Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

14.2.1. Теоретические основы немецкого либерализма


В теории и практике неолиберализма ведущее место занимает немецкий неолиберализм. В том связи неолиберализм в ФРГ заслуживает особого внимания для полного воплощения этого направления как в теории, так и на практике. Немецкая школа неолиберализма оказалась через то особенно влиятельной. Сам термин "неолиберализм" уже в послевоенный период стал употребляться преимущественно для обозначения западногерманского разновидности направления. Здесь, начиная с 1948 г., эти идеи получили статус государственной доктрины правительства Аденауэра-Ергарда. Ведущие немецкие теоретики либерализма В. Репке, О. Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма. В. Еукен и его преемники во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпускать ежегодник "Ordo", который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово "Ordo", В избранное. Еукеном, превратилось в собирательное понятие, что символизирует "естественный порядок... свободного рыночного хозяйства". Западногерманская доктрина либерализма под влиянием "школы Еукена" стала даже называться ордолібералізмом. "Ordo" - девиз, программа, жизненный воздух неолибералов, которые хотят посвятить свою жизнь целью социального строя, в котором "все люди будут счастливы".

В Германии можно также выделить три группы неолибералов, каждая из которых внесла свой заметный вклад в выяснение возможности антитоталітарної и социальной эволюции системы свободного предпринимательства, в теорию и практику социального рыночного хозяйства.

Старейшую группу немецких неолибералов возглавили В. Репке и А. Рюстов, особое внимание которых уделялось вопросам теории экономического строя и экономической политики, разграничению и взаимосвязи этих понятий (работали в Стамбуле в условиях эмиграции). Вторая группа сформировалась вокруг В. Еукена и Ф. Бэма во Фрайбургском университете и, органично усвоив и развив важнейшие положения исторической школы в Германии, в пределах которой едва ли не впервые в экономической науке разрабатывались классификации национальных хозяйств, занялась определением стадий исторического и экономического развития, трактовкой экономической системы.

Третья группа немецких экономистов, представлена А. Мюллер-Армаком, Л. Ергардом и их учениками, стала известна как кельнская школа неолиберализма, в пределах которой и была разработана концепция социального рыночного хозяйства. Термин "социальное рыночное хозяйство" предложил А. Мюллер-Армак только после 1946 г. для характеристики форм перехода от милитаристской, надіндустріальної фашистской экономики к мирной и рассматривал его как временная мера для оживления хозяйственной жизни и решения проблем восстановления народного хозяйства. Лишь со временем это понятие наполнилось новым содержанием и превратилось в концепцию нового экономического строя для ФРГ, последовательно реализуемой еще в 50-е годы XX в. в экономической политике канцлера Западной Германии Л. Ергарда.

В генезе немецкого либерализма отчетливо проявилась тенденция к созданию единой, общей теории трансформации тоталитарного строя из центрально-управляемой экономикой в демократический строй на основе свободного хозяйства с последующей ориентацией на решение социальных задач. Была разработана прагматичная и идеологически привлекательная концепция свободного рыночного хозяйства, лишенного недостатков классической либеральной модели и наделенного надежными социальными и антимонопольными стабилизаторами. Методологической основой и важнейшими элементами концепции социального рыночного хозяйства стали теория и политика общественного строя В. Репке - О. Рюстова, идеальные типы хозяйства и принципы экономической политики. Еукена - Ф. Бема, идеи и комплексы конкретных экономически-политических мероприятий по адаптации рыночной экономики к решению социальных проблем. Мюллер-Армака - Л. Ергарда.

Общие представления о модификации функций рынка в современных экономических системах объединяют немецкий ордолібералізм с англо-американскими и венской школой неолиберализма. В то же время между ними есть несколько существенных отличий, которые вытекают из особенностей эволюции неолиберализма в Германии и других странах.

1. По идейным и методологическими основами англоязычный либерализм больше тяготеет к традициям классической школы с ее высоким уровнем абстракции. Немецкий неолиберализм выходит из национальной экономии и исторической школы с их захватом эмпирическими исследованиями и классификации различных типов хозяйственного уклада общества.

2. Объектом анализа англо-американского либерализма является поведение хозяйственного субъекта на рынке, его адаптация к изменению в условиях несовершенной конкуренции. В немецком ордолібералізмі акцентируется внимание на поддержании конкурентной строя, который сам собой диктует параметры экономического поведения.

3. В области экономической политики первый отходит от разработки и принятия конкретных экономико-политических решений, признает преимущественно монетарные рычаги влияния на экономику путем регулирования денежно-кредитной сферы. Второй, наоборот, придает большое значение взаимосвязи экономической теории и политики, рассматривает различные типы активной хозяйственной политики (стабилизационную, конъюнктурную, структурную, социальную).

4. Роль государства в рыночном пространстве англоязычный неоклассический либерализм рассматривает как естественную реакцию государства на ухудшение условий конкуренции, экономический спад и т.д. Немецкий неолиберализм видит экономические функции государства в постоянном стимулировании конкурентного пространства в условиях определенной структуры производства, конъюнктуры рынка, социальных приоритетов, которые все время меняются.

Начиная с 1948 г., неолиберализм фрайбурзької школы, или "школы Еукена", становится официальной доктриной Бонн. Центральным пунктом системы взглядов "школы Еукена" является учение о "идеальные типы хозяйства". Сущность ее (системы) заключается в таких рассуждениях Еукена: экономика любой страны состоит из большого количества одних и тех же элементов - денег, цен, труда, прибыли, капитала, заработной платы, процента и т.д. Но почему в разных странах они разные? За Еукеном, причина этого заключается в першоелементах. Есть множество экономик. Ее крайними элементами являются, с одной стороны, свободное рыночное хозяйство, а с другой - "центрально-управляемое хозяйство". Эти крайние элементы являются идеальными, или чистыми, типам хозяйств и различаются способами управления. Основу этого учения составляет анализ элементарных хозяйственных форм - разделения труда, собственности, координирующего механизма домашнего хозяйства, предприятия, экономических институтов государства и др. Критерием разграничения идеальных типов экономических систем является механизм координации взаимодействия хозяйственных единиц, процесс принятия экономических решений. Другим критерием классификации выступают особенности генезиса экономического строя, в соответствии с которым различаются естественно убывающий порядок и законодательно введен порядок.

Далее, по Еукеном, в реальной действительности таких идеальных типов экономических систем не существует. Поэтому наряду с понятием "идеальный тип экономической системы хозяйства" он вводит понятие "реальный тип экономической системы хозяйства", в котором всегда существуют "примеси".

Реальная экономика - это смесь различных форм. Своеобразие той или иной экономики заключается не в специфической для нее форме, а в том способе, с помощью которого осуществляется комбинация чистых форм экономической деятельности и в той преобладающей роли, которую играют некоторые из них.

Основные проблемы, которые рассматривал Еукен, изложенные в двух работах - "Основы национальной экономики" (1940 г.) и "Основы принципов экономической политики" (1950 г.). Еукен и другие экономисты фрайбурзької школы различают две сферы экономической политики: политику строя и политику регулирования (процесса). Политика строя - это комплекс долгосрочных мер, направленных на создание рыночных условий функционирования экономики, законодательное, правовое оформление этих условий, контроль за их соблюдением и своевременным внесением корректив государства (это сфера создания и совершенствования хозяйственного строя). Политика регулирования - это комплекс мероприятий по непосредственного влияния на хозяйственную деятельность через финансовую стабилизацию, структурные и социальные сдвиги, включая перераспределение доходов и решения проблем благосостояния (собственно политика влияния на процесс экономического развития и экономического роста).



Назад