Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

15.3. Государственное регулирование социально-экономического развития регионов


Механизм государственного регулирования развития регионов предусматривает наличие согласованных элементов:

- нормативно-правовой базы;

- бюджетно-финансового регулирования и селективной поддержки отдельных регионов;

- государственных региональных программ развития;

- создания и развития специальных экономических зон в определенных регионах;

- развития межрегионального и приграничного сотрудничества.

Нормативно-правовая база определяет права и обязанности регионов в финансово-бюджетной сфере, полномочия в управлении имуществом, участие в реализации общегосударственных и региональных социально-экономических программ, порядок создания и использования региональных фондов, формы социальной поддержки населения.

Влияние государства на экономику регионов осуществляется через финансово-бюджетную систему путем:

- прямого государственного инвестирования;

- предоставление субсидий;

- создание специальных фондов для финансирования региональных программ;

- привлечение иностранных инвестиций;

- льготного кредитования и налогообложения;

- преференций и направления средств государственных внебюджетных фондов;

- формирование местных бюджетов.

Из централизованных источников финансируются расходы на новое строительство и реконструкцию промышленных объектов, объектов природоохранного назначения, на перестройку и развитие депрессивных территорий и регионов с низким уровнем промышленного потенциала, избытком трудовых ресурсов, регионов со сложными природно-географическими и экологическими условиями.

Согласно Закону Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины", во всех административно-территориальных единицах разрабатываются прогнозы социально-экономического развития сроком на 5 лет и программы экономического и социального развития сроком на 1 год.

В прогнозе экономического и социального развития регионов отражаются:

  1. Анализ и оценка социально-экономического развития региона за предыдущий период, определение тенденций и проблем развития экономики и социальной сферы.
  2. Состояние использования экономического потенциала региона, экологическая ситуация.
  3. Прогноз конъюнктуры на региональных рынках основных видов товаров и услуг.
  4. Направления решения проблем социально-экономического развития региона.
  5. Цели и приоритеты регионального развития, мероприятия по их достижению.
  6. Основные показатели социально-экономического развития.
  7. Выводы относительно тенденций развития экономики региона на среднесрочный период.

Базой прогнозирования социально-экономического развития региона является система достигнутых макроэкономических показателей, государственные социальные стандарты и нормативы обеспеченности населения, национально-этнические особенности региона, характеристика развития социальной инфраструктуры, возможности потенциальных инвесторов и инвестиционная привлекательность региона.

Аналогичную структуру имеют программы социально-экономического развития региона, которые обязательно взаємоузгоджуються с проектом государственного плана (программы) экономического и социального развития Украины на соответствующий год. В этих программах отображаются:

- анализ и оценка социально-экономического развития за текущий период, основные проблемы развития региона;

- основные показатели экономического развития;

- сводный план доходов социального развития;

- показатели развития промышленности;

- показатели развития аграрного сектора;

- капитальное строительство;

- региональная инфраструктура;

- трудовые ресурсы;

- охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;

- уровень развития и экономическая эффективность производства.

Государственные региональные программы разрабатываются с целью активизации хозяйственной деятельности и развития рыночных отношений в регионах; обеспечение структурной перестройки народнохозяйственных комплексов; решение проблем социального характера, связанных с занятостью населения, развитием социальной инфраструктуры; ликвидации локальных социально-экономических кризисов; создание условий для экологической безопасности в регионе.

Основные показатели экономического развития характеризуют хозяйственный комплекс региона в целом: численность населения, количество занятых в народном хозяйстве, выпуск продукции, темпы выпуска продукции, производительность труда и темпы роста производительности труда, объем строительно-монтажных работ, развитие основных сфер народного хозяйства и отраслей непроизводственной сферы.

К показателям, которые характеризуют социальное развитие регионов (областей) и мероприятия в этой области, относятся: численность населения и его социально-демографическая структура; показатели обеспеченности населения жильем, культурно-бытовыми объектами, учреждениями образования, здравоохранения, торговли; показатели средней заработной платы, доходов населения различных слоев и т.д.

В плане развития промышленного производства отражаются следующие показатели: доля внутреннего валового продукта, который создается отраслями промышленности; объемы выпуска важнейших видов промышленной продукции в натуральном выражении; выпуск товаров народного потребления.

Развитие агропромышленного комплекса характеризуется уровнем обеспечения сельского хозяйства минеральными удобрениями, техникой, кормами; хранилищами сельскохозяйственной сыро вине и продукции перерабатывающей промышленностью, холодильными установками; обеспечение населения региона (области) основными продуктами питания.

Планирование капитального строительства предусматривает расчет следующих показателей: ввод в действие производственных мощностей и объектов производственного и непроизводственного назначения, объем капитальных вложений в строительно-монтажные работы.

План развития инфраструктуры предусматривает сводные показатели капиталовложений, ввод в действие объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового строительства; показатели доли (пая) участия предприятий различных министерств и ведомств в строительстве объектов социальной инфраструктуры (например, телефонизация, перевозки пассажиров и др.).

При планировании использования трудовых ресурсов определяют дополнительные потребности (избыток) в трудовых ресурсах, распределение трудовых ресурсов по отраслям и сферам народного хозяйства, уровень обеспеченности отраслей и сфер народного хозяйства квалифицированными кадрами.

В плане охраны природы и рационального использования природных ресурсов устанавливаются объемы потребления природных ресурсов (воды, земли, леса, минеральных месторождений), показатели сохранения окружающей среды.

Показатели уровня развития экономической эффективности хозяйствования определяются по важнейшими отраслями региона (области) - промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи - как отношение объемов производства соответствующей продукции к затратам отдельных видов ресурсов. Для оценки эффективности использования труда вычисляются показатели производительности труда, средней заработной платы.

При планировании развития регионов используются государственные региональные целевые комплексные программы, реализация которых достигается путем привлечения в производство местных ресурсов, государственных инвестиций, внебюджетных средств.

Государственные региональные целевые комплексные программы направляются на решение важнейших региональных проблем - финансирование строительства и функционирования общенациональных объектов культуры, образования, здравоохранения; обеспечение социальных гарантий для населения регионов; предоставление финансовой помощи для ускорения реформирования экономики региона, создание новых рабочих мест и т.д.

Государственные региональные программы способствуют наиболее полному согласованию территориальных и отраслевых интересов, создают реальные предпосылки для сближения и выравнивания уровней производства и потребления во всех регионах.

Подготовлены государственные региональные программы социально-экономического развития принимаются Кабинетом Министров Украины и становятся составляющими государственной программы развития страны.

Основные задачи регионального планирования, заключаются в обеспечении оптимального развития народного хозяйства регионов в едином народнохозяйственном комплексе государства; совершенствовании специализации территорий; установлении оптимальных пропорций; эффективном использовании трудовых и природных ресурсов и производственных мощностей; рационализации размещения производительных сил.

Размещение производительных сил - это географическое распределение, расположение всех факторов материального производства по территории региона.

В основе системы размещения производительных сил лежат следующие принципы:

- максимальное приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребителей с целью экономии средств на всех стадиях производства и транспортировки;

- специализация регионов в тех отраслях, для которых созданы наиболее благоприятные природные и экономические условия;

- вовлечение в хозяйственный оборот ранее не используемых ресурсов, выравнивание экономического и социального развития регионов;

- решение вопросов обороноспособности страны и участие в этом вопросе отдельных территорий;

- участие регионов в международном сотрудничестве.

Научной основой развития и размещения отраслей народного хозяйства, его территориальных пропорций является генеральная схема развития и размещения производительных сил, которая указывает на развитие и размещение отраслей народного хозяйства и промышленности; развитие и размещение производительных сил; проектирование районов, городов; охрану окружающей среды.

Эти схемы разрабатываются на ближайшие 15 лет с разбивкой на пять лет и периодически пересматриваются и уточняются. На этой основе министерства и ведомства (как заказчики) принимают решения о размещении объектов нового строительства и обращаются к местной администрации с ходатайством о выделении земельного участка. При этом заказчики обязаны сообщить о:

1) объем производства продукции, характер сырья, потребность в ней и источники пополнения;

2) потребность в топливе, электро - и теплоэнергии, воде и возможные источники ее удовлетворения;

3) грузооборот предприятия, требования к транспорта;

4) потребность в жилищно-коммунальных услугах и возможности строительства жилья;

5) потребность в строительных материалах;

6) размеры земельных участков для строительства основных и вспомогательных производств;

7) меры по охране природной среды;

8) размеры капиталовложений с разбивкой по годам на строительно-монтажные работы;

9) сроки строительства предприятий;

10) мощность подрядных строительных организаций;

11) сметную стоимость строительства.

Местная администрация рассматривает ходатайства и направляет свои выводы к Кабинету Министров Украины. Эта работа проводится на передплановій стадии.

Для определения специализации производства используется система таких показателей:

1)  коэффициент товарности - отношение стоимости продукции, вывозимую за пределы региона к общей стоимости ее производства в регионе;

2)  коэффициент локализации производства на территории региона - отношение доли продукции, производимой в регионе, в доли самой отрасли в стране;

3)  коэффициент производства продукции на территории в расчете на душу населения - отношение удельного веса отрасли в удельного веса численности населения.

Если эти коэффициенты приближаются к единице, т.е. значительная часть продукции вывозится за пределы региона, отрасли, которые ее выпускают, являются отраслями производственной специализации региона.

Важное значение для обоснования отраслевой структуры хозяйства имеет решения проблемы пропорциональности (например, между производством сельскохозяйственной продукции и мощностями по ее хранения и переработки).



Назад