономических показателей, характеризующий устойчивость экономической системы. Страны, которые создали эффективные функциональные экономические системы, которые способны регулировать соотношение доходов и расходов государства, имеют положительное сальдо или незначительный дефицит.

Единого мнения о сбалансированности государственного бюджета нет. В Частности, Г. Солоу настаивает на том, что правительство обязано принимать меры по сбалансированию бюджета (увеличивая налоги и уменьшая бюджетные расходы) не в годы застоя или кризиса, а только в благоприятные для экономики периоды. К. Эрро (лауреат Нобелевской премии в области экономики за 1972 г.) наоборот считает, что нецелесообразно стремиться бездефицитного бюджета. Если, например, экономический рост составляет 3% в год, то и дефицит бюджета в размере 3% ВВП абсолютно приемлемо.

В Украине в течение последних лет сохраняется дефицит государственного бюджета. Он обусловлен как недостаточными поступлениями, вызванными экономическим кризисом, так и чрезмерными (в отношении доходов) расходами на поддержку неэффективных отраслей, ликвидации последствий на ЧАЭС, жилищно-коммунальное хозяйство.

Сокращение дефицита за счет уменьшения расходов на социальную сферу является нецелесообразным, поскольку может повлечь ее полное разрушение, снижение жизненного уровня беднейших слоев населения, а это будет иметь негативные политические последствия. Поэтому важными являются поиски путей увеличения доходов государственного бюджета, в частности, расширение базы налогообложения за счет развития предпринимательства, внедрения налога на недвижимость, полной уплаты налогов субъектами предпринимательской деятельности, а также за счет продажи части государственного имущества.

Основными путями покрытия дефицита государственного бюджета являются:

- дополнительная эмиссия наличных денег;

- продажа государственных ценных бумаг;

- государственные займы;

- усиление налогообложения.

Политика правительства направлена на то, чтобы избежать неконтролируемого кредитной эмиссии и покрыть значительную долю бюджетного дефицита за счет выпуска и размещения государственных ценных бумаг.

Накопления сумм бюджетного дефицита формируют государственный долг.

Государственный долг имеет негативные экономические последствия:

- усиливает дифференциацию доходов населения;

- снижает стимулы развития производства;

- способствует передаче созданного продукта за границу;

- снижает международный авторитет страны;

- усиливает неуверенность населения относительно будущего;

- угрожает экономической безопасности страны.

По состоянию на 1 января 2002 г. государственный долг Украины составлял 14,085 млрд. долл. США, из них внешний долг - 10,177 млрд. долл. (71,8%), внутренний - 3,968 млрд. долл. (28,2%).

Внешний долг государства - это накопленные обязательства государства иностранным государствам; иностранным частным лицам и организациям; международным финансовым учреждениям.

Внутренний долг государства - это обязательства перед банками-кредиторами, владельцами государственных ценных бумаг, задолженность по заработной плате, пенсий и других выплат гражданам.

Государственный долг - объективное экономическое явление, обусловленное привлечением государством дополнительных финансовых ресурсов на условиях кредита для обеспечения реализации функций и задач, возложенных на нее.

Взгляды представителей различных научных школ относительно влияния государственного долга на экономику государства и благосостояние населения имеют плюралистический характер. Так, А. Смит в своем труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" отмечал, что рост государственного долга может повлечь банкротство государства как заемщика. Д. Рикардо считал, что государственный долг приводит к оттоку капитала, а дефицитное финансирование сокращает частные сбережения. Довольно категорично о государственные заимствования высказывались такие известные ученые, как Же. -Б. Сей, Т. Мальтус, P. Масгрейв, Е. Меаде, Ф. Модильяни и т.д.

Среди украинских экономистов и ученых преобладают негативные взгляды на привлечение государством внешних финансовых ресурсов.

На основании исследования государственного долга из всех концепций можно выделить две наиболее интересные. Первая - А. Лернера - о внешнем долге и его эффективность, которую можно применить к нашим условиям. Рост внешнего долга только тогда становится каббалой, когда привлеченные средства идут на текущие цели и не приводят к созданию новой стоимости и богатства. Внешние займы, привлеченные на финансирование объектов промышленного или сельскохозяйственного строительства, то есть потрачены продуктивно, дадут возможность вернуть деньги с процентами, а остаток увеличит стоимость и национальное богатство. Вторая концепция (К. Макконея, С. Брю) заключается в том, что государственный долг является общественным активом, составленным из финансовых активов всех субъектов рынка, то есть ведет к повышению спроса и цены других активов. Это положение может особенно обостриться во время снижения новых эмиссий корпораций. Через это лишние сбережения должны быть вовлечены в инвестиции государственных ценных бумаг.

Следует отметить, что полный отказ от государственного заимствования, как внутреннего, так и внешнего, невозможна, поскольку необходимо обеспечивать обслуживание и погашение уже накопленного государственного долга, поддерживать платежный баланс, сохранять и накапливать валютные резервы, которые являются источником финансирования экономического роста.

При этом важно управлять государственным долгом.

Под управлением государственным долгом следует понимать совокупность государственных мероприятий, связанных с выпуском и погашением государственных долговых обязательств, определению ставок процентов и выплатой дохода за государственными ценными бумагами, установлением лимита долга, поддержанием курса государственных обязательств, определением условий выпуска новых государственных ценных бумаг.

Исследуя механизм управления государственным долгом, отметим, что угрозу экономике составляет не столько государственный долг как таковой, особенно если он не очень отклоняется по своим параметрам от обобщенных макроэкономических показателей, сколько рост суммы расходов на его обслуживание.

Минимизация стоимости обслуживания государственного долга является стратегической задачей всей бюджетно-налоговой политики. Это задача согласуется не только с чисто фискальными интересами, но и с потребностями стимулирования инвестиционной активности, а также с долгосрочным улучшением благосостояния населения, ведь экономия текущих затрат на обслуживание долга снижает налоговое бремя для будущих поколений.

Правительства всех уровней при управлении долгом ставят задачу достижения оптимальной структуры долга учитывая стоимость и сроки погашения облигационных сертификатов, а также стремятся придерживаться "золотого правила" государственных финансов: увеличение долгосрочных займов при сокращении удельного веса краткосрочных займов.

Обслуживание долга - это комплекс мероприятий по погашению займов, выплаты процентов по ним, уточнения и изменения условий погашения выпущенных займов. Обслуживанием внутреннего долга занимаются эмиссионные банки стран, которые выступают финансовыми агентами казначейства или Министерства финансов.

Управление государственным долгом предусматривает эффективное использование средств заимствования, поиск средств для выплаты долга, нейтрализацию негативных последствий государственного долга.

Методами управления государственным долгом является конверсия, рефинансирования или консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займа.

В ряде стран до управления государственным долгом принадлежат и попытки ограничить его рост путем установления лимита.

Экономические изменения в странах с переходной экономикой сопровождались быстрым ростом бюджетных дефицитов. Изменение целевых ориентиров макроэкономической политики, эволюция экономических функций правительства и центрального банка предопределяют необходимость расширения источников бюджетного финансирования. Поэтому при разработке стратегии бюджетно-налоговой политики в переходных экономиках следует оценивать результаты учитывая динамику уровня инфляции, величину "эффекта вытеснения" и состояния платежного баланса при сравнении таких вариантов финансирования бюджетного дефицита: кредитно-денежной эмиссии (монетаризации); базового финансирования (внутреннего и внешнего); увеличение налоговых поступлений, доходов от приватизации.

В случае монетаризации дефицита (внутреннего банковского финансирования) часто-густо возникает сеньорам - доход государства от печатания денег. Он является следствием превышения темпами роста денежной массы темпов роста реального валового внутреннего продукта, что приводит к повышению среднего уровня цен.

В условиях повышения уровня инфляции возникает иэффект Танзі" - сознательное просрочки налогоплательщиками налоговых отчислений в государственный бюджет. За время такого затягивания деньги обесцениваются, в результате чего выиграет плательщик налога, а дефицит государственного бюджета растет.

Монетаризація дефицита государственного бюджета может не сопровождаться эмиссией наличных, а осуществляться в виде расширение кредитов центрального банка предприятиям по льготным ставкам или в форме отсрочки платежей.

Дефицит бюджета, который непосредственно финансируется центральным банком, имеет негативное влияние на платежный баланс, поскольку увеличивается предложение денег. Он порождает увеличение спроса на отечественные и импортные товары, различные финансовые активы, что приводит к росту цен и повышение уровня инфляции.

В переходных экономиках монетаризація дефицита государственного бюджета используется в случаях значительного внешнего долга, истощенных возможностей внутреннего долгового финансирования и резкого уменьшения официальных валютных резервов центрального банка.

Внутреннее долговое финансирование дефицита государственного предусматривает выпуск правительством облигаций государственного займа и других государственных ценных бумаг, которые обеспечивают увеличение спроса на кредитные ресурсы. Государственные ценные бумаги будут пользоваться спросом при условии большего дохода с них по сравнению с другими вариантами вложения денежных средств. Если доход будет низким, то возможности внутреннего долгового финансирования дефицита государственного значительно уменьшатся независимо от уровня развития внутреннего рынка капитала. В таком случае владельцы средств не станут покупать облигации, а товары, будут вкладывать средства за рубежом.

Этот способ финансирования государственного дефицита не устраняет угрозы роста инфляции, а лишь откладывает ее.

В условиях переходной экономики внутреннее долговое финансирование государственного дефицита связано с незначительными затратами в случаях, когда внутреннее предложение финансовых ресурсов в отношении эластичная, внешнее долговое финансирование относительно дорогое или ограничено, инфляция достигла высоких темпов или является неизбежной.

Внешнее льготное финансирование бюджетного дефицита (например, получение субсидий, льготных займов по низким ставкам с длительными периодами погашения) является наиболее привлекательной формой. Она эффективна при условии, если внутренние процентные ставки выше среднемировых, и есть возможность относительно стабилизировать валютный курс.

Однако, если макроэкономическая политика направлена на относительное сокращение внутреннего долгового дефицита бюджета за счет использования внешних источников, то восстановить равновесие платежного баланса сложно. При этом не устраняется дефицит государственного бюджета, а наоборот, увеличивается внешняя задолженность.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что внешнее финансирование бюджетного дефицита является менее инфляционным, чем монетаризація, поскольку внешние займы способствуют расширению импорта, активизируют предложение товаров на внутреннем рынке.

Следовательно, привлечение средств иностранных источников для финансирования государственного дефицита может быть эффективным при условии: организации концессионного финансирования дефицита капитала на внутреннем рынке при высокой внутренней норме прибыли; незначительных первоначальных размеров внешнего долга; благоприятных перспектив расширения рынка и нормального торгового баланса.

В разных странах с переходной экономикой возможности выбора способов финансирования дефицита государственного неодинаковы и ограничены.

Кеннет Джозеф Эрроу (США) - получил Нобелевскую премию в 1972 г. вместе с Дж. Хиксон. Исследовал связи благосостояния с групповыми и индивидуальными предпочтениями людей. К. Эрро является автором теоремы, согласно которой способ построения функции общественного выбора на основе индивидуальных предпочтений приводит к диктатуре. Основной труд "Социальный выбор и индивидуальные ценности" (1951).

Джон Ричард Хикс (Великобритания) - награжден Нобелевской премией в 1972 г. за работы по теории общего экономического равновесия и экономики благосостояния. Он совместил два графики, характеризующие состояние равновесия на товарном и денежном рынках и получил их перекресток ("Крест Хикса"). Применил понятие "потребительской корзины" в теории государственных финансов. Доказал, что акцизы наносят больше ущерба их реальным плательщикам, чем эквивалентная сумма прямого подоходного налога. Развил теорию оптимального поведения потребителей. Основной труд "Стоимость и капитал" (1939).

Франко Модильяни (США) - американский экономист итальянского происхождения. Нобелевская премия по 1985 г. присуждена за разработку основ теории сбережений и фундаментальные исследования динамики накопления и финансовых рынков. Ученый выдвинул гипотезу "жизненного цикла сбережений", согласно которому экономическое поведение индивидов меняется с возрастом: молодые экономят, старые тратят. Модильяни считают создателем школы "рациональных ожиданий" в макроэкономике. Тема докторской диссертации: "Преимущества ликвидности и теория процента и денег".



Назад