Электронная онлайн библиотека

 
 Государственное регулирование экономики

17.4. Особенности государственного регулирования экономики КНР


Вызывает значительный интерес опыт государственного регулирования и планирования в КНР, где экономическая реформа, начатая более 10 лет назад, осуществлялась медленными темпами, что объяснялось ускоренным переходом народного хозяйства к рыночным отношениям, поспешным сокращением сферы директивного планирования, желанием получить от реформы быструю отдачу. С целью стабилизации экономики и укрепление бюджета страны выработаны новые подходы к управлению народным хозяйством, усиление государственного регулирования хозяйственной жизни. Изменилась позиция и относительно перехода к рыночной экономике. Решение проблемы плана и рынка поставлено в зависимость от конкретных условий, факторов времени и баланса между спросом и предложением. В одних случаях может и должен преобладать план, а в других - рынок, экономические методы управления.

Под конкретными условиями понимают особенности отраслей народного хозяйства: уровень обобществления производства, направленность деятельности предприятий на выполнение общегосударственных и межпровинциальных задач. В базовых отраслях (энергетике, транспорте, производстве зерна, хлопка, растительного масла) ведущее место занимает план. В легкой, текстильной промышленности, гражданском машиностроении и других преобладают рыночные механизмы.

Фактор времени означает, что соотношение плана и рынка в отдельные периоды времени меняется. При ухудшении экономического положения роль плана и плановых механизмов растет, и наоборот.

В последние годы в КНР преимущество предоставляется плана и мотивируется это тем, что экономическая стратегия ориентирована на укрепление государственного сектора и государственной собственности. Другим формам собственности отводится вспомогательная роль, и они не занимают ведущего места.

В настоящее время в КНР ведется поиск решения проблемы оптимального сочетания интересов центра и провинций. Вводится порядок, при котором провинции и регионы имеют широкие права в формировании своей финансовой базы, а их отношения с центром поставлены на нормативную базу.

Ключевым вопросом реформы остается совершенствование производственных отношений в основной структуре экономики - на государственных предприятиях.

Значительное развитие в последние годы получили в КНР специальные экономические зоны, которые, с одной стороны, имеют важное значение в торговом и платежном балансах страны (их доля в экспорте Китая составляет 37%), а с другой - служат полигоном для отработки нового хозяйственного механизма, который базируется на использовании рыночных отношений и привлечении иностранного капитала. Экономические зоны обеспечивают высокие темпы прироста производства, быстрое внедрение в производство достижений НТП, развитие современной системы хозяйственного законодательства, формирование нового типа управленческого персонала, внедрение прогрессивных форм организации и оплаты труда, улучшения социальных условий.

Многоукладность экономики КНР, существования различных форм собственности, совместных и иностранных предприятий вызывают высокие требования к государственному регулированию, которое осуществляется путем увеличения доли централизованных капиталовложений, введение специального налога на новое строительство, установление предельного уровня цен на средства производства, планирования цен на важные продукты питания и товары первой необходимости, введение государственной монополии на торговлю 10 видами материальных ресурсов, организации финансового рынка.

Стиглиц Джозеф Юджин (США) - награжден Нобелевской премией в 2001 г. вместе с Дж. Эйкерлофом и М. Спенсом за анализ рынков с асимметричной информацией. Они увидели, что современный рынок с его несовершенством не может быть лучшим способом распределения ресурсов. Лауреаты создали новую терминологию, дополнили и описали рыночный механизм.

Дж. Стиглиц является признанным специалистом в области экономики государственного сектора. В своих трудах ученый основное внимание уделял исследованию роли государственных организаций в тех сферах, где свободный рынок оказывается бессильным. Хотя в центре научных исследований ученого находятся проблемы экономики США, ему удалось создать систему подходов, в рамках которой правительства разных стран мира могут решать конкретные политико-экономические вопросы.

Заслуживают уважения моральные принципы ученого. В 1997-2000 гг. Дж. Стиглиц занимал должность первого вице-президента и главного экономиста МБРР. 1 февраля 2000 г. ученый ушел в отставку, публично обвинив этот банк и МВФ в проведении неправильной политики в России и Юго-Восточной Азии. С июля 2000г. работает профессором экономики, финансов и международных отношений Колумбийского университета.

Дж. Стиглиц является автором многих научных трудов. Наиболее известными и резонансными есть: "Лекции по экономической теории государственного сектора" (1995), "Экономика государственного сектора" (1998), "Куда ведут реформы?", "К десятилетию начала переходного периода" (1999).

В современном мире происходят бурные процессы интернационализации и глобализации хозяйственной жизни, поэтому внутри-и внешнеэкономические аспекты государственного воздействия рассматриваются в неразрывном единстве, с учетом того, что в Европейском Союзе уже сложились формы наднационального государственного регулирования. Таким образом, можно говорить о четырехуровневый механизм регулирования в странах Европейского Союза.

Центральный вопрос дискуссий в странах со смешанной экономикой - оптимальный объем государственного сектора. Сторонники идеи его сокращение, скептически оценивая способность правительств решать социальные и экономические проблемы через череду неудач, требуют ограничить количество государственных чиновников, поскольку считают, что раздутый государственный аппарат подрывает экономические и политические свободы. Дж. Стиглиц отмечает, что масштабы деятельности правительства сегодня значительно больше, чем полвека назад, и приводит данные, которые демонстрируют долю государственной собственности в отраслях производства развитых стран в 1986 г. (табл. 44).

 Таблица 44. Объемы государственной собственности в странах с развитой экономикой по отраслям производства

t44  

 t44-1

Отметим, что за последнее десятилетие существенных изменений в приведенной структуре собственности не произошло, поэтому данная таблица является очень показательной для понимания подходов ряда стран в определении роли и места государственной собственности в экономике современного общества.

Дебаты ведутся также вокруг вопросов о роли государства в производстве, способность частных фирм обеспечивать людей теми услугами, которые предоставляет государство.

Наиболее распространенным аргументом в пользу государственного контроля за производством товаров индивидуального потребления является то, что частные фирмы стремятся максимизировать доходы владельцев, а не богатство нации.

Страны с развитой экономикой накопили значительный опыт практического решения проблемы эффективности государственного предпринимательства. Общей тенденцией стало усиление предпринимательской деятельности государства не в чистых, а в смешанных, корпоративных, то есть интеграционных формах государственного регулирования через владение определенной долей капитала в предприятиях. Корпоративная участие государства в предпринимательстве благодаря сочетанию государственной и частной собственности дает возможность нивелировать недостатки каждой из них и усилить их преимущества. Государственный капитал, интегрируясь с частным, приобретает большей гибкости, мобильности и подконтрольности. В то же время частный капитал становится менее рискованным, более стабильным и прогнозируемым.

Государственное регулирование экономики существенно отличается в пространстве и времени, постоянно испытывает определенного пересмотра и корректировки. Поэтому нельзя говорить о его законченность и совершенство форм. Очевидно, что при переходе нашей страны на рыночные основы в применении механизма государственного регулирования должен быть дифференцированный подход. В более конкурентных сферах (рынок товаров и услуг) механизм регулирования может быть слабее. Там, где существуют монопольные и олигопольные структуры, государственные формы должны быть наделены особыми полномочиями и в деле регулирования.



Назад