Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

17.3. Государственное регулирование экономики Японии


Япония - наиболее экономически развитая страна Азии. Наличие значительного экономического потенциала, относительно высокие темпы экономического роста, выгодное экономико-географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе выделяют ее как один из основных центров территориального сосредоточения хозяйства мира.

Япония расположена на небольших по площади островах у побережья Восточной Азии. Площадь страны - 372,2 тыс. км2, население - 124 млн. человек. Сложный рельеф, ограниченность участков, пригодных для промышленного и жилого строительства, частые землетрясения - все это создает сложные условия для хозяйствования.

Япония - морская страна, для которой Тихий океан является наиболее универсальной и самой дешевой по дороге во все концы мира.

Япония шла к XXI в. как мощная экономическая держава, с развитой промышленностью, оснащенной самыми современными технологиями; имеет большие валютно-финансовые ресурсы, прочные позиции в международном разделении труда. Во второй половине XX в. страна пережила невиданный в истории экономический взлет и достигла "экономической зрелости", для которой присущи завершенные формы и структуры хозяйства, оптимальное сочетание регулирующей и направляющей роли государства с активным функционированием механизмов рынка.

На протяжении второй половины XX в. хозяйство Японии развивалось под влиянием факторов, перечень которых выглядит по-разному для послевоенных десятилетий и для периода после экономического кризиса 1974-1976 гг. В 50-60-е гг. сложилось наиболее благоприятное сочетание факторов экономического развития за всю историю современного хозяйства Японии. Интенсивное использование высококвалифицированной рабочей силы, активное внедрение больших достижений мирового научно-технического прогресса, реорганизация деятельности крупных корпораций дали возможность быстро обновить производственные фонды и наладить современное производство. Аграрные преобразования 1946-1949 гг. и 1991 г. ускорили формирования рыночных отношений на селе. Ограничения военных расходов открыло государству возможность направить значительные средства на поддержку новейших отраслей промышленности. Наконец, благоприятная конъюнктура на мировых рынках сырья и сбыта продукции также способствовала тому, чтобы Япония утвердилась как один из важных экспортеров товаров, а впоследствии и капитала.

В 70-80-е гг. сложилась качественно иная ситуация в развитии хозяйства Японии. Некоторые факторы ускоренного экономического развития иссякли, только высокий уровень квалификации рабочей силы сохранил свое значение. Отдельные факторы экономического роста трансформировались. Так, от практики заимствования зарубежных технологий Япония перешла к интенсивному развитию собственных научных исследований, что создало развит научный комплекс. Осложнения ситуации на мировых рынках сырья и топлива японская экономика сгладила усиленным внедрением энерго - и материалосберегающих технологий. На новом этапе развития ведущего значение приобрели наукоемкие отрасли, продукция которых обеспечила укрепление позиций Японии на мировых рынках; возросло значение "индустрии информации"; необходимость решения экологических проблем стимулировала возникновение индустриально-экологического комплекса.

В конце 80-х гг. XX в. в Японии сложилось универсальное хозяйство, в котором сочетаются высокоинтенсивные производства и непроизводственная сфера, ориентирована на высокие мировые стандарты качества жизни.

Рынок труда в Японии представлен рабочей силой с высоким уровнем профессиональной подготовки, культуры труда и профессиональной мобильности. Причем за последние десятилетия рост производительности труда випереджувало рост заработной платы, а заработная плата постепенно стала одной из самых высоких в мире.

Японские предприятия имеют современные основные фонды. Благодаря прогрессивной амортизационной политике предприниматели не только используют новое и высокопроизводительное оборудование, но и заменяют морально устаревшее, даже если не вышел срок его физического износа. Уровне фондоозброєності труда, фондоотдачи в ведущих отраслях материального производства выше или равны западноевропейским и американским.

В Японии сложилось общество, где "корпорация превыше всего". Богатство сконцентрировано в руках корпораций - юридических лиц. Они являются основными владельцами недвижимости и основных производственных фондов, растут их финансовые активы. Индивидуальные владельцы капитала становятся второстепенными факторами на рынке капитала и ценных бумаг.

Концентрация богатства в руках юридических лиц и усиление их возможностей по сравнению с возможностями физических лиц имеет всесторонние экономические и политические последствия. Корпорации начинают контролировать политику, активно действуют в сфере культуры, образования и научных исследований. Наблюдаются изменения в структуре собственности. Динамика изменений в распределении акционерного фонда определяет характер, цели и мотивы деятельности корпораций.

В организации жизнедеятельности и хозяйства в Японии большую роль играет государство. Страна имеет устойчивую систему государственного программирования. Уже с послевоенных лет в стране воплощена в жизнь система долгосрочных планов экономического развития. В частности, в стране разработаны и реализуются План реконструкции Японских островов (план Тонаки), программа трансформации экономической структуры Японии. Последняя, по сути, является экономической стратегией развития Японии накануне XXI века.

В этих планах определяются политические и экономические цели, выявляются проблемы развития и разрабатываются механизмы их решения. Ответственность за составление и реализацию экономических планов несет государственное Управление экономического планирования.

В Японии довольно дееспособная система государственного регулирования. Государство через министерство внешней торговли и промышленности, финансов, управления экономического планирования, различные специальные комиссии и комитеты активно влияет на различные сферы хозяйственной жизни: экономический рост, процессы конкуренции и формирования структуры собственности, развитие образования и науки, политику кредита и денежного обращения, разработку стратегий внешнеэкономических связей. Это влияние осуществляется путем косвенных, преимущественно экономических средств.

Последовательно осуществляется государственная протекционистская политика в жизненно важных отраслях. В 50-е гг. государство способствовало развитию металлургии, железных дорог, электроэнергетики, химии. Так, в 60-е гг. усилия были направлены на развитие химии синтетических материалов, нефтепереработки и нефтехимии, общего машино - и автомобилестроения, радиоэлектронной промышленности. В 70-80-е гг. приоритетными стали наукоемкие отрасли. В системе государственно-корпоративного программирования и регулирования сочетаются деятельность упомянутых государственных учреждений и неправительственных предпринимательских структур, центральное место среди которых "Кейданрен" - штаб крупного японского капитала.

Корпоративная звено хозяйственной деятельности представлена крупными финансово-монополистическими группами, в которых консолидируются ведущие корпорации страны. Каждая крупная финансово-монополистическая группа концентрирует контроль над фирмами практически всех отраслей промышленности, коммерческими банками и другими финансовыми структурами, торговыми фирмами, транспортными фирмами, научно-исследовательскими организациями.

Есть определенные закономерности в территориальной организации деятельности указанных групп. Управленческие звенья главных концернов и фирм сосредоточиваются в главных районоутворюючих центрах страны. Чем больше ранг центра, тем больше сосредоточено в нем управленческих предприятий. Между ведущими управленческими и финансовыми центрами страны создана система современного электрического и электронного связи, информационные банки и вычислительные центры страны образуют единую информационную сеть.

Страна имеет современные производительные силы, в которых нехватка природных ресурсов остатком перекрывается высоким уровнем квалификации и культуры труда рабочей силы, активным и гибким использованием капитала и возможностей менеджмента, высоким уровнем науки и техники. Государственные органы и предприниматели проводят политику активной внешнеэкономической экспансии на мировом рынке, ставят и решают сложные вопросы внутреннего развития.

Япония имеет большой опыт государственного управления научно-техническим прогрессом. Известная программа "Технополис" воплощает системный подход к управлению научно-технической деятельностью и предусматривает создание 19 городов науки, долгосрочное планирование выпуска и сбыта продукции, реализации технической политики, сотрудничества между правительством и промышленностью на региональном уровне.

Формы воздействия на частный капитал в Японии охватывают:

1.  Систему жестких юридических мероприятий с соответствующими формами контроля через административный аппарат и полицию.

2.  Контроль со стороны органов управления.

3.  Систему экономических мер (предоставление денежных субсидий, регулирование цен, введение дополнительных налогов и налоговых льгот, дифференцированной кредитной политики, политики ускоренной амортизации).



Назад