Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

14.3. Государственное регулирование земельных отношений


Земельные отношения - это отношения, которые возникают относительно владения, пользования, распоряжения и управления земельными ресурсами на всех уровнях как объектами хозяйствования и средствами сельскохозяйственного производства.

Государственное регулирование земельных отношений заключается в создании законодательной базы по защите прав землевладельцев и землепользователей, в выборе эффективных пропорций между прямым и косвенным управлением земельными ресурсами.

Украина владеет земельными ресурсами общей площадью 60,4 млн. га, из которых около 69% составляют сельскохозяйственные угодья. На начало 2001 г. на одного жителя Украины приходилось 0,66 га сельскохозяйственных угодий (в Канаде - 2,49 га, России - 1,49 га). В европейских странах (Германия, Австрия, Франция) площадь пашни на одного жителя в два раза меньше (0,18-0,48 га).

Статистические данные свидетельствуют о том, что в Украине наблюдается тенденция к уменьшению площади угодий и их доли в структуре всего земельного фонда (1950 г. - 74%, в 1990 г. - 70%, 1997 г. - 69%, 2001г. - 50,5%).

Существенные изменения в земельных отношениях связаны с разгосударствлением земель сельскохозяйственного назначения; формирование земель запаса и резервного фонда обусловили особую функцию государства - контроль за землепользованием, сохранением агрофонда земель, соответствующим использованием.

В Украине осуществляется земельная реформа, в результате реализации которой формируется новая аграрная структура, ориентированная на частную собственность на землю. В настоящее время уже завершен первый и второй ее этапы - проведено разгосударствление земли и передачу ее в коллективную собственность; осуществлено паевания земли с выдачей соответствующего документа - сертификата о праве частной собственности на землю. Третий, заключительный, этап земельной реформы предусматривает формирование на базе частной собственности на землю новых по содержанию частно-арендных хозяйств. Владельцы сертификатов на земельный пай имеют право создавать свое крестьянское (фермерское) хозяйство или получать ежегодно дополнительный доход в виде арендной платы.

Аграрная реформа в Украине еще не завершена, поскольку не коснулась глубинных основ коллективной собственности, а смена собственника не привела к появлению эффективного собственника. Механизм функционирования паевых отношений внутри приватизированных предприятий в настоящее время функционирует недостаточно. Это объясняется тем, что не закреплены правовые гарантии института частной собственности на землю, не разработан механизм купли-продажи земли, ее передачи в залог, не сформирован земельный рынок.

Развитие земельного рынка тормозят низкая покупательная способность населения, слабая государственная поддержка землевладельцев и др.

Государственное регулирование земельных отношений осуществляют органы государственного управления всех иерархических уровней. Государство обеспечивает законодательное регулирование земельных отношений, распоряжения землями общегосударственной собственности Украины; устанавливает порядок и средние ставки платы за использование земли, предельные размеры арендной платы за нее; организацию и осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель и их мониторинга; устанавливает основные положения землеустройства и порядке ведения государственного земельного кадастра; разрабатывает государственные программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов и т.п.

Кроме этих мероприятий и участия в их реализации, органы местного самоуправления в области регулирования земельных отношений осуществляют: передаче земельных участков в собственность на условиях действующего законодательства; регистрацию права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли; изъятие (выкуп) земель в соответствии с законодательством; взимания платы за землю; ведения земельно-кадастровой документации; согласование проектов землеустройства; согласование строительства жилых, производственных, культурно-бытовых и других зданий и сооружений на земельных участках, находящихся в собственности или пользовании; решение земельных споров в пределах своей компетенции.

Экономические методы государственного регулирования земельных отношений в Украине реализуются путем введения платы за приобретение земли в соответствии с законодательством; уплаты ежегодного земельного налога или арендной платы, которые определяются в зависимости от качества и местоположения земельного участка, исходя из кадастровой оценки земель; введение льгот по плате за землю; разработки и функционирования механизма определения и возмещения убытков собственникам земли и землепользователям за ухудшения качества земель или приведения их в непригодность для использования по целевому назначению.

Государственное регулирование аграрного сектора предусматривает поддержку соответствующего уровня цен и обеспечения ценового равновесия на продукцию АПК.

Государственное регулирование цен в Украине осуществляется в условиях высокого спроса на сельскохозяйственную продукцию и значительного спада объемов производства. Существующая система цен не возмещает высоких затрат на производство продукции, приводит к диспаритета цен.

Модель ценообразования в аграрном секторе Украины должна предусматривать три уровне цен.

Первый уровень - гарантированные или интервенционные цены, которые определяются для основных видов сельскохозяйственной продукции и выступают гарантией возмещения производственных затрат. Они включают средний уровень расходов и минимальный уровень прибыли. Это, как правило, нижняя ценовая граница, которая служит стартовой цене на биржевых торгах.

Второй уровень - эквивалентная цена, которая обеспечивает среднюю норму прибыли на собственный капитал и включает рентный доход.

Третий уровень - это цены стимулирования производства, которые превышают мировые цены и используются для расчетов с производителями некоторых видов продукции.

Государственное регулирование АПК предусматривает соответствующую кредитную политику, которая в Украине начинает формироваться и предусматривает: расширение сети крестьянских кооперативных банков; создание системы ипотечного кредитования; развитие финансового аграрного консалтинга; внедрение лизингового кредитования; реформирование товарного кредита; расширение функций кредитных союзов; страхование кредитов и займов.

Регулирование аграрного сектора государством предусматривает создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в отрасли, привлечение инвестиций, разработку программ развития АПК, поддержку фермерства и др. (рис. 31).

 31

Рис. 31. Средства государственного регулирования АПК

По официальным статистическим данным, в Украине уровень государственной поддержки сельского хозяйства намного ниже, чем в развитых странах. В последние годы эти расходы были стабильными и составляли около 0,5% ВВП, тогда как в Венгрии - 1,8%, в Японии и ЕС - по 1,7%, в Чехии - 1,6%, в США - 1,5%, в России - 0,8%. В расчете на душу населения субсидии составляли: в Японии 566 долл., в США - 350, в ЕС - 336, в Венгрии - 111, в России - 60, а в Украине - только 33 долл.

В 2001 г. общие объемы поддержки с/х достигали около 1,1 млрд. грн., что составило 0,5% к ВВП, в то время как в ОЭСР - 1,3% ВВП. Финансирование с/х превышает объемы финансирования образования и здравоохранения, науки и техники.

Однако поддержка производства с/х продукции и доходов фермеров не решает проблемы, а приводит к ее обострению.

Государственное регулирование АПК сводится к обеспечению сотрудничества со странами ЕС в вопросах модернизации и развития отраслей, их интегрирование в европейский агропромышленный комплекс.

Коренная перестройка экономики и финансово-кредитных отношений заключается в утверждении полноценного рынка земли, современных земельно-арендных и ипотечных отношений, внедрение экономических стимулов рационального использования и охраны земель, применение разрешенных нормами ВТО механизмов защиты национального аграрного рынка.

Утверждение частной собственности на землю требует совершенствования инструментов финансового оздоровления отрасли, эффективных диверсифицированных процедур кредитного обслуживания села, создание специализированных банковских и альтернативных небанковских кредитных институтов, механизмов финансовых гарантий возврата кредитов сельхозпроизводителями, страхование финансовых рисков.



Назад