Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

14.2.2. Модель социального рыночного хозяйства


Экономический идеал В. Еукена - социальное свободное рыночное хозяйство, основными принципами которого является свобода личности, торговли, свободные цены и свободное ценообразование, свободная конкуренция. А. Мюллер-Армак в книге "Управление экономикой и рыночное хозяйство" (1964 г.) впервые концептуально изложил идею сочетания принципа "свободы рынка" и справедливого распределения по принципу "социального выравнивания", а также впервые использовал термин "социальное рыночное хозяйство". Он писал, что смысл социального рыночного хозяйства заключается в том, что принцип свободы рынка сочетается с принципом социального выравнивания. "Социальное выравнивание" решает проблему одностороннего рыночного образования доходов частично с помощью социальных расходов государства, но главным образом - через проведение определенной налоговой политики. Социальное рыночное хозяйство отнюдь не идентично свободной рыночной экономике, для которой не свойственна такая функция, как выравнивание, сглаживание острых социальных различий и конфликтов. Разработки в этом направлении продолжили В. Репке, Л. Ергард и др. К тому же о создании модели "социального рыночного хозяйства" в качестве основной задачи экономической политики страны объявил сам канцлер ФРГ К. Аденауэр в предисловии к книге В. Репке "правильная Ли немецкая экономическая политика?" (1950 г.).

В соответствии с концепцией В. Репке, "социальное рыночное хозяйство" - это путь к экономическому гуманизма. В книге "Гуманное общество" он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет коллективизма - персонализм, концентрации власти - свободу, централизма - децентралізм, организации - спонтанность и т.д. Соглашаясь с мнением. Репке, Л. Ергард в 1957 г. констатировал начало второго этапа "социального рыночного хозяйства" в ФРГ. Впоследствии в одной из своих публикаций начале 60-х годов Л. Ергард отмечал, что именно "свободная конкуренция является, прежде всего, основным элементом социального рыночного хозяйства".

Модель социального рыночного хозяйства своей популярностью обязана эффективной экономической политике Ергарда, что обеспечила достаточно высокие темпы роста. Это была политика, направленная на устранение противоречий, на поддержку предпринимательства, создание условий для повышения жизненного уровня средних слоев.

Конкретные меры правительства, ужесточавшие регулятивная деятельность государства, означало отход от теоретической программы Еукена и его коллег, но концепция и практика "глобального регулирования", как и ранее, подавались под привычными, достаточно популярными лозунгами неолибералов. Интеграция Восточной Германии в экономическое пространство ФРГ также осуществлялась в соответствии с принципами социального рыночного хозяйства.

Следовательно, социально-экономическая программа и конкретная модель западногерманской экономики отличаются от теоретической концепции неолибералов. Однако неоспоримым является то, что реформа Ергарда опиралась на теоретические разработки Еукена, а теория Еукена, которую сначала неоклассики встретили неприветливо, получила широкое признание благодаря "экономическому чуду" в послевоенной Германии, которое было осуществлено с участием руководства Ергарда.

Основными элементами структуры социального рыночного хозяйства являются:

- конкурентный порядок, который основан на частной собственности на средства производства; конкуренция способствует экономическому росту, повышению производительности, техническому прогрессу. Конкуренция может выполнять и социальную функцию, являясь инструментом обеспечения самостоятельности хозяйствования, стимулом поиска оптимальных решений;

- рынок, который выступает как координирующий механизм и регулятор хозяйственной деятельности;

- домашние хозяйства, промышленные, сельскохозяйственные, банковские, торговые и другие предприятия выступают как субъекты хозяйствования;

- государство, которое с помощью политики укрепления конкурентной строя обеспечивает и контролирует общие условия функционирования рыночной системы и способствует социальному выравниванию, обоснование особой роли государства.

Традиционные либералы выступали против любого вмешательства государства в экономическую жизнь. Неолибералы не только допускают, но и считают необходимым такое вмешательство. Это можно объяснить рядом причин. В основе хозяйственной системы должна быть свободная рыночная экономика, конкурентный рынок. Но условия конкуренции не реализуются автоматически, требуется создание определенных предпосылок. Экономический строй, утверждал Еукен, не вводится сам собой, не навязывается экономической действительностью. Этот экономический строй должна установить государство. Экономическая политика нуждается функционирующего государства, а определенная политика экономического строя нужна для того, чтобы сделать государство функционирующей.

Обосновывая принципы экономической политики, Еукен утверждал: политико-экономическая деятельность государства должна быть направлена на создание форм экономического строя, а не на регулирование экономического процесса.

В. Еукен отрицал объективность законов экономического развития. Он писал о том, что "мы не знаем законов, по которым развивалась история". Экономист при выработке экономической политики считал приоритетными интересы человека, его культурно-духовные запросы. "Мысли человека, - писал он, - ее духовное состояние является для направления экономической политики гораздо важнее, чем сами хозяйственные факты". И далее: "Не из экономических фактов следует хозяйственная политика, а прежде всего из мнений людей о экономические факты".

Эти высказывания В. Еукена должным образом аргументируют основы неолиберальной хозяйственной политики в конкретных условиях послевоенной Германии. В то же время они служат материалом для характеристики экономического мировоззрения одного из ведущих представителей Фрайбурзької научной школы.

Осознавая невозможность автоматического функционирования "свободного рыночного хозяйства", В. Репке и Л. Ергард признавали необходимым противопоставить любом проявления анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства, которые обеспечили бы "синтез между свободным и социально обязательным общественным строем". Для классического либерализма характерна концепция государства "ночного сторожа": ее функции - охрана спокойствия и имущества граждан. Роль государства в соответствии с мнимой иллюстрацией Репке - Ергарда, сравнивается с обязанностями судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Иначе говоря, государство для обеспечения существования "социального рыночного хозяйства" как "идеального типа" свободного рыночного хозяйства должна следить за соблюдением правил свободной конкуренции ("честной игры"), контролировать условия ценообразования и препятствовать попыткам ввести монопольные цены, гарантировать охрану и приоритетное значение частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий. Некоторые неолибералы, например, Александр Рюстов (1885-1963) предполагали даже национализации монополий.

Важной предпосылкой выполнения государством его функций есть наработки и проведения четкой экономической политики, в том числе специфической социальной политики, направленной на достижение экономического, социального и политического строя, ибо они тесно взаимосвязаны.

По анализу экономического механизма и закономерностей его функционирования, то неолибералы не предложили новых теоретических конструкций. Модель социального рыночного хозяйства включает в себя лишь положение достаточно общего характера: частная собственность как предпосылка конкуренции, свободная конкуренция как ограничитель негативных моментов, что порождает частная собственность и рынок без монополистов как регулятор производства через механизм свободного ценообразования.

Условия макроэкономического развития неолибералы связывают со стабильностью денежного обращения. Причины экономических кризисов сторонники социального рыночного хозяйства ищут в ложной денежно-кредитной политике. Колебания конъюнктуры, по мнению Еукена, может нейтрализовать "денежный стабилизатор". Неолибералы основную опасность для экономики видят в инфляции. Они выступают против кейнсианской концепции регулирования экономики путем дефицитного финансирования. Вообще, утверждением неолибералов, обеспечения экономического роста не является непосредственной задачей государственной политики. Она должна быть направлена на создание и сохранение условий свободной конкуренции, которая сама собой приведет к экономическому росту. Отвергая инвестиционную деятельность государства как противоречащую принципам свободного рыночного хозяйства, неолибералы не связывают экономическое равновесие с полной занятостью населения. Требования финансово-экономической политики, что выходят из теоретических положений неолиберализма, сводятся к обеспечению стабильности денежного обращения, сбалансированности государственного бюджета и ровности платежного бюджета.

Целевой установкой социального рыночного хозяйства является задача достижения высокого уровня благосостояния для подавляющего большинства членов общества в условиях экономической свободы и на почве конкурентного порядка. С этой точки зрения концепция социального рыночного хозяйства является пока что найобґрунтованішим и проверенными на практике синтезом либерализма и государственного регулирования в интересах социально-экономического прогресса.

В 1965 г. Л. Ергард объявил о завершении в ФРГ программы создания "социального рыночного хозяйства", которая превратила эту страну на "сформировано общество".

Согласно этой концепции общество в своем развитии проходит три стадии: классовое общество, плюралистическое общество и сформировано общество. В статье 12 тезисов к "сформированного общества" немецкие экономисты В. Рийк, Л. Шютце и Г. Вильгельм отмечают, что сложившееся общество основано на свободной взаимодействия всех групп и интересов в подчинении общим общественным целям. Доктрины "сформированного общества", согласно с мнением Ергарда, - это поиск лучшего природного экономического строя, которого можно достичь, создав "социальное рыночное хозяйство". В ней категорически отрицаются марксистские идеи о пяти форм (типов) общественного строя и производственных отношений и о антагонизм классов. Она основывается на утверждении В. Еукена о том, что человеческому обществу присущи только два типа экономики. "Сформировано общество", отмечают неолибералы, может развиваться двумя путями: демократическим и авторитарным.



Назад