Электронная онлайн библиотека

 
 Эстетика

Предисловие


Процессы интеграции современной эстетики с культурологией, искусствоведением, социологией, психологией, философией, позволяющие осуществлять анализ традиционных и новых проблем на основе междисциплинарного синтеза, привели к существенному обогащению проблемно-тематического поля эстетики.
С учетом этого сложилась структура учебника, в котором главный акцент сделан на преодолении статики в викладанні основных проблем и понятий эстетической науки. Основным принципом анализа, обеспечивающим корректность эстетических обобщений, выступает принцип историзма, диахронии. Такой подход, позволяющий уйти от умозрительных схем, преодолеть схоластичность эстетических суждений, сопровождает рассмотрение содержания основных эстетических категорий - искусство, художественное сознание, художественный образ, художественный стиль, художественная композиция, художественное содержание и форма, художественное творчество и др. в процессе их исторического становления. Тем самым эстетические обобщения не привносятся извне, а раскрываются как неотъемлемая внутренняя сторона эволюционирующего художественного процесса.
Синтез исторического и теоретического, примененный к эстетическому знанию, оказывается, по убеждению автора, наиболее продуктивным в учебном и методическом отношении: студент не заучивает готовые теоретические формулы и определения, а научается видеть их подвижное историческое наполнение, не "задалбливает" методологию социологического и культурологического анализа искусства, а приобретает умение самостоятельно понимать истоки смыслообразования в искусстве, особенности художественно-символического "словаря" разных эпох, оценивать тенденции развития европейской культуры в прошлом и настоящем.
Учебник состоит из восьми разделов. Учитывая интенсивное развитие проблематики и салонов эстетического знания в последние годы, в отдельные разделы выделены темы социологии, культурологии и психологии искусства, прежде входившие в состав общей теории искусства. Каждая тема снабжена библиографией, призванной помочь углубленной подготовке и самостоятельной научной работе студентов, в разработке собственных лекционных курсов аспирантам и молодым преподавателям.



Назад