Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

15.2. Региональная экономическая политика в переходный период


Региональная экономическая политика государства состоит из отдельных элементов: цель и задачи: приоритеты регионального развития; организационно-экономический механизм регулирования, территориальных пропорций. Региональная политика должна быть такой, чтобы оптимально сочетать интересы государства и отдельных регионов.

Государство, исходя из национальных интересов, определяет стратегическую цель и текущие приоритеты, создавая благоприятные условия для решения соответствующих социально-экономических проблем региона. Стратегические задачи формирование экономики Украины заключаются в том, чтобы:

- выработать социальную ориентацию экономики и решить на этой основе комплекс социально-экономических задач региона;

- повысить уровень внутренней сбалансированности экономики Украины за счет переориентации производства средств производства на удовлетворение потребностей собственной межотраслевой кооперации;

- обеспечить научно-техническую перестройку производства во всех отраслях и на всех уровнях экономики, которая повысит конкурентоспособность собственного производства на мировом рынке, увеличит экспортный потенциал государства;

- осуществить переориентацию на развитие наукоемких и высокоэффективных производств и отраслей;

- экологизировать народнохозяйственный комплекс Украины, выделить в его составе природоохранные, заповедные и рекреационные зоны, районы для интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства, а также наиболее загрязненные зоны, где необходимо осуществить комплекс природоохранных мероприятий.

Региональная политика государства охватывает экономический, социальный, демографический, экологический и научно-технический аспекты.

Экономический аспект предусматривает обеспечение комплексного и сбалансированного развития регионов на основе роста производства товаров (работ, услуг), рационального размещения производительных сил с учетом имеющихся ресурсов.

Социальный аспект требует ускоренного развития социальной и производственной инфраструктуры в регионах с низким уровнем обеспеченности, особенно в сельской местности.

Демографический аспект направлен на стимулирование качественных изменений в демографической и социальной структуре населения, создание благоприятных условий для роста рождаемости, оздоровление населения и т.д.

Экологический аспект призван урегулировать природогосподарську сбалансированность в регионах и создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения.

Научно-технический аспект региональной политики обеспечивает развитие приоритетных направлений научных исследований, направляет научно-техническое развитие и потенциал на разработку, освоение и широкое использование новых машин, технологий, материалов, конкурентоспособных на мировом рынке.

Региональная экономическая политика предусматривает определение соответствующих приоритетов, то есть предоставление преимущества на данном этапе развития конкретным отраслям, видам деятельности, формам хозяйствования. В зависимости от важности поставленной цели и уровней управления приоритеты могут устанавливаться как на государственном, так и на местном уровнях управления.

В системе государственной региональной политики особое место занимает организационно-экономический механизм регулирования территориального развития, который включает широкий спектр экономических рычагов: прямое государственное инвестирование, разработку и финансирование межрегиональных целевых программ, создание специальных фондов, предоставление субсидий и дотаций, льготных кредитов и т.д.

В условиях переходного периода регулирующая роль государства сводится к создание и обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования территориальных единиц. Обеспечение территориальной свободы, саморазвития и самоорганизации хозяйствующих субъектов и создание на этой основе эффективной региональной экономики требует перевода управления на региональный уровень. Это, в частности, касается развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации коммунальной собственности, приватизации имущества агропромышленного комплекса и земельной реформы, социальной защиты населения, формирование товарного и фондового рынков, рынка труда и др.

Новый подход в региональной политике основывается на координации и добровольном согласовании интересов всех участников процесса регионального воспроизводства. Проблемы, которые возникают в регионе, должны решаться на местах. Деятельность региональных органов управления экономикой должна основываться на общепринятых принципах самоуправления.

Под экономическим самоуправлением надо понимать форму хозяйствования и управления регионами, процессы расширенного воспроизводства которого покрываются, как правило, собственными доходами от деятельности регионального народнохозяйственного комплекса. Это означает, что хозяйствования региона должно осуществляться с учетом процесса рыночных изменений, что основывается на максимальной экономической свободе субъектов и их полной ответственности за результаты своей деятельности. Управленческие решения при этом должны приниматься, исходя из принципов экономической самостоятельности территорий, самообеспечения, самофинансирования, сочетание местных и государственных интересов, учета интересов всех социальных групп региона (табл. 43).

 Таблица 43. Принципы экономической самостоятельности регионов

Самовоспроизводству

Самообеспечение

Самофинансирование

Саморегулирование

1.Саморегулюван-ня демографических процессов, рациональное использование трудовых ресурсов

2. Воспроизведение окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов

1. Насыщение местного рынка товарами и предметами первой необходимости собственного производства и по эквивалентным обменом: продовольственными, непродовольственными товарами, платными услугами

2. Развитие материально-технической базы социально-культурной сферы

3. Развитие отраслей производственной инфраструктуры регионального значения

4. Развитие строительной базы и производство местных стройматериалов

1. Формирование местных бюджетов

2. Организация внебюджетных финансовых поступлений

3. Мобилизация финансовых ресурсов предприятий и граждан для выполнения социальных программ, создание совместных объектов производственной инфраструктуры

4. Финансовые поступления от собственной внешнеэкономической деятельности

5. Расширение кредитных возможностей на основе создания рынка финансовых ресурсов

6. Регулирование денежного обращения и поддержания баланса денежных доходов и расходов населения

1. Местные заказ

2. Цены

3. Платежи за ресурсы

4. Социальные, экологические и финансовые нормативы

5. Нормативы амортизационных отчислений

6. Налоги

7. Штрафные санкции

8. Проценты за кредит и займы

9. Лимиты, квоты и т. п.

 

Государственное регулирование региональной экономики следует направить на комплексное решение социально-экономических проблем, специфических для каждого региона. Для этого используют весь набор экономических и организационных методов управления. Структура и кадровый состав региональных управлений ориентированные как на оперативную работу, так и на решение перспективных задач.

Государственное региональное управление хозяйством области имеет двухуровневую систему: 1) государственное региональное управление; 2) местное самоуправление (рис.32).

32  

Рис. 32. Управление народным хозяйством области

Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 мая 2000 г. рекомендуется перечень управлений, отделов и других структурных подразделений областной государственной администрации.

1. Управления и подразделения областной государственной администрации:

Главное управление экономики;

Управление внешних экономических связей;

Управления торговли и бытового обслуживания населения;

Управления промышленности, энергетики, транспорта и связи;

Главное финансовое управление;

Управления капитального строительства;

Управление по делам национальностей и миграции;

Управление жилищно-коммунального хозяйства;

Управления градостроительства и архитектуры;

Главное управление сельского хозяйства и продовольствия;

Главное управление труда и социальной защиты населения;

Управления юстиции;

Управления государственной ветеринарной медицины;

Управления по вопросам имущества коммунальной собственности;

Управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения;

Управление образования и науки;

Управление здравоохранения;

Управление культуры;

Управление по вопросам внутренней политики;

Управление по вопросам молодежи, спорта и туризма;

Управление по делам прессы и информации;

Отдел по делам религий;

Инспекция государственного технического надзора;

Областной государственный архив.

2. Отделы и другие подразделения аппарата облгосадминистрации:

Организационный отдел;

Отдел кадровой работы и по вопросам государственной службы;

Отдел работы с обращениями граждан;

Юридический отдел;

Общий отдел;

Отдел контроля;

Отдел бухгалтерского учета;

Отдел взаимодействия с правоохранительными органами;

Отдел информационно-компьютерного обеспечения;

Хозяйственный отдел;

Пресс-служба;

Отдел по вопросам режимно-секретной работы.

Структура районных государственных администраций формируется с учетом типового перечня управлений, отделов и других структурных подразделений райгосадминистраций.

Главы местных государственных администраций могут образовывать управления и отделы, не предусмотренные примерным перечнем, в пределах предельной численности, установленного фонда оплаты труда и расходов на содержание соответствующей администрации.

Конституция закрепила две системы власти на местах: местные государственные администрации, которые являются соответствующими органами исполнительной власти, и местное самоуправление, которое є публичной властью территориальных общин.

Местное самоуправление - это право и реальная способность территориальной общины самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в рамках действующего законодательства.

Все организационные вопросы деятельности органов местного самоуправления и их полномочий регулируются Законом "О местном самоуправлении в Украине" (от 21 мая 1997 г.), Конституцией Украины.

Субъектом и основным носителем функций в системе местного самоуправления и полномочий является территориальная община.

Территориальная община - это сообщество жителей, жителей населенных пунктов (сел, поселков, городов), объединенная общими интересами собственного жизнеобеспечения в различных сферах.

Главным должностным лицом территориальных общин является сельский, поселковый, городской председатель, который избирается общиной и возглавляет соответствующий совет и его исполнительный орган.

Местные советы наделены собственными и делегированными полномочиями. К собственных полномочий относится: утверждение программ социально-экономического и культурного развития; принятие бюджетов и т.д. Делегированные полномочия осуществляются по взаимному согласию органов самоуправления первичного и вторичного уровней.

Органичным дополнением местного самоуправления органы самоорганизации населения - домовые, уличные, квартальные, которые образуются по инициативе жителей и с разрешения соответствующих советов.



Назад