Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

15.1. Сущность и задачи региональной экономической политики


Народное хозяйство каждой страны - большая, сложная и динамичная система, которая состоит из многих частей и элементов, связанных между собой прямыми и обратными связями. В условиях формирования национальной экономики анализ и изучение элементов системы, отдельных подсистем, их выходных и входных параметров позволяют определить наиболее эффективные пути развития народного хозяйства страны. Такой подход четко прослеживается при определении направлений перереструктуризації хозяйства, его направленности на удовлетворение социальных потребностей людей.

Экономика Украины в составе единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР была подчинена политике государства, кон'юнктурній и военной целью. Она не учитывала интересов народа, региональных условий и экологических возможностей отдельных регионов. Это привело к деформированной, несбалансированности структуры экономики.

Характерной чертой нынешней экономики Украины является то, что предприятия не могут самостоятельно изготавливать большинства видов продукции производственно-хозяйственного назначения без поставок из других стран, хотя в Украине есть все условия для налаживания собственного производства.

В структуре валового национального продукта значительную долю занимает материало -, энерго -, фондомістка продукция, выпуск которой наносит вреда окружающей среде (продукция химической промышленности, черной металлургии, тяжелого машиностроения и др.). Причем производство этой продукции значительно превышало и превышает внутренние потребности Украины. На территорию Украины, что занимает около 3% территории бывшего СССР, приходится 25% общего промышленного загрязнения.

Негативным явлением для национальной экономики является малая доля отраслей, работающих на потребительский рынок. В последнем десятилетии она не превышала 29% валового продукта, в то время как в развитых странах этот показатель составляет не менее 40%. Чтобы преодолеть товарный дефицит, надо позаботиться о ускоренное развитие легкой, пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, производства сложной бытовой техники, всей сферы производства товаров народного потребления.

Решение проблемы формирования национальной экономики, ее стабилизации и социальной переориентации требуют децентрализации управления, расширения регионального самоуправления.

Регионы - это целостная территориальная часть хозяйства страны, которая характеризуется наличием местных органов управления, определенной структурой производства, внутренними связка^ и, населением, производственной и социальной инфраструктурой.

В состав Украины входят 24 области, АР Крым, два города республиканского подчинения - Киев и Севастополь. Все эти территории имеют свои отличия и особенности социально-экономического, исторического, языкового, культурного развития.

В каждом регионе (области) как экономической подсистеме заложена возможность хозяйствования на основе рыночных отношений. Исходя из государственных интересов и приоритетов, местные власти на уровне этой территории сочетает рыночные регуляторы с государственным воздействием на регионализации экономики с преобладанием последних.

Понимание сущности региона лишь как определенной территории недостаточное. Это должен быть определенный территориальный оптимум, то есть совокупность благоприятных социально-экономических и природных условий на определенной территории, которые бы при правильной организации дали возможность наиболее эффективно использовать природные, трудовые ресурсы, а также производственной и социальной инфраструктуры при условии сохранения равновесия в окружающей среде.

Определение региона как территориальной политико-экономической целостности позволяет установить его место и роль в процессе общественного воспроизводства. Регион располагает сложный хозяйственный комплекс, состоящий из различных отраслей хозяйства, социальных, культурно-бытовых подразделений, организаций и учреждений. С их помощью регион выполняет экономические и социальные функции.

Все предприятия, организации и учреждения в регионе связаны общими природно-климатическими условиями, использованием природных, трудовых ресурсов, межотраслевых производств, совместным использованием энергии, средств связи, транспорта, строительного комплекса и др.

Регион имеет также общую систему управления, финансирования и кредитования, систему удовлетворения социальных потребностей населения, здравоохранения, отдыха.

Главная особенность региона заключается в его относительно самостоятельном відтворювальному процессе, который охватывает производство, распределение, обмен и потребление.

Итак, государственная региональная политика - это совокупность мер политического, социально-экономического характера, которые осуществляют органы государственной и региональной власти на отдельных территориях страны, направленных на реализацию общегосударственных и региональных целей и задач, исходя из внутренних потребностей и имеющихся ресурсов.

Задачи государственной региональной политики заключаются в:

- содействие реализации государственной социально-экономической политики;

- стимулировании эффективного развития производительных сил региона;

- рациональном использовании ресурсного потенциала региона;

- повышении уровня жизни населения региона;

- охране окружающей среды;

- совершенствование территориальной организации общества;

- координации межрегиональных связей;

- выравнивании существующих различий в социально-экономическом развитии регионов.

Региональный производственный комплекс является многоотраслевым. Его мощность зависит от концентрации производственных, а также локализации обменных процессов. Каждый региональный комплекс содержит не только собственное производство, но и производственную и социальную инфраструктуры. Последние обслуживают процесс воспроизведения на различных его стадиях.

Объектами государственной региональной политики є территориальные образования, в пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление - административно-территориальные единицы региона, отрасли хозяйственного комплекса, производственная, социальная инфраструктуры, ресурсы региона.

Субъектами государственной региональной политики є органы государственной власти - центральные и местные, представительные органы местного самоуправления.

Предметом регулирования является децентрализация власти, распределение полномочий, ответственности, финансов.

Различают государственную региональную политику, которая рассматривается как действия центра по развитию региональных процессов, влияния на них и внутреннюю политику самих регионов.

Сбалансированной считается такая региональная политика, когда интересы центра и регионов совпадают, дополняют и обогащают друг друга; когда возможности центра способствуют решению региональных проблем; когда эффективно распределены полномочия и ответственность между центральными и местными органами власти.



Назад