Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

13.4. Определение потребности народного хозяйства в промышленной продукции


Определение потребности народного хозяйства в промышленной продукции и населения в товарах народного потребления составляет основу макроэкономического регулирования промышленного производства.

В структуре потребностей народного хозяйства в промышленной продукции надо выделять: потребности в промышленной продукции других отраслей и комплексов народного хозяйства, в том числе потребности рынка сырья и обрабатывающих и перерабатывающих отраслей; потребности населения в производстве товаров народного потребления; государственные нужды, включая экспорт.

Обязательным элементом макроэкономического регулирования является прогнозирование развития рынка сырья и обеспечения ею народного хозяйства. Потребность народного хозяйства в сырьевых ресурсах включает суммарные затраты на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, экспорт и др. Прогнозирование потребности осуществляется на основе удельных расходов важнейших видов сырья, топлива, энергии на производство единицы продукции. Удельные расходы являются обобщенными нормами расходов и разрабатываются по основным видам продукции в отраслевом разрезе. Прогнозируемую потребность в ресурсах определяют по формуле:

 f46

где Нг - норма расхода каждого вида ресурса; ОП - объем производства продукции, на которую тратится определенный ресурс; п - количество разновидностей изделий, на которые определяется определенный ресурс.

Определение удельных расходов осуществляется путем анализа динамики удельных расходов в базовых периодах, оценки влияния факторов на норму расходования ресурса. При этом учитывается внедрение новых прогрессивных технологий, расширение использования новых видов сырья, изменения в структуре производства, сокращение отходов, уменьшение затрат ресурсов и т.п.

Прогнозирование потребности в продукции обрабатывающих и перерабатывающих отраслей осуществляется с помощью нормативного метода. Сначала разрабатывается номенклатура продукции за каждой областью. Затем устанавливаются обобщенные групповые нормативы расходов одного вида продукции на производство другого. Размер этих нормативов определяется по отчетным данным и корректируется с учетом факторов, которые могут повлиять на их величину в прогнозируемом периоде.

Прогноз потребности в товарах народного потребления формируется на основе использования норм потребления и сведений о потребительские бюджеты; изучение тенденций изменения структуры потребления; эконометрических исследований эластичности спроса и зависимости потребления от изменения доходов и цен. В пищевой и легкой промышленности для прогнозирования используются рациональные физиологические нормы потребления.

Потребность в товарах народного потребления определяют по фактически сложившимся уровнями потребления на душу населения (семью) и численности населения (семей) в прогнозируемом периоде.

Государственные нужды на промышленную продукцию включают, прежде всего, потребности на оборону, содержание государственного аппарата, здравоохранение, образование и т.п. Государственная потребность в промышленной продукции обеспечивается через государственный контракт и государственный заказ.

Потребность государства в продукции производственно-технического назначения, товары народного потребления определяют путем: установления перечня видов промышленной продукции, необходимой для отраслей-потребителей, финансируемых из государственного бюджета; для формирования государственных ресурсов и запасов; экспортно-импортных операций с правительственными соглашениями; а также перечня видов промышленной продукции, производство которой требует стимулирования со стороны государства.

За этими перечнями определяются необходимые объемы производства промышленной продукции и выясняются возможности обеспечения ее производства. Потребность государства определяют отдельно для средств производства (орудий труда и предметов труда) и товаров народного потребления.

Общая потребность государства сопоставляется с ресурсами (возможностями) с помощью материальных балансов сырья, топлива, электроэнергии и т.д и обосновывается относительно возможностей государственного бюджета осуществить их финансовое обеспечение.



Назад