Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

11.4. Государственное регулирование цен в аграрном секторе


В системе государственного регулирования экономики важную роль играет поддержка соответствующего уровня цен и обеспечения ценового равновесия в аграрном секторе.

Мировая практика государственного регулирования этого сектора экономики показала существование различных форм государственного воздействия на производителя. Так, высокоразвитые страны, которые традиционно экспортирует сельскохозяйственную продукцию (США, Канада, Австралия) и стремятся сохранить свое место на рынке, усиливают поддержку отечественного фермерства. Страны, которые традиционно импортируют значительную часть продуктов питания (Япония, Норвегия, Австрия и др.) стремятся уменьшить зависимость от стран-экспортеров, поддерживая собственного товаропроизводителя. На разных этапах экономического развития государства меняют уровень поддержки (повышают или понижают) собственного сельского хозяйства.

В большинстве стран мира система государственного регулирования цен почти одинакова и сводится к введение нижних и верхних границ цены, индикативных или условных цен, которые государство стремится поддерживать. Инструментом такого регулирования является политика скупка или продажи продукции (товарная интервенция). Такая система ценового регулирования широко используется в США на зерновые культуры, молоко, сыр, масло и др. Конгресс определяет уровень условной цены каждого вида сельскохозяйственной продукции, и если рыночные цены опускаются ниже этого уровня, то продукты скупает государство.

Особенность политики ценообразования в аграрной сфере стран Европейского Союза заключается в учете условий кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции, что обусловливает необходимость поддержки национальных товаропроизводителей. В странах - членах ЕС широко используется государственное субсидирование экспорта некоторых видов сельскохозяйственной продукции, которое имеет не экономическое, а социальную нагрузку. Это делается с целью избежать разорения нерентабельных и малорентабельных хозяйств.

Государственное регулирование цен в Украине осуществляется в условиях сравнительно высокого спроса на сельскохозяйственную продукцию, продукты питания и спада производства. Существующая система цен не возмещает высоких затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Анализ изменения структуры цен за период 1990-1995 гг. показал резкий рост доли приобретаемых материальных затрат с 33,6 до 67,9%, в том числе на нефтепродукты - с 2,5 до 21,1%; электроэнергию - с 0,7 до 2,7%. В то же время уменьшилась доля оплаты труда с 28,2% до 5,9%, материальных ресурсов собственного производства (кормов) с 19,1% до 9,8%. Такие изменения наблюдаются при условии, когда в структуре расходов не отражается стоимость земли - основного средства производства в сельском хозяйстве.

Либерализация цен в Украине раскрыла межотраслевые, структурные и ценовые диспропорции в АПК, которые складывались в течение длительного периода, и которые не удалось устранить в последние годы. Кроме того, в результате разрушение традиционных отношений возникли новые проблемы, связанные с общей ценовой нестабильностью и несбалансированностью; диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Так, цены на продукцию сельского хозяйства за период 1990-1997pp. выросли в 68,1 тыс. раз, а на промышленную - в 269,2 тыс. раз. Темпы роста цен на промышленную продукцию, которую потребляет сельское хозяйство, были в десять раз выше темпов роста цен на сельскохозяйственную продукцию.

По мнению специалистов, модель ценообразования в Украине должна предусматривать три различные уровни цен. Первый уровень - гарантирована, или интервенционная цена. Гарантированная цена определяется для основных видов сельскохозяйственной продукции и выступает гарантией возмещения производственных затрат и стабилизации структуры производства. Это нижняя ценовая граница, которая включает в себя средний уровень расходов и минимальный уровень прибыли. Второй уровень - эквивалентная цена, которая обеспечивает среднюю норму прибыли и включает рентный доход. ее определяют с учетом средней нормы прибыли основных отраслей промышленности, связанных с аграрной сферой (машиностроение, энергетика, химическая, комбикормовая и др.). Третий уровень - стимулирующие производство цены. Они превышают мировые и учитывают интересы потребителей относительно высокого качества товаров, покупательную способность и психологический аспект.

Ценовая политика в Украине пока что не имеет определенной концепции. Существующая система контроля за ценами неэффективна и сводится к выявления динамики фактических цен и правильности их определения. Ценовая ситуация в стране непрогнозируемая. Нет региональных особенностей в ценовых отношениях, несмотря на различия в природно-климатических и экономических условиях хозяйствования.



Назад