Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

14.2. Общая характеристика государственного регулирования АПК


Функции государственного регулирования АПК на макроуровне выполняют Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины через департамент развития АПК, который объединяет отделы экономики развития сельского хозяйства, экономики производства продовольственных товаров, отдел аграрной реформы; Министерство аграрной политики; Государственный комитет по земельным ресурсам; Государственный комитет водного хозяйства, Государственный комитет лесного хозяйства.

Государство в лице соответствующих органов управления выполняет следующие функции регулирования развития АПК:

- определяет приоритетные направления развития АПК и приоритетные направления вложения инвестиций на его развитие;

- регулирует земельные отношения;

- осуществляет меры по стабилизации продовольственного снабжения;

- осуществляет поддержку приоритетных отраслей и сфер АПК через прямое бюджетное финансирование, механизм дотаций, целевое субсидирование;

- способствует осуществлению процессов разгосударствления, приватизации и развития новых форм хозяйствования;

- устанавливает механизм формирования государственных заказов и контрактов на поставку государственных ресурсов сельскохозяйственной продукции и сырья;

- регулирует цены на некоторые виды продовольствия;

- определяет уровень ориентировочных закупочных цен и механизмы их индексации в соответствии с инфляционных процессов;

- осуществляет индикативное планирование развития АПК.

Ценовое регулирование в сфере АПК осуществляет департамент ценовой политики Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, в составе которого функционирует отдел цен на продовольственные товары и продукцию сельского хозяйства.

Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом Украины и другими законодательными актами. Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях создания условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения окружающей природной среды, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на землю.

В соответствии с принятым законодательством в Украине существуют такие формы собственности на землю: государственная, коллективная, частная. Все формы собственности являются равноправными. Распоряжаются землей Совета народных депутатов, которые в пределах своей компетенции передают ее в собственность, предоставляют в пользование или изымают.

Субъектами права государственной собственности на землю выступают Верховная Рада Украины (на земле общегосударственной собственности Украины); Верховная Рада Автономной Республики Крым (на землю в пределах территории республики); областные, районные, городские, поселковые, сельские Советы народных депутатов (на земле в пределах их территорий).

Субъектами права коллективной собственности на землю являются коллективные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные общества, сельскохозяйственные акционерные общества.

Граждане Украины имеют право на получение в собственность земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий, садоводства, дачного и гаражного строительства.

Важным средством регулирования аграрного сектора является его государственная поддержка.



Назад