Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

11.1. Особенности ценообразования и виды цен переходной экономики


Цена - важный инструмент регулирования экономики. С помощью цен производство подчиняется общественным потребностям, стимулируется внедрение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство и сбыт продукции, повышение качества, конкурентоспособности товаров и т.д.

Цены влияют на макроэкономические показатели - реальный ВВП, ВНП, производительность общественного труда, инфляцию, уровень благосостояния населения (рис. 23). Это обусловливает необходимость их государственного регулирования с целью обеспечения оптимизации. Мировая практика хозяйствования показывает, что государственное регулирование цен существует во всех странах. Однако формы и средства государственного влияния - разные и зависят от состояния социально-экономического развития страны.

 23

Рис. 23. Взаимосвязь цен с основными макроэкономическими показателями

В условиях экономического кризиса, депрессии, стагнации государство усиливает свое влияние на ценовую политику и регулирование цен осуществляется преимущественно административными методами, применением фиксированных цен.

На стадиях выхода из кризиса, экономической стагнации и развития экономики государство проводит политику ценовой либерализации, постепенно ослабляя свое влияние на цены.

Переход от централизованной плановой экономики к рыночной обусловливает необходимость перестройки методологии и методики ценообразования. В условиях плановой экономики цена утверждалась на соответствующем уровне управления и была жесткой, что приводило к постоянному дефицита или избытка тех или иных групп товаров (работ, услуг), потери доходов при выпуску конкурентоспособных видов продукции.

В условиях рынка цена является гибкой, формируется в основном путем взаимодействия спроса и предложения и устанавливается потребителем. Переход от централизованной плановой экономики к рыночной не происходит быстро, а занимает определенный период времени, на протяжении которого наряду с рыночными (свободными) будут существовать и другие виды цен.

В настоящее время в отечественной экономике действуют три основные, с позиции регулирования, виды цен: государственные фиксированные, регулируемые і свободные (рыночные).

Фиксированные цены устанавливаются на ресурсы производителей, которые занимают монопольное положение на рынке: энергию, топливо, услуги связи, жилищно-коммунальные услуги, услуги пассажирского транспорта. Эти цены устанавливаются на разных уровнях управления (государственном, региональном) и не могут увеличиваться более установленные предельные значения. Перечень продукции (работ, услуг), на которую установлены фиксированные цены, очень незначительный и при переходе к рынку в условиях сбалансирования спроса и предложения будет уменьшаться.

Регулируемые цены устанавливаются на товары и услуги, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеют важнейшее социальное значение. Регулирование цен осуществляется путем установления: индивидуальных цен на продукцию предприятия-производителя; предельных уровней цен, торговых, снабженческо-сбытовых надбавок и наценок; предельных нормативов рентабельности в себестоимости продукции или к собственных издержек обращения.

Свободные цены регулируются договором между производителем и оптовым покупателем. Они занимают все большую долю в общем количестве цен. В Украине происходит широкая либерализация цен, то есть выведение их из-под государственного контроля.

Государственное регулирование цен и тарифов в Украине осуществляется в соответствии с Законом Украины "О ценах и ценообразовании" (1990 г.) и внесенных в него изменений.

В ценообразовании действует принцип экономического равновесия. Рынки существуют там, где взаимодействуют между собой свободные покупатели и продавцы товаров. Рыночной считается цена, которая формируется путем взаимодействия спроса и предложения и принята за основу, от которой отклоняются цены товаров, изготовленных определенными предприятиями. Если при данной цене товара нужно больше, чем могут поставить производители, то цена увеличивается. Если существует избыточное предложение, то цены начинают падать.

На формировании цены сказываются такие факторы: количество продавцов и покупателей, зависимость участников рынка, степень индивидуализации продукции, внешние ограничения.



Назад