Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

16.3. Механизмы регулирования природоохранной деятельности


Государственное регулирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в Украине осуществляется комплексом мер правового, административного и экономического характера, совокупность которых формирует экологическую политику государства (рис. 33). Экологическая политика - это совокупность мероприятий государства, направленных на сохранение безопасной окружающей среды, защиту жизни и здоровья населения от негативного воздействия загрязнения, достижения гармонии во взаимодействии общества и природы, охрану и рациональное использование природных ресурсов.

Различают два типа экологической политики - пассивную и активную. Суть пассивной политики заключается во внедрении мер по сдерживанию негативных воздействий на природу. Она основывается на применении административных инструментов регулирования: экологических норм и нормативов, разрешений, штрафных взысканий. Активная экологическая политика ориентируется на экологический мониторинг, на последовательное уменьшение негативных воздействий на природу в результате изменений в сознании граждан и товаропроизводителей.

Экологический мониторинг - это систематический сбор, обработка и анализ данных о негативные воздействия на окружающую среду, прогнозирования и формирования политики по защите природной среды.

 33

Рис. 33. Рычаги государственного регулирования природоохранной деятельности

Основные нормативно-правовые акты экологического регулирования в Украине принятые в течение 1991-1995 гг. Основными из них являются: Законы Украины "Об охране окружающей среды" (1991 г.), "О природно-заповедный фонд" (1992 г.), "Об охране атмосферного воздуха" (1992 г.), "О животном мире" (1993 г.), "Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности" (1995г.), "Об экологической экспертизе" (1995 г.); Кодексы Украины - земельный, лесной, о недрах, водный; ратифицированные международные экологические соглашения и т.п. Эти нормативно-правовые акты определяют принципы и рамки деятельности по защите окружающей среды, использования различных природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, сохранения уникальных территорий и природных объектов, которые являются частью историко-культурного наследия Украины.

Международные экологические соглашения касаются глобальных вопросов защиты окружающей среды, защиты и сохранения биологического разнообразия и природных экосистем.

Меры административного характера по охране окружающей среды объединяют государственные стандарты, экологические нормативы, экологический мониторинг, экологическую экспертизу, государственную экологическую инспекцию, экологическое, лимитирование.

Важным инструментом регулирования охраны окружающей природной среды является стандартизация. Государственные экологические стандарты являются обязательными для исполнения и содержат требования и режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей среды. Регулирование охраны окружающей природной среды обеспечивается системой экологических нормативов, которая включает:

- нормативы экологической безопасности - предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в природной среде; предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и других вредных воздействий; предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания;

- предельно допустимые нормы выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и материалов, уровни вредного воздействия физических и биологических факторов.

Экологические нормативы должны соответствовать требованиям охраны здоровья людей и окружающей природной среды. В отдельных регионах могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций и других вредных воздействий на окружающую среду.

Министерство экологии и природных ресурсов совместно с Министерством здравоохранения Украины и другими уполномоченными в этой сфере органами осуществляют постоянный экологический мониторинг --контроль за состоянием и уровнем загрязненности среды жизнедеятельности человека - воздуха, воды, почвы, шумом, вибрацией, электромагнитными колебаниями, радиацией и т.д.

В рамках экологического мониторинга проводится государственная экологическая инспекция, которая осуществляет контроль за соблюдением экологического законодательства, экологических нормативов, устанавливает уровень отклонений от установленных норм, определяет штрафные санкции за допущенные отклонения.

Для предотвращения ущерба окружающей среде, нерационального использования природных ресурсов в Украине проводится экологическая экспертиза, которой подлежат проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отраслей экономики, генеральных планов населенных пунктов и другая передпланова и предпроектная документация; технико-экономические обоснования и расчеты, проекты строительства и реконструкции субъектов хозяйствования; документация по созданию новой техники, технологии, материалов; проекты инструктивно-методических и технических актов по регламентации хозяйственной деятельности; технико-технологические решения, внедрение которых может привести к нарушению экологического равновесия и безопасности.

В Украине осуществляется государственная, общественная и другие виды экологической экспертизы. ее проведение является обязательным в процессе законотворческой, управленческой, инвестиционной, хозяйственной деятельности.

Административным рычагом регулирования оптимального использования природных ресурсов выступают лимиты. Они определяют норму использования минеральных ресурсов, лесов, воды, земли, которая не приводит к нарушению экологического равновесия.

Важным инструментом регулирования природоохранной деятельности выступает финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды. Оно осуществляется за счет средств государственного бюджета, бюджета АР Крым, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны окружающей среды, добровольных взносов. Финансирование мероприятий природоохранного характера осуществляют предприятия, организации и учреждения по прибыли, получая определенные льготы в налогообложении.

Формирование средств на охрану природной среды происходит за счет платы за специальное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ухудшение характеристик природных ресурсов.

Основным источником поступлений в бюджеты считается плата за специальное использование природных ресурсов. Она определяется на основе дифференцированных нормативов платы за каждый вид ресурса и лимитов их использования. Цитраты по этим платежам в пределах лимитов относятся на операционные расходы предприятия, а позалімітні расходы - на его прибыль.

Плата за загрязнение окружающей природной среды устанавливается на основе лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, захоронение отходов и других вредных воздействий. Эти платежи осуществляются за счет прибыли предприятий, организаций или отдельных граждан.

Платежи за ухудшения характеристик природных ресурсов в результате их хозяйственного использования - снижение плодородия почв, продуктивности лесов и т.д.

Вышеуказанные платежи поступают в государственный и местный бюджеты и направляются на мероприятия по воспроизводству природных ресурсов, поддержание их в надлежащем состоянии.

Важным средством решения многих экологических проблем является программно-целевое планирование мероприятий, которое выражается в формировании экологических целевых комплексных программ.

Сведения о наличии и состоянии природных ресурсов содержатся в кадастрах природных ресурсов. В Украине обнародован Кадастр земельных ресурсов, ведется работа по составлению лесного кадастра. Земельный кадастр содержит информацию о правовом режиме земель, их распределении между собственниками и землепользователями, качественную характеристику земельного фонда и т.д. Он сформирован в результате геодезических, картографических обследований и изысканий, бонитировка и экономической оценки земли.

Органы государственного управления осуществляют учет объектов, которые имеют вредное влияние на состояние окружающей среды. Предприятия и организации проводят первичный учет в области охраны окружающей среды и передают информацию государственным органам в этой сфере.



Назад