Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

12.3. Государственное регулирование внешней торговли


Внешняя торговля исторически первой и важнейшей формой (видом) внешнеэкономической деятельности. ее быстрому росту способствовало активное развитие транспорта, связи, информационных коммуникаций, снижение таможенных пошлин, изменения политического характера.

Внешняя торговля - это система экономических отношений между странами, основная цель которой заключается в ввозе и вывозе товаров и услуг. Объектами внешней торговли является товары: готовая продукция, сырье, полуфабрикаты; продукты интеллектуальной собственности: патенты, лицензии, фирменные знаки и др.; услуги: международный туризм, транспортные, страховые, посреднические, строительные операции и т.д.

Внешняя торговля дает странам возможность специализироваться на тех видах деятельности, в которых они имеют сравнительные преимущества; подчиняет отечественных производителей здоровой дисциплине; обусловливает более высокую производительность труда.

Внешняя торговля способствует наиболее полному удовлетворению потребностей населения и общества в целом, повышению конкурентоспособности национальной экономики; повышает уровень жизни населения стран, которые принимают участие в ее осуществлении. На эффективность внешней торговли влияет политика страны относительно условий ее проведения и используемых инструментов регулирования (рис. 28).

28

Рис. 28. Инструменты регулирования внешней торговли

Инструменты государственного регулирования внешней торговли делятся на таможенные и нетаможенные. Среди них различают те, которые стимулируют экспорт - прямые и косвенные экспортные субсидии, и те, что ограничивают импорт - пошлины, квоты, лицензии и т.п., т.е. торговые ограничения.

Во внешнеторговой политике выделяют две формы - протекционизм і фритредерство (свободная торговля).

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений.

Такая политика способствует защите национального товаропроизводителя, развитию отечественного производства. Однако она может привести к застойных процессов в экономике, усиление монополизма, снижение конкурентоспособности товаров.

Политика свободной торговли не предусматривает государственного вмешательства в товарообменные процессы. Экспортно-импортные операции регулируются рынком на основе спроса и предложения. Она стимулирует конкуренцию, способствует улучшению качества товаров и услуг, побуждает к оптимизации цен.

Мировая практика хозяйствования показывает, что, как правило, сегодня страны стремятся проводить гибкую политику внешней торговли, которая сочетает элементы протекционизма и свободной торговли.

Распространенным орудием протекционизма является пошлина - налог, налагаемый на каждую единицу товара, который ввозят в страну.

Пошлина выполняет защитную и фискальную функции. Оно приводит к удорожанию импортных товаров, в результате чего при равных условиях отечественные товары имеют преимущества в ценовой конкуренции. Различают адвалорные, специфические и комбинированное (по способу вычисления); экспортная, импортная, транзитное (по характеру объекта) пошлина (см. рис. 27).

Адвалорная пошлина рассчитывается в виде процента от таможенной стоимости. Цена импортного товара имп) состоит из таможенной стоимости товара (Цм) и пошлины (М):

f45

где См - ставка адвалерного пошлины,%.

Специфическая пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы на единицу товара (количества, веса, площади, объема). Цена импортного товара составит:

Цимп = Цм + М

где М - величина пошлины в стоимостном выражении.

Комбинированная пошлина сочетает ставки адвалерного и специфической пошлины.

Защитная пошлина предназначено для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Фискальная пошлина применяют к продукции, которая не производится в стране. Его целью является обеспечение поступлений в государственный бюджет.

Политика протекционизма реализуется путем квотирование і лицензирование (рис. 29).

29

Рис. 29. Инструменты и последствия политики протекционизма

 

Квотирование означает ограничение количества или суммарной стоимости конкретных экспортно-импортных товаров. Квотирование внешней торговли осуществляется через ее лицензирование - выдача разрешения на экспорт-импорт ограниченного объема и перечня продукции и запрещает нелицензированную торговлю. Если квота исчерпана, то прекращается экспорт-импорт товаров. В сдерживании внешней торговли квоты на импорт является более эффективным инструментом, чем пошлина. В то же время импортные квоты могут сопровождаться большими потерями по сравнению с пошлиной, особенно если квота, ограничивая ценовую конкуренцию, способствует монополизации национальной экономики. Кроме того, выдача лицензий может вызывать коррупцию в стране.

Важным инструментом внешнеторговой политики является экспортные субсидии - льготы, которые предоставляются отечественным экспортерам для стимулирования вывоза товаров за границу. Экспортные субсидии способствуют уменьшению цен на продукцию, которая продается на внешних рынках, и финансовой устойчивости производителя. Экспортные субсидии осуществляются в форме выплаты дотаций, а также льготного налогообложения, кредитования, страхования. По оценкам специалистов, экспортные субсидии не превышают 1% стоимости экспорта, поэтому они существенно не влияют на мировую торговлю. Несмотря на это, COT запрещает их использование.

Политика протекционизма предусматривает применение такого инструмента конкурентной борьбы на мировых рынках, как демпинг - установление экспортером в течение определенного времени более низких цен на отдельные виды продукции, чем среднемировые или внутренние.

По правилам ВТО, страна-импортер может вводить антидемпинговое () компенсационная пошлина, если доказано применения демпинговых цен.

Некоторые страны используют такую форму регулирования внешней торговли, как добровольное ограничение экспорта, с помощью которого избегают антидемпинговых расследований, торговых ограничений и других административных взысканий.

В государственном регулировании международной торговли используются нетаможенные инструменты, с помощью которых ограничивается импорт в страну и стимулируется экспорт. К ним относятся высокие стандарты качества товаров, санитарные ограничения, таможенные процедуры, торговое эмбарго.

Торговое эмбарго - это запрет ввоза на территорию страны (или вывоз из определенной страны) товаров, которая вводится, как правило, из политических соображений.

Следует помнить, что политика протекционизма должна быть очень взвешенной, поскольку она всегда влечет за собой соответствующие действия со стороны торговых партнеров страны. Это означает, что, уменьшая импорт, страна соответственно будет сокращение экспорта, что не повлияет на величину чистого экспорта, совокупного спроса и занятости. Протекционизм может побудить ухудшение политической ситуации между странами. Поэтому перспективным направлением регулирования торговой деятельности является создание надлежащих условий для свободной торговли между странами.

Все страны зависят от внешней торговли, однако для разных стран в связи с разной ресурсозабезпеченістю, емкостью внутреннего рынка, эта зависимость является неодинаковым. Доля экспорта в ВВП развитых стран колеблется в пределах 10-70% (в США - 12%, Канаде - 40%, Нидерландах - 56%, Бельгии - 73%). В Украине этот показатель в 2001 г. составлял 49,5%.

Вхождение Украины в мировую экономику оказалось мучительным и долгим. Наша страна остается экспортером преимущественно сырья и полуфабрикатов. В развитии внешнеторговой деятельности Украины можно выделить несколько этапов. На первом этапе происходила либерализация внешней торговли, которая обеспечила увеличение экспорта товаров и услуг. Однако его рост происходил на фоне снижения внутреннего потребления и реального ВВП, то есть экспортный потенциал терял внутреннюю экономическую сопротивления, кроме того, углубление экономического кризиса в постсоветских странах обусловило резкое ограничение доступа отечественной продукции на рынки этих стран, усиление зависимости от критического импорта топливно-энергетических ресурсов. Отечественные производители искали выходы на новые рынки.

Ситуацию усугубила экономический кризис 1997-1999 гг. Значительно сократился спрос на основные статьи украинского экспорта - продукцию металлургического комплекса. Внешнеторговый оборот сокращался.

С 1999 г. в Украине фиксируется положительное сальдо во внешней торговле и наблюдается положительная динамика объемов (табл. 37).

 Таблица 37. Внешняя торговля Украины товарами, млн. долл. США

Показатели

Годы

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Экспорт

13 166,8

14 441,2

14 231,9

12 637,4

11581,6

14 572,5

16 264,7

Импорт

16 052,3

18 639,1

17 128,0

14 675,0

11846,1

13 956,0

15 775,1

Товарная структура внешней торговли Украины в течение последних лет практически не изменилась. Ведущие позиции в украинском экспорте принадлежат металлопродукции (44% экспорта), продукции химической промышленности (22%). В то же время географическая структура претерпела существенных изменений. Векторы товарных потоков переориентировались из постсоветских стран на другие регионы мира. Так, в 1999 г. доля экспорта в страны СНГ составила 34%, то есть почти вдвое меньше, чем в 1992 г., а в 2001 г. сократилась до 28%.

Наблюдается динамика и в импорте товаров при неизменной его структуре. Энергетический импорт составляет 47% общих объемов импорта, существенно сократился неенергетичний импорт.

Снижение объемов импорта было следствием внедренных мер тарифного регулирования в отношении большинства товаров, которые в достаточном количестве могут производиться в Украине. По мнению специалистов, общие объемы импорта достигли того уровня, который позволяет удовлетворить минимальные потребности государства.

Украина достигла определенного прогресса на пути экономической либерализации, необходимой для интеграции в мировые хозяйственные структуры. Так, уровень средневзвешенного импортного тарифа на промышленные товары снизился до 5,4%, по полной номенклатуре товаров - до 7,1%, что в целом соответствует требованиям ВТО.

Бертиль Готгхард Улин (Швеция) и Джеймс Эдуард Мид (Великобритания) - Нобелевская премия в 1977 г. присуждена за оригинальный вклад в разработку теории международной торговли и международного движения капитала.

Основной труд Бы. Уліна - "Межрегиональная и международная торговля".

Основной труд Е. Мида - "Теория международной экономической политики".

Однако общий уровень либерализации существенно снижается через ограничение нетарифного характера, бюрократические процедуры, несовершенное антимонопольное регулирование, что делает Украину не готовой к активных интеграционных процессов.



Назад