Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

17.1. Государственное регулирование экономики в странах Западной и Северной Европы


Создавая рыночную экономику, нужно ориентироваться на опыт других стран, которые прошли через новые для нас формы организации производственных отношений. При этом следует учитывать, что хозяйства развитых стран имеют разнообразные сочетания функций государства и первичных хозяйственных субъектов.

Обобщение опыта развитых зарубежных стран свидетельствует о том, что нормальное функционирование рынка невозможно без государственного регулирования. Концепция "незримой руки". Смита не потеряла своей значимости и сегодня. Однако реальная действительность значительно отличается от упрощенной теоретической конструкции. Смита. В нынешней рыночной экономике можно выделить ряд "провалов", когда механизм рынка не срабатывает, и причиной этого является несоответствие форм и методов государственного регулирования экономическим процессам, условиям хозяйствования.

XX в. доказало бесперспективность экономического развития общества с крайностями относительно вмешательства государства в экономику: с одной стороны, классический капитализм, когда государство совсем не вмешивается в экономическую деятельность, а с другой - государственный социализм, когда она полностью регулирует экономику.

Государство всегда исполняла классические экономические функции. Она законодательно ставила условия хозяйствования, осуществляла контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности и регулировала его при необходимости. Однако в целом экономическая роль государства еще в начале XX в. была максимально ограничено, национальное производство стало почти исключительной сферой частного бизнеса. Надо было совершенствовать работу органов государственной власти.

На рубеже веков международная конкуренция становится важным фактором развития всех стран. При таких условиях экономически эффективной является государство, которое отстаивает свои национальные интересы и гарантирует свою национальную экономическую безопасность. Государство должно обеспечить оптимальное соотношение между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Поскольку в развитых странах имеется разнообразное сочетание функций государства и хозяйственных субъектов рынка, при осмотре зарубежного опыта целесообразно выделить регулирования экономики в странах Западной Европы, Америки, Японии, а также странах Восточной Европы, которые трансформировали свои экономики.

В регулировании экономики стран Западной Европы специалисты выделяют два периода: интенсивного развития механизмов государственного регулирования и дерегулирования.

Кризис 1923-1933 гг. показала глубокую несоответствие между реальной действительностью и господствующей среди экономистов мнением о эффективность свободной конкуренции. Именно с целью устранения этого несоответствия начали широко использовать различные формы вмешательства Государства в экономику. Государство начало активно кооперироваться с частным капиталом, принимая на себя ответственность за создание новых отраслей и реконструкцию старых. Однако через дефицит финансирования такое вмешательство имело негативные последствия. Через это с начала 80-х гг. XX в. развернулась борьба за сужения масштабов такого вмешательства и сокращение государственного сектора в экономике.

В механизме регулирования современного рыночного хозяйства стран Западной Европы наибольшие надежды возложены на автоматическое рыночное регулирование экономики, то есть дерегулирования.

Однако механизм государственного регулирования не отвергается. Практикуется более гибкое сочетание его с рыночным регулированием.

Главный принцип централизованного руководства в странах Западной Европы заключается в стимулировании или сдерживании хозяйственных процессов, при этом не мешая никому, кто хочет работать. Четко выделились два подхода в государственном регулировании рыночного хозяйства: макрорегулирования, основанное на действия средств налогово-бюджетной и кредитно-денежного регулирования, и индустриальная политика, направлена на структурную перестройку экономики.

Особого внимания для Украины заслуживает опыт государственного регулирования экономики Франции, которая по территории, численности населения, менталитетом граждан, государственным устройством наиболее подобна нашей страны.

Франция является одной из ведущих стран Западной Европы. По размерам территории (551 тыс. км2) и населения (57 млн. человек) она принадлежит к числу крупнейших стран Европы. По уровню экономического развития занимает одно из ведущих мест, однако уступает ФРГ, Норвегии, Швейцарии. На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

Экономика Франции развивается на принципах свободного предпринимательства и торговли. В наше время экономика Франции функционирует в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако государство имеет значительное влияние на свободу ценообразования.

В 80-те pp. XX в. экономическое развитие Франции характеризовался медленными темпами роста, резкими изменениями основных направлений государственного регулирования. Ослабли позиции Франции в мировой экономике. Доля страны в промышленном производстве стран ОЄСР сократилась с 6,6 до 5,7%. Уменьшились экспортные возможности, а безработица превысила 10%.

В деятельности государства относительно влияния на экономику выделяют: участие в производстве, влияние на экологию, структурную политику, протекционизм, регулирование финансовой сферы, регулирования трудовых отношений. Особенностью Франции есть довольно значительная доля госсектора, сформированного в результате трех этапов национализации (1936, 1945, 1982 гг.). Поэтому одной из важнейших составляющих системы государственного регулирования экономики во Франции есть институты государственного управления государственным сектором.

Государственные предприятия во Франции делятся на две группы: те, которые имеют статус государственного учреждения (Генеральная дирекция почты и связи; Национальное общество французских железных дорог и др.), и те, которые имеют статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и т.д.). Структурная политика во Франции реализуется через систему государственного планирования, конкурентное законодательство, стимулирования инвестиций, регулирование иностранных инвестиций и валютный контроль, информационное обеспечение предпринимательской деятельности.

Во Франции развитая система поощрений для внутренних и иностранных инвестиций, которая охватывает налоговые льготы, режим ускоренной амортизации, "исследовательские налоговые кредиты, субсидии. Хорошо развита также сеть организаций, которая занимается консультированием, научно-информационным и другим обеспечением предпринимательской деятельности.

Регулирование финансовой сферы представлено: регулированием банковской системы, которая предусматривает регламентирование и контроль над кредитными организациями; регулированием фондового рынка, которое охватывает контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации эмитентами в использовании внутренней информации, выдачу лицензии на создание инвестиционных компаний и управление портфелями ценных бумаг, установление деятельности, которая касается операций с ценными бумагами.

Регулирование трудовых отношений касается договоренности в области заработной платы и предусматривает: просмотр квалификационных сеток, индексацию договорной заработной платы, установление минимальной профессиональной заработной платы.

Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования, который частично сохранился по сей день.

Процессы концентрации и централизации капитала, перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала. В автомобилестроительной компании "Рено" почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сконцентрированы на иностранных предприятиях.

Во Франции на протяжении 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен было составной частью политики "дирижизма". Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 30 июня 1945 г. Тяжелая экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности населения обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.

В конце 1947 г. была внедрена политика "контролируемого уровня цен", согласно которой предприниматели получили право самостоятельно устанавливать цены, а уже в начале 1948 г. цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установки.

В 1960-1962 гг. была проведена почти полная либерализация цен на промышленные товары. Однако уже с середины 1963 г. власти Франции приняли решение о новом блокировки цен на уровне 31 августа 1963 г. в связи с новой экономической политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

В период с 1965 по 1972 гг. государственное регулирование цен осуществлялось через "контракты стабильности" (1965), "программные контракты" (1966) и "контракты против роста цен" (1971).

Согласно "контрактов стабильности" государство договаривалась с предприятиями об право увеличивать цены на одни товары с одновременным снижением цены на другие. Основная цель этого этапа заключалась в поддержании стабильного общего уровня цен.

По отношению к "программных контрактов" государство способствовало такой эволюции цен, которая соответствовала условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и услуги. Предприятия предоставляли государству информацию о свои инвестиционные программы, занятость, технико-экономическую характеристику товаров, методы финансового управления и т.п.

"Контракты против роста цен" имели целью обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих контрактов власть брала на себя обязательство не принимать мер, которые привели бы к росту избытка производства.

Постановление Кабинета министров Франции от 1 декабря 1986 г. ввела практически полную свободу цен на товары и услуги. Она отменила право власти вмешиваться в процесс ценообразования, что означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.

Исключением из свободного ценообразования были сферы, где ценовая регламентация необходима. Вмешательство администрации в процесс формирования цен допускается при кризисной ситуации, не более шести месяцев и только после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по покупательной способности.

Регулирующая роль государства проявляется через государственное программирование и планирование. С этой целью были созданы специальные официальные органы. Разработаны планы ориентируют французскую экономику на освоение новых технологий, проведения научно-исследовательских работ.

Французская система планирования в своем развитии прошла три больших этапа. Первый относится к послевоенному периоду, для него характерно довольно сильное вмешательство в экономику органов управления, принятия обязательных для предприятий планов. На втором этапе был осуществлен переход к индикативного планирования, которое позволяло координировать позиции государства и частного предпринимательства. Сближение рынке Франции с национальными рынками стран, характерное для третьего этапа, обусловило необходимость перехода от индикативного к стратегическому планированию.

Суть стратегического планирования заключается в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых играет государство. Так, например, в плане на 1992 г. определено шесть главных направлений развития Франции, которые приобрели статус целевых комплексных проблем. Формированием стратегических и текущих планов занимается Генеральный комиссариат по планированию. Частные фирмы не обязаны давать какие-либо сведения государственным органам управления, кроме тех, что есть в декларации о доходах. Однако те фирмы, которые заинтересованы в получении государственных заказов и связанных с ними финансовых и кредитных льгот, направляют комиссариата заявления о намерениях, которые содержат прогнозные данные о свое развитие.

Важным направлением государственного регулирования рынка во Франции есть стимулирование развития конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении развития малых предприятий - индустриальных, семейных, групових. им предоставляется содействие в получении долгосрочных и краткосрочных кредитов, повышении квалификации управленческого персонала, предоставляются налоговые льготы, коммерческая информация.

Активную роль в экономике страны играет малый бизнес, который укрепил свои позиции в период 70-80-х гг. XX ст.

Препятствиями в деятельности малых компаний является недостаточность стартового и оборотного капитала. Малый сектор экономики в основном направлен на сферу услуг и торговли.

Государство осуществляет системный контроль за операциями крупных предприятий и фирм. Для этого проводится их экспертиза на соответствие антимонопольному законодательству.

В 70-80-е гг. функционирования экономической системы происходило под сильным влиянием государства на производственный процесс. В 80-е гг. произошли изменения основных направлений экономической политики - от дирижизма к неолиберализма. Большое влияние на экономическую политику дали изменения в расстановке политических сил на руководящем уровне. В 1981 г. власти социалистов провела национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредоточивать 28% производства и 16% занятых.

Пример Франции показывает высокий уровень политического влияния на роль государства в экономике, обусловленного изменением правящих коалиций левых и правых сил.

Особенностью современного западноевропейского рынка является его интеграция и переход от внутригосударственного и межгосударственного регулирования. На национальном и межгосударственном уровнях осуществляется определенное вмешательство в хозяйственную жизнь стран - ЕС со стороны Комиссии Европейского Содружества, Совета Министров ЕС, Европейского парламента и суда ЕС.

Рынки стран Северной Европы - Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии - имеют некоторые общие черты, что заставляет рассматривать механизм их государственного регулирования, как особый, ведь в вопросах социального обеспечения северные страны достигли большего прогресса, чем государства Европейского Содружества.

В экономике стран Северной Европы доминирует Швеция, для которой характерна смешанная экономика. В основу ее положены рыночные отношения на конкурентных началах с активным использованием государственного регулирования, что является экономической базой шведской модели. Для выполнения функции государственного регулирования при Министерстве финансов создан экономический отдел, который готовит несколько альтернативных вариантов планов экономического развития и программы, имеющие характер рекомендаций для экономической политики правительства относительно доли накопления, распределения ресурсов между различными сферами, состояния платежного баланса.

Заслуживает внимание сформирована методика программирования, которая охватывает несколько этапов: сбор информации, проверка реалистичности прогнозов и проектов с позиции использования национального дохода на фонд накопления и фонд потребления, формирование планов нескольких вариантов развития. Для руководства выполнением программ создана Плановая Совет при Министерстве финансов с представителями монополий, профсоюзов, правительства и плановых комиссий в ленах (областях).

В государственном регулировании экономики Швеции удачно сочетаются меры сдерживания спроса с мерами стимулирования роста занятости - в зависимости от экономической ситуации, что позволило в значительной степени снять проблемы низких темпов прироста и ослабленной рынке труда, дефицита платежного баланса, падение инвестиций, бюджетного дефицита и инфляции, характерных для 70-х гг.

Еще одна характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. В течение многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в сфере заработной платы с участием крупных организаций профсоюзов и предпринимателей, при чем политика профсоюзов базировалась на принципах солидарности между различными группами работающих.

Особенность шведской модели заключается также в том, что во внутренней политике выделяются две основные цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на високорозвинутому рынке труда и исключительно большой государственный сектор (имеется в виду сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким Масштабом социальной политики.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, относят неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г. неучастие в двух мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывания при власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формаций, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие значительное влияние имели культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известные предприятия по производству оружия и драгоценностей.

С середины 70-х гг. в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилась, и шведская модель стала давать сбои. В частности, некоторые отрасли промышленности, что попали в глубокий структурный кризис, начали получать государственную помощь, причем в очень больших масштабах.

С 1983 г. происходил непрерывный экономический подъем, который показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменениям и доказала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективная, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда сводит к минимуму социальные расходы рыночной экономики. Суть состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения.

Это способствовало росту роли государства в Швеции при распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, которые достигли рекордных уровней. В реформаторском идеологии такая деятельность получила название "функциональный социализм".

Подробнее ознакомления с историей этой страны показало, что за сто лет из отсталой страны, какой она была в середине XIX в., Швеция превратилась в одну из наиболее развитых в социально-экономическом отношении государство. Преобразованию экономики из отсталой аграрной в передовую промышленную способствовало наличие больших запасов важных природных ресурсов: железной руды, леса, гидроэнергии. Огромный внешний спрос на шведский лес и железную руду, способность Швеции разрабатывать ресурсы и близость к европейским рынкам были основными факторами развития.

Расширение шведского экспорта способствовало индустриализации страны и увеличению городского населения, что привело к развитию сети железных дорог и строительства. На основе шведских изобретений создавались и быстро розростались новые компании в металлургии, машиностроении, целлюлозно-бумажной промышленности.

В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее "золотые" годы. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составил в среднем 5,1% за год в первой половине 60-х гг. и 4,3% в 1965-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости.

В 70-е гг. темпы роста снизились. После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. В значительной степени это стало следствием глубокой и продолжительной мирового кризиса середины 70-х гг. Швецию поразили глубокие структурные кризиса - около 25% промышленного производства в горнодобывающей, черной металлургии, лесной, судостроительной отраслях были поражены кризисом. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми затратами. Резко выросли цены на нефть. В то время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась. В результате шведская промышленность потеряла почти 20% своей доли на мировом рынке.

Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь негативно отразились на черной металлургии Швеции. Лесная промышленность теряла свои позиции под натиском конкурентов, прежде всего, из Северной Америки. Большой избыток мировых мощностей в судостроении в сочетании со слабым спросом как на новые суда, так и на фрахтование резко сократил выпуск судов в Швеции. Производство обуви и одежды чувствовало очень серьезную конкуренцию со стороны некоторых развивающихся стран, где затраты на рабочую силу были значительно ниже, чем в Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х до начала 80-х гг. предоставляла в значительных объемах помощь пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии, судостроению и горнодобывающей промышленности.

В 1977 p. (впервые за 25 лет) сократился ВВП. Слабый рост в 1978-1980 гг. изменилось очередным падением в 1981 г. С середины 70-х гг. темпы роста производительности труда резко замедлились и составили в 1975-1984 гг. только 1,4% в год. Количество отработанных часов с середины 60-х гг. сократилась в основном вследствие законодательных реформ об рабочие часы, пенсионный возраст и отпуска. Эти реформы учитывали рост численности населения и доля занятых женщин.

С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций, начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10%. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как "валютная змея". Однако рост спроса на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение начало укреплять свои позиции, быстрыми темпами развивалась фармацевтическая промышленность.

С 1983 г. шведская экономика начала выбираться из кризиса - выросла ценовая конкурентоспособность экспорта.

В 80-х гг. Швеция имела прирост ВВП, несколько выше среднего в Западной Европе. Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Производственные мощности использовались на 90%, а во многих отраслях этот показатель был еще выше. Это требовало значительного объема новых капиталовложений. За 1983-1989 гг. объем промышленных инвестиций вырос более чем на 60%. Нехватка квалифицированной рабочей силы - основная причина сдерживания расширения промышленного производства. Несмотря на это, объем производства быстро увеличивался. Основной тенденцией экономического развития Швеции в 80-е гг. стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.

Существующая в Швеции экономическая система характеризуется как смешанная, в которой взаимодействуют основные формы собственности: частная, государственная и кооперативная. Каждая из этих форм заняла свою "нишу", выполняет свою функцию в общей системе экономических и социальных взаимосвязей. Подавляющее большинство (около 85%) всех шведский компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному сектору. На частные предприятия приходится 75% занятых в производственном секторе, из них 8% работают в фирмах с иностранным капиталом. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. Государственный сектор расширялся, а доля кооперативного почти не менялась с 1965 г.

Ведущую роль в производстве товаров и услуг в Швеции играет частный сектор. В его рамках можно выделить большой капитал, который доминирует в отраслях, определяющих экспортную специализацию, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Другая часть частного сектора состоит из мелких и средних фирм.

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумулирование и перераспределение значительных средств на социальные и экономические цели в соответствии с концепцией развития экономики шведской модели. Государственный сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство и местные (коммунальные) органы власти. Они вместе составляя по форме собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности) деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные понятия. Под государственной собственностью принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной собственности в Швеции довольно низкая. А по масштабам государственного сектора, которым можно охарактеризовать объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в судостроении, коммунальных услугах и на транспорте. В этих секторах на национализированные предприятия приходится большая доля всех товаров и услуг. Основная цель их работы - расширение производства товаров и услуг с достижением доходности.

Государственная собственность принимает форму акционерной компании или государственного предприятия. Последние имеют значительную свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решение относительно цен принимаются также самостоятельно.

Для координации деятельности государственных предприятий в 1970 г. был создан холдинг, который в 1983 г. был реорганизован.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения особых функций и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60% всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера - транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех железнодорожных дорог в Швеции, и на них работает 33 тыс. человек. Около половины производства электроэнергии приходится на государственное управление.

Центральное правительство осуществляет влияние на экономику страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них - государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, помощь на детей, сельскохозяйственные и промышленные субсидии, выплаты процентов по государственному долгу.

Средства, оставшиеся после отчисления трансфертных платежей из общих государственных расходов, составляют государственное потребление и инвестиции. На государственное потребление приходится около 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию.

Основа шведской системы социального страхования - различные виды социальных пособий, которые являются важным инструментом политики распределения.

Особенностью шведской экономики является развитый кооперативное движение. Он распространен по всей стране и занимает достаточно сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, промышленности, розничной торговле, строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы подразделяются на производственные и потребительские. Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. человек доминируют в производстве молока и мяса, а также в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс. человек играют важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве "третьей силы" или "третьей альтернативы", частной и государственной собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой народной поддержкой. В прошлом потребительские кооперативы выдержали немало "битв" с частными картелями. Эту роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматических формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства, 7,5% всех занятых в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от числа всего работающего населения. В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или иным способом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы приходится 20% продаж товаров повседневного пользования.

Несмотря на осложнение экономической ситуации и углубления политических противоречий, на рубеже веков эта страна, как и ранее, отличается социальной стабильностью, прочностью демократических институтов, высокой политической культурой.

Однако в конце XX в. в экономике страны имели место негативные тенденции - цены росли быстрее, чем в большинстве стран. ВВП увеличивался медленнее, не росла производительность труда, уменьшалась занятость. Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - очевидно, потребует новых методов, которые соответствуют условиям, что изменились. Только время покажет, сохранятся ли специфические признаки шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры относительно зарплаты, большой государственный сектор и, соответственно, тяжелое налоговое бремя, или же модель отвечала лишь особым условиям послевоенного периода, и нуждается в совершенствовании или принципиально иных подходов к ее формированию.

Для Финляндии характерен высокий уровень государственного регулирования экономики и весомая роль государства в предпринимательской деятельности. Государственные и полугосударственные компании составляют 14% от общего количества крупных промышленных компаний страны. Они обеспечивают 35% общих продаж, выполняют 30% объема экспортных операций, сосредоточиваются на своих производствах 25% рабочей силы.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики в Финляндии является налогообложение. Налоговые органы страны наделены правами дознания и следствия. Система налогообложения Финляндии включает несколько прямых и косвенных налогов. Главным прямым налогом является налог на доходы, коммунальный и имущественный налоги. Важнейшим косвенным налогом является налог с оборота, таможенные налоги, выравнивающийся налог и акцизы на автомобили, алкогольные напитки, табак и некоторые другие товары.

В составе мер государственного регулирования значительное место занимает обеспечение здоровой и действенной конкуренции. Этими вопросами занимается Совет по изучению конкуренции при Министерстве торговли и промышленности, Ведомство по вопросам конкуренции, которым подчиняются губернские правления. Эти государственные органы в своей работе руководствуются антимонопольным законодательством Финляндии, цель которого - "защита здоровой конкуренции" от практики необоснованных ограничений.

В рамках финского законодательства деятельность фирм полностью независима. Государство определяет лишь общие условия деятельности компаний через законодательство, денежную и кредитную политику, валютный контроль, налогообложение, правила техники безопасности, нормы по защите окружающей среды, стандарты и т.д.

Большая роль государства в выработке политики экспорта, которая в значительной степени определяет развитие Финляндии.

В практике государственного регулирования стран Северной Европы заслуживает внимания механизм регулирования природоохранной деятельности, который наиболее отработанный в Дании. Инвестиции на охрану окружающей среды в этой стране составляют около 7,5% совокупных государственных инвестиций, что позволяет стране приблизиться к эталону экологически цивилизованного государства. Государственная политика Дании направлена на содействие развитию экологически чистых производств; разработка безотходных технологий, утилизацию отходов производства, быта; производство оборудования для охраны окружающей среды.

Следовательно, опыт скандинавских стран является очень богатым, и его следует учитывать при формировании собственной экономической политики, совершенствовании форм и методов государственного воздействия и регулирования.



Назад