Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

10.5. Денежно-кредитное и валютное регулирование экономики


Гибким и оперативным дополнением бюджетной политики является денежно-кредитная и валютная политика, с помощью которой государство влияет на денежную массу, кредитные ставки, валютный курс, величину банковских резервов.

Денежно-кредитную политику государства формирует центральный банк, который имеет монопольное право на денежную эмиссию и осуществляет денежно-кредитную политику в интересах национальной экономики.

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий государства, направленных на обеспечение экономики стабильной валютой, регулирования денежного обращения в соответствии с потребностями экономики с целью стимулирования экономического роста и равновесия платежного баланса страны.

Осуществление денежно-кредитной политики требует разграничения ее стратегических и тактических целей. Стратегическая цель подчиняется общим стратегическим целям социально-экономической политики государства. Тактические цели сводятся к обеспечению внутренней стабильности национальной валюты. Они должны быть гибкими и изменяться в соответствии с ситуацией на рынке денег.

Правовой основой денежно-кредитного регулирования в Украине является Конституция Украины, Законы Украины "О банках и банковской деятельности" и "О Национальном банке Украины", другие нормативно-правовые акты.

Банковская система страны имеет двухуровневую структуру и состоит из центрального банка и сети коммерческих банков.

В Украине роль центрального банка выполняет Национальный банк Украины, основными задачами которого являются:

- создание нормальных условий для эффективного хозяйствования в стране;

- защита и обеспечение стабильности национальной валюты;

- развитие банковской системы;

- обеспечение эффективных расчетов между субъектами рыночных отношений.

Национальный банк Украины является подотчетным Президенту и Верховной Раде Украины в пределах своих конституционных полномочий.

Главной задачей денежно-кредитного и валютного регулирования является обеспечение соответствия денежной массы массе товаров и услуг, поддержание устойчивой покупательной направленности денег.

В каждой стране денежный оборот является регулируемым, т.е. функционирует национальная денежная система. В современных условиях она включает следующие основные компоненты:

- наименование денежной единицы;

- виды государственных денежных знаков (бумажных, металлических), которые имеют платежную силу;

- регламентацию безналичного денежного обращения;

- государственный аппарат регулирования денежного обращения.

Современную денежную систему характеризуют признаки:

- основой денежной системы является бумажные деньги;

- широкое развитие безналичного оборота;

- сокращения оборота наличных;

- постоянное обесценение денег;

- возрастание роли государства в стабилизации денежного обращения.

Государство осуществляет денежное регулирование путем воздействия на спрос и предложение денег.

Операционный спрос на деньги зависит от уровня цен, объема национального продукта и скорости обращения денег. Спрос на деньги как активы зависит от процентной ставки.

Процентная ставка - это плата за право пользоваться денежными средствами. В рыночной экономике существует много видов процентных ставок:

- процентные ставки на вклады;

- процентные ставки на векселя казначейства;

- процентные ставки на долгосрочные облигации государственного займа;

- учетные процентные ставки;

- процентные ставки на закладные и др.

Уровень различных процентных ставок неодинаков и обусловливается следующими факторами: срок предоставления займа, риском, налоговым режимом, административными расходами.

Количество денег, которая присутствует в национальной экономике на определенный момент времени, называется предложением денег. Регулирование предложения денег называют монетарной или денежно-кредитной политикой.

Центральный банк страны изменяет предложение денег, используя норму резервирования, учетную ставку, операции на открытом рынке.

Норма резервирования - это процент вкладов, который коммерческие банки должны держать в центральном банке в виде обязательных резервов. Изменяя норму резервирования, центральный банк регулирует предложение денег. Если норма резервирования растет, то предложение денег уменьшается, что приводит к росту процентных ставок.

Коммерческие банки берут деньги в кредит в центральном банке под определенный процент. Процентная ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, называется учетной (учетной ставке) или ставке рефинансирования. Повышение учетной ставки уменьшает предложение денег в экономике.

Операции на открытом рынке осуществляются относительно купли-продажи центральным банком государственных ценных бумаг. Если центральный банк покупает государственные облигации на открытом рынке, то кредитные ресурсы коммерческих банков увеличиваются, а следовательно, увеличивается предложение денег.

Функционирования денег в международном обращении, в экономических отношениях граждан, фирм и правительств различных государств связано с валютой. Денежная единица каждой страны является ее валютой.

Различают свободно конвертируемые, частично конвертируемые и неконвертируемые валюты.

Свободно конвертируемые валюты без ограничения обмениваются на любые другие валюты.

Частично обратимые валюты имеют определенные валютные ограничения - запрет оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой, концентрации в руках государства иностранной валюты.

Неконвертируемыми являются валюты стран, которые не обменивают их на денежные единицы других стран.

Пропорцию обмена валют называют валютным или обменному курсу. В современных условиях валютные курсы бывают фиксированные и плавающие. Фиксированные действуют на основе межгосударственных соглашений, а плавающие складываются под влиянием взаимодействия спроса и предложения.

Для поддержания фиксированного курса, покрытие дефицита платежного баланса используют официальные резервы иностранной валюты, сервис внешнеторговой политики, валютный контроль.

Денежную политику формирует центральный банк в зависимости от состояния экономики. Если экономическая активность на рынке ухудшается - происходит спад производства, растет безработица, банк делает попытку увеличить денежную массу и кредит.

Величину и состояние денежной массы оценивают с помощью денежных агрегатов М1 и М2. Для измерения количества денег в качестве платежного средства пользуются агрегатом М1. Для прогнозирования экономики и оценки результатов ее реформирования пользуются агрегатом М2, который включает срочные депозиты, сберегательные вклады, стоимость государственных облигаций.

По официальным данным, в Украине уровень монетаризации внутреннего валового продукта (соотношение между денежной массой и объемом внутреннего валового продукта) является одним из самых низких в стране восточной Европы. В 1997 г. этот показатель составлял лишь 13,6%, тогда как в Польше - 40%, в Венгрии - превышал 42%, в Чехии - 71%.

Неэффективная у нас и структура денежной массы. Доля наличных денег в денежной массе Украины составляет 49,8%, тогда как в развитых странах не превышает 10%.

Основными инструментами денежно-кредитного регулирования является манипулирование учетными ставками, регулирования объемов рефинансирования, изменение объемов обязательных банковских резервов.

По мнению специалистов, в странах с переходной экономикой необходимым условием постепенного неинфляционного роста денежной массы является соблюдение процентных ставок на уровне 7-17% для кредитов и 5-9% для депозитов. Это возможно лишь при условии достижения стабильных макроэкономических параметров экономики и невысокой дисконтной ставки длительное время.

Важным условием финансовой стабильности государства является становление и регулирования финансовых рынков - денежного, фондового, валютного. Государственное регулирование этих рынков направлено на защиту национальных интересов государства и всех участников рынков. Оно предусматривает комплекс мер по лицензирования профессиональной деятельности на рынках, надзор за деятельностью финансовых посредников, мониторинг деятельности участников финансовых рынков, принятие мер по предотвращению и пресечению нарушения законодательства.

Периодические финансовые кризисы в странах мира требуют соответствующего регулирования со стороны правительства и Национального банка Украины, которое сводится к разработке антикризисных мер финансовой стабилизации. При этом принимаются меры по упорядочению сделок купли-продажи валюты, вводятся ограничения в оплате валютой, усиливается контроль за деятельностью коммерческих банков, что способствует вымыванию валюты из банковской системы, замедляет темпы девальвации гривны.

 Милтон Фридмен (США), род которого происходил из Карпатской Украины, - получил Нобелевскую премию в 1976 г. за исследования в области потребления, истории и теории денег. Основные труды: "Исследования в области количественной теории денег" (1956), "История денежной системы США, 1867-1960 pp." (1963).

Практика введения валютного коридора гривны способствует стабилизации официального валютного курса, поддержанию прогнозируемости ситуации.

Финансовая стабильность в значительной мере достигается путем поддержания ликвидности банковской системы, увеличение объемов и улучшение кредитного портфеля коммерческих банков, их ориентации на обслуживание реального сектора экономики.



Назад