Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

15.4. Местные бюджеты - финансовая основа развития регионов


Эффективность государственного регулирования развития регионов в значительной степени зависит от государственной региональной финансовой политики, в которой закладываются принципы распределения доходов и расходов между государственным и местным бюджетами; принципы формирования и использования средств местного бюджета.

Государство осуществляет регулирование межбюджетных отношений с помощью межбюджетных трансфертов. Межбюджетные отношения - это отношения между государством и ее административно-территориальными единицами - АР Крым, областям, органами местного самоуправления по обеспечению соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения своих полномочий, предусмотренных законодательством. Межбюджетные трансферты - средства, которые безвозвратно передаются из одного бюджета в другой. Для определения величины межбюджетных трансфертов используется финансовый норматив бюджетной обеспеченности. Он определяется путем деления общего объема финансовых ресурсов, направленных на реализацию бюджетных программ, на количество населения или потребителей определенных услуг. Финансовые нормативы для местных бюджетов корректируются с учетом особенностей региона - социально-экономических, демографических, климатических, экологических и других.

Основными видами межбюджетных трансфертов являются:

- дотации выравнивания;

- субвенции;

- субсидии.

Дотации выравнивания предоставляются бюджетам АР Крым, областным, если прогнозируемая величина доходов соответствующих бюджетов не покрывает расходов, исчисленных с использованием финансовых нормативов бюджетной обеспеченности.

Субвенции предоставляются местным бюджетам в целях компенсации потерь вследствие введения льготного налогообложения, что привело к уменьшению доходов бюджета; на осуществление программ социальной защиты и выполнения инвестиционных проектов.

Субсидии выделяются местным бюджетам для покрытия расходов населению, связанных с повышением цен и тарифов на работы и услуги социального характера.

Межбюджетные трансферты формируются за счет:

- 25% подоходного налога, взимаемого на территории АР Крым и соответствующей области;

- 25% платы за землю, взимаемого на территории АР Крым и соответствующей области;

- платы за лицензии и другие специальные разрешения на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается путем установления за бюджетами разных уровней соответствующих источников доходов, правом исполнительных органов местного самоуправления определять направления их использования, рассматривать и утверждать бюджеты.

Согласно законодательству Украины к доходам местных бюджетов относятся:

- местные налоги и сборы;

- плата за землю - 100% платы для бюджетов городов Киев и Севастополь; 75% платы - для городов республиканского и областного значения; 60% платы - для городов районного значения, сел и поселков;

- налог с владельцев транспортных средств;

- налог на промысел;

- плата за загрязнение окружающей природной среды;

- средства от отчуждения имущества, находящегося в коммунальной собственности;

- налог на прибыль предприятий коммунальной собственности;

- платежи за специальное использование природных ресурсов местного значения;

- поступления от местных денежно-вещевых лотерей;

- фиксированный сельскохозяйственный налог и т.д.

Местными налогами и сборами в Украине являются:

- гостиничный сбор;

- сбор за парковку автотранспорта;

- рыночный сбор;

- налог с рекламы;

- сбор за использование местной символики;

- сбор за право проведения кино-и телесъемок;

- сбор за право проведения местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей;

- сбор за выдачу ордера на квартиру;

- курортный сбор;

- сбор за проезд автотранспорта пограничными областями;

- сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и другие.

К расходов местных бюджетов относятся расходы на:

- местную пожарную охрану;

- внешкольное образование;

- социальная защита и социальное обеспечение;

- местные программы развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов;

- культурно-художественные программы местного значения;

- программы поддержки средств массовой информации местного значения;

- местные программы развития физической культуры и спорта; типовое проектирование, реставрацию и охрану памятников архитектуры;

- дорожно-транспортное хозяйство;

- регулирование земельных отношений;

- программы природоохранных мероприятий и другие цели.

Действующее бюджетное законодательство способствует соответствующим советам местного самоуправления вводить местные налоги и сборы и определять направления использования средств местных бюджетов.



Назад