Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

14.1. Понятие о агропромышленный комплекс


Агропромышленный комплекс (АПК) Украины - это целостная народногосподарська система взаимосвязанных между собой отраслей, объединенных в единое целое с целью производства продовольствия, сельскохозяйственного сырья для перерабатывающих отраслей промышленности.

АПК состоит из трех подразделений.

Первый подраздел охватывает отрасли промышленности, которые обеспечивают АПК средствами производства: тракторами и сельскохозяйственными машинами, оборудованием для легкой, пищевой промышленности, мелиоративных работ, минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений, комбикормами, строительными сооружениями. В общем объеме продукции комплекса доля этого подразделения составляет около 15%.

К второго подразделения АПК принадлежит непосредственно сельскохозяйственное производство, охотничье и лесное хозяйство. В этой сфере изготавливается свыше 45% общего объема продукции комплекса.

Третий подраздел включает отрасли, которые обеспечивают заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведения ее до потребителей. Это пищевая, мясная, молочная, рыбная, мукомольная, крупяная, а также легкая промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, торговля продовольственными товарами и общественное питание. Эта сфера дает около 40% общего объема продукции комплекса.

АПК - огромный межотраслевой комплекс Украины. В 2001 г. в нем было произведено около 16% валового национального продукта. Здесь сосредоточено 23% работающих в народном хозяйстве Украины, из них 12,7% - на крупных сельскохозяйственных предприятиях. Доля экспорта отрасли в общем экспорте товаров составляет 11 %.

Вклад аграрного сектора Украины в ВВП, платежный баланс, рынок труда намного выше, чем в странах ОЭСР. Несмотря на это, аграрный сектор экономики Украины имеет много проблем.

За период 1990-2001 pp. объем производства валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств уменьшился вдвое. Потребление продовольствия в расчете на душу населения снизилось: мяса - до 30%, молока - до 46%, яиц - до 37%, овощей - до 30%, фруктов - до 19% от физиологической нормы питания.

Потенциал сельского хозяйства Украины мощный: более 40 млн. га сельскохозяйственных угодий, 16 млн. сельских жителей, в том числе 9,7 млн. - в трудоспособном возрасте. Однако по данным Минагропрома Украины, сельскохозяйственные предприятия АПК имеют существенные потери ресурсов основных производственных фондов. Сельскохозяйственное землепользование сократилось на 11,2 млн. га, количество работников - на 3,7 млн. человек, продуктивного и рабочего скота - на 19,6 млн. поголовья, объем основных производственных фондов - на сумму 85,8 млрд. усл. ед.

Сельскохозяйственные производители в Украине - кооперативы, держгоспи, индивидуальные хозяйства, другие сельскохозяйственные предприятия - являются неоднородными по результатам своей деятельности и ресурсами (площадью угодий). Средний уровень рентабельности в 2000 г. составлял 9%, но его обеспечивали не более 10% предприятий отрасли.

В Украине идет процесс формирования институциональной базы аграрного сектора. Речь идет о рынке земли, защита частной собственности, контроль за выполнением соглашений, влияние местных администраций на производственную деятельность.

Неразвитой остается социальная сфера в аграрном секторе экономики.

Заработная плата с/х работников является самой низкой в народном хозяйстве Украины. В 2001 г. она составляла 150 грн. в месяц в то время как в народном хозяйстве в целом - 310 грн.

Производительность труда в с/х остается невысокой. В Украине на 100 га угодий в 2001 г. работало 10,5 работника, в то время как в Германии - 3,1.

Доля домохозяйств, состоящих из 1 человека, возросло до 23,1%, коэффициент естественного сокращения населения вырос с 3,4 человека на 1000 человек населения в 1990 г. до 9,8 лица в 2001 г. Крестьянин потребляет в 4 раза платных услуг меньше, чем городской житель, в 15,9 раза меньше пользуется услугами пассажирского транспорта.

За период 1990-2001 гг. в структуре стоимости сельскохозяйственной продукции сократилась доля оплаты труда (с 38 до 14%), амортизационных отчислений (с 10 до 6%), уменьшилась рентабельность (с 37 до 8%). Это свидетельствует о наличии значительных проблем в функционировании этого сектора экономики. При этом следует отметить, что сельское хозяйство во всем мире с каждым годом также теряет свои позиции. В 2000 г. в странах ОЭСР его доля в ВВП составляла 2,1% (колеблясь от 1,7% в США и ЕС до 7,3% в Новой Зеландии). В аграрном секторе этих стран задействовано в среднем 7,8% рабочей силы. В 1960 и 1988 гг. доля аграрного сектора составляла в ЕС соответственно - 9 и 2,8%, а численность занятого населения - 21 и 8,9%.

Основная цель государственного регулирования деятельности АПК заключается в том, чтобы: обеспечить население продуктами питания, перерабатывающие отрасли промышленности - сырьем; увеличить экспортные возможности отраслей АПК; решить социальные, культурно-бытовые проблемы, имеющие место в АПК в условиях становления рыночных отношений и многоукладности экономики.

Государственное регулирование АПК отражается в аграрной политике государства. Ее суть в условиях становления рыночных отношений заключается в осуществлении земельной реформы, содействии развитию риз них форм собственности на землю, либерализации управления в сельском хозяйстве, содействие развитию конкуренции, постепенном отказе от государственных заказов (контрактов), в разработке и реализации целевых программ развития производственной и социальной инфраструктур, финансовой поддержке отраслей АПК.

Является основой АПК области сельского хозяйства - растениеводство, животноводство, охота, лесное и водное хозяйства, их развитие характеризуется определенными социально-экономическими и природно-климатическими особенностями:

- наличием нескольких форм собственности, что обуславливает существование различных типов хозяйств (предприятий): фермерских, индивидуальных, межхозяйственных;

- сезонностью в растениеводстве, которая предопределяет неполную занятость работающих в этой области;

- универсальностью основного средства производства - земли, которая не подлежит замене;

- необходимостью использования части произведенной продукции как средств производства;

- в значительной длительностью производственного цикла;

- значительными различиями в плодородия земельных угодий.

Все это предопределяет особенности становления рыночных отношений в АПК и особенности его государственного регулирования.



Назад