Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

14.1. Генезис и методология неолиберализма


С середины XX в. популярной и привлекательной стала теория неолиберализма, которая своими мировоззренческими источниками достигает XVIII ст. Очевидно, этой популярности способствовали исторические обстоятельства, связанные, с одной стороны, с утверждением централизованно-директивного хозяйства, а с другой - с развитием социально-экономической рыночной системы. Концепция экономического либерализма отвергает централизованное регулируемое хозяйство в любых формах и идеологических расцветках, она утверждает социально-рыночные экономические системы.

С момента возникновения экономический либерализм находился в постоянном противоборстве с концепцией активного воздействия государства на экономическую жизнь. Эту концепцию называли по-разному: "дирижизм" (от франц. diriger - управлять), "етатизм" (от франц. etat - государство; этот термин ввел швейцарский политик прошлого века Н. Дро), "інтервеціонізм" (от лат. interventio - вмешательство, срок Л. Мизеса). Борьба этих концепций происходила по-разному. Если в первой половине XIX в. в науке царил экономический либерализм, то к концу века он существенно сдал свои позиции, а в 30-40-х годах XX в. идеи государственного регулирования стали ли не общепризнанными.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. с большой силой потрясла как развитые, так и промышленно развитые страны. Как пишет французский историк-экономист Пьер Шоню, кризис затронул "одновременно все сферы". На самом деле мировой кризис 30-х годов "возникла через наложения друг на друга разноплановых причин, которые привели к феномену резонанса". Вывод П. Шоню такой: "В 1929-1933 гг. закончился период "скрытого" развития экономики, то было время конца целого ряда старых и открытие новых технологических горизонтов, заре новой цивилизационной системы. Другими словами, 1930 год положил предел тому типу роста, который был характерным для XIX в. и тщетно пытался сочетать старые, традиционные средства использования пространства и материи с инновационными механизмами".

Поэтому вполне очевидно, что поскольку "сила" неоклассической теории конца XIX - начала XX в. распространялась преимущественно на микроэкономический анализ, в условиях нетипичной кризиса, сопровождавшегося общим безработицей, стал необходимым еще и другой - макроэкономический анализ, к которому, в частности, обратился один из величайших экономистов XX ст. Дж. М. Кейнс. В результате в экономической науке 30-х годов маятник качнулся в обратном направлении: обеспокоенность проблемой структурного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейнсом в том, что "полное доминирование рікардіанського подхода в течение 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки".

Одновременно, начиная с 30-х годов, в области социальной экономии" наблюдается острая борьба экономистов по поводу вопросов государственного вмешательства и свободы хозяйственной деятельности, трестування и синдицирования, протекционизма и фритредерства. А новые проблемы научных исследований, возникшие в связи с этим, до сих пор не теряют своей актуальности, потому что их основное содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С того времени берут свое начало теории, направленные на решение этих проблем. Одно из направлений опирается на учение Дж. М. Кейнса и его последователей и меры государственного вмешательства в экономические процессы, которые они рекомендуют, называют кейнсіанськими. Второе направление обосновывает альтернативные кейнсіанству концепции авторов, которых называют неолібералами.

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е годы как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках, и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченного свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

Неолиберализм вырос с либерализма конца XVIII - начала XIX вв., выступавший с лозунгом свободного предпринимательства. Неолиберализм пришел на смену старому экономическому либерализму, причиной поражения которого стал экономический кризис 1929 - 1933 гг. Он вобрал в себя основные черты классического либерализма, а именно:

1) отстаивание идей естественного порядка и естественных прав;

2) поддержка политики свободной торговли;

3) возражения расширение государственного регулирования;

4) развитие автономного местного самоуправления и добровольных организаций в противовес росту влияния центральных органов власти.

Идейные корни экономического либерализма достигают времен А. Смита. Именно его принцип "невидимой руки", уверенность, что реализация личного корыстного интереса человека в сфере экономической деятельности приведет к общественного благосостояния и требование невмешательства государства в экономику были положены в основу концепции представителей неолиберализма. Сущность теоретических положений экономического либерализма можно свести к тому, что либералы признают и настаивают на существовании очевидной связи между индивидуальной свободой, частной собственностью и уровнем экономической эффективности общества. Они акцентируют на том, что никто не имеет права нарушать чужую свободу, в том числе и экономическую. В основе этих представлений - политическая философия либерализма, кредо которого - известный принцип "laisser faire, laisser aller", который можно трактовать как право людей делать то, что они хотят, предоставлять им право быть самими собой в экономической деятельности и вероисповедании, культуре, повседневной жизни и мыслях. Индивидуализм, который стал основой европейской цивилизации, по мнению одного из выдающихся представителей неолиберального направления Ф. Гайєка, - это не эгоизм и самовлюбленность, это, прежде всего, уважение к личности ближнего, это абсолютный приоритет права каждого человека реализовать себя в этом мире.

По мнению представителей либерального направления в политической экономии, именно свобода в сфере экономической деятельности является основным и необходимым условием быстрого экономического роста, где для сбалансированного развития общества в принципе достаточно действия механизма свободного рынка и свободной конкуренции, которые автоматически устанавливают равновесие между спросом и предложением. Роль государства должна быть сведена к минимуму. Основное и по сути единственная задача государственных структур они видят в создании и поддержании условий, необходимых для благоприятного развития свободной конкуренции, под которой понимают обеспечения равных возможностей для всех. Государственное вмешательство в экономические процессы является недопустимым, и если оно происходит, то это делается, по мнению представителей либерального и неолиберального направления, только в интересах государственного аппарата.

Современные представители экономического либерализма придерживаются двух традиционных положений: во-первых, они исходят из того, что рынок (самая эффективная форма хозяйствования) создает наилучшие условия для экономического роста и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия. Практически (и это, преимущественно, вынуждены признать неолибералы) государство теперь вмешивается в экономическую жизнь в широких масштабах и различных формах.

Если кейнсианство исходным считает осуществление мероприятий активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм таким считает относительно пассивное государственное регулирование. В кейнсіанських моделях предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестирования различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, жесткой налоговой политике.

Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур, видят роль регулирования экономики государством в ее функциях "ночного сторожа" или "спортивного судьи". Представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики, помня высказывание Л. Ергарда (1897-1977 pp.) "конкуренция всюду, где возможно, - регулирования там, где необходимо", доказали правомерность ограниченного государственного участия в экономических процессах и большего ее содействия свободному и стабильному функционированию предпринимателей как условии устранения неравновесия в экономике.

Уже в 30-е годы в противовес кейнсіанським идеям государственного регулирования экономики, ограничивающих систему свободной конкуренции, в ряде стран были созданы неолиберальные центры по разработке альтернативных мер государственного вмешательства в экономику, которые (мероприятия) способствовали бы возрождению и практическому воплощению идеи экономического либерализма.

Неолиберализм - международное явление. По сути под названием либералов выступает не одна, а несколько школ. К неолиберализма принадлежат фрайбурзька (ее лидеры - В. Еукен, В. Репке, О. Рюстов, Л. Ергард и др.), чикагская, или монетарная (ее лидеры - Л. Мизес, Г. Фридман, А. Шварц и др.), лондонская (ее лидеры - Ф. Гайек, Л. Робинэ и др.) школы. Выдающиеся представители неолиберальных идей во Франции - экономисты. Рюеф, Г. Алле и др. Несмотря на то, что неолиберализм - международное явление, его центром является Германия.

Перед тем как перейти к характеристике школ неолиберальных идей разных стран, нужно отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х годов пытались выработать единую научно-практическую платформу. Общие в связи с этим принципы либерализма были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Некоторое влияние на формирование теории неолиберализма имели взгляды американского экономиста Уолтера Липмана, которые он четко изложил в книге "вольный город". Взгляды Липмана получили широкий отклик у экономистов либерального толка. И когда в августе 1938 г. в Париже собрались неолибералы, чтобы определить свое отношение относительно ряда крупных экономических проблем, они назвали свои сборы "коллоквиумом В. Лімпана". Коллоквиум Лімпана сформулировал перечень мероприятий, необходимых для выполнения. До этого перечня, по Е. Жамсом, вошли пять пунктов, в которых изложены основные теоретические позиции неолиберализма.

Сущность одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к признанию того, что рыночный механизм не обеспечивает автоматического саморегулирования и равновесия и нуждается в связи с этим определенного государственного вмешательства и провозглашение необходимости государственной поддержки (содействия) в возврате правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условия приоритета частной собственности, свободы договора и свободных рынков могут быть пересмотрены только в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.). Государство, прежде всего, должна определить правила, в пределах которых формируется экономическая активность, и гарантировать их выполнение. Далее отмечалось, что государство должно осуществлять только те меры, которые бы обеспечили поддержку свободной конкуренции. В то же время было критиковано монополии, были обещания устранить монополии с помощью мер экономической политики. Необходимость вмешательства государства допускается в том случае, когда эластичность спроса и предложения по любым причинам резко уменьшается и вследствие этого быстрое возвращение к равновесию на основе движения цен становится невозможным.

Сторонники неолиберализма в своих теориях используют самые разнообразные экономические взгляды. В них сочетаются некоторые положения старого экономического либерализма с кейнсіанськими идеями, теория реализации Сэя с теорией "предельной полезности" австрийской школы.

При наличии общих теоретических источников, методологии и отношение к основным проблемам современности неолиберальных направление имеет в разных странах свои специфические особенности.



Назад