Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

1.4. Техника общения


Общение в своем вербальном и невербальном проявлениях - явление общечеловеческое. В то же время ему всегда присущи этнические особенности, национальное своеобразие. Это вызвано спецификой природно-климатических условий, способов хозяйствования, контактами с другими народами, влиянием религии, уровнем культурно-цивилизационного развития, а также "душой" народа, его характером, темпераментом, ментальностью, национальным характером.

Общество, как и отдельный человек, способно меняться, совершенствоваться. Но результативность этого процесса зависит от вклада конкретных членов общества. Поэтому те вещатели, которые хотят иметь успех в общении, должны испытывать потребность коммуникативного самосовершенствования. Для этого необходимо контролировать свою коммуникативную поведение, моделировать ее для предполагаемых ситуаций, анализировать реакции коммуникативных партнеров и свои собственные впечатления, обдумывать свои достижения и ошибки, постоянно "взаимодействовать с самим собой".

Американские исследователи человеческих взаимоотношений Л. Зунін и Н. Зунін считают, что для того, чтобы сложилось впечатление о человеке, достаточно четыре минуты пообщаться с ней. Другие исследователи считают, что для этого необходимо лишь 120 секунд. Следовательно, от уровня нашего владения техникой общения зависит мнение окружающих о нас!

Вербальное общение разворачивается в конкретных обстоятельствах, имеющих название коммуникативной, или речевой ситуации. Параметры ситуации определяются ее составляющими: КТО - КОМУ - ЧТО - О - ДЛЯ ЧЕГО - ГДЕ - КОГДА.

КТО и КОМУ - это участники коммуникативного акта, коммуне-канты. КТО - то, кто говорит (пишет), - в научной литературе имеет различные терминологические обозначения: "адресант", "отправитель", "эмиссар", "предоставитель". КОМУ - то, к кому говорят (пишут). В научной литературе можем встретить термины: "адресат", "получатель", "реципиент", "сприймач". Для коммуникативной ситуации существенным является присутствие третьего лица, которое может и не принимать участия в коммуникативном акте, но влиять на его ход, применяя элементы невербального общения.

ЧТО - это то, что сказано (написано), то есть сообщения, текст, который может иметь объем от одного звука к целой доклада или романа-эпопеи.

О . - это содержательная сторона текста.

ПОЧЕМУ - это причина вещания, его каузальна обусловленность, мотивация ДЛЯ ЧЕГО - это целевая обусловленность вещания.

В зависимости от того, какую цель ставит перед собой адресант: проинформировать, убедить, создать настроение, вывести из равновесия адресата или просто скоротать время - он организует свое вещание, подбирает соответствующие выразительные средства, способы построения текста, придерживается определенной стратегии и тактики в коммуникативной поведении.

Участники коммуникативного акта ведут себя по-разному, в зависимости от характера коммуникативной ситуации и ее составляющих. Избирается разная стратегия и тактика общения, используются различные языковые и внеязыковые средства выражения.

В коммуникативной поведении получают свое выражение социальные и индивидуальные особенности коммуниканта: возраст, пол, положение в обществе, воспитание, эрудиция, тип характера и др. Для примера возьмем половые различия кому ни канте в: женщины в основном начинают и поддерживают разговор, а мужчины контролируют и направляют ее, проявляя свою заинтересованность или же желая изменить тему (красноречиво молчат). По наблюдениям исследователей, женщины вдвое чаще употребляют условную форму, в 5 раз - ограничительные слова. Статистически доказано, что женщины разговорчивее мужчин. Так, за день в среднем украинец произносит 11 500, украинка - 26 200 слов. За семьдесят лет жизни рядовой француз проводит с телефонной трубкой в руке один год жизни, а француженка - 3 года.

Комуніканти отличаются своими постоянными признаками, которые определяют их коммуникативный статус (пол, возраст, социальное положение, равенство, характер образования, национальность, вероисповедание, место работы) и переменными признакам, которые еще называют ситуативными (то есть это та роль, которую играет говорящий в момент коммуникативного акта). Каждому человеку приходится играть в течение одного дня несколько ролей: студент, то ребенок, хозяин в доме на данный момент или хозяйка на кухне за отсутствия матери, учтивая (- ной) внучка (внук) и т.д. В каждой из этих ситуаций человек выбирает не только свою модель поведения, но и свой стиль и манеру общения. Коммуникативные статусы и роли бывают симметричными (например: студент - студент), а также несимметричными (студент - преподаватель, пациент - врач).

Коммуникативная поведение вещателей также зависит от их индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. В различных аспектах этой поведения проявляет себя темперамента: сангвинический, холерический, меланхоличный, флегматичный ли некая их комбинация: интровертность - сосредоточенность на своих мыслях, чувствах, переживаниях, "жизнь в себе", и экстраверт-ность - ориентированность на внешний мир и других людей.

Чтобы вступить в процесс коммуникации, адресантові время приходится привлечь к себе внимание нужной ему лица (или лиц), которая занята своими делами. Для этого сначала необходимо обратиться со словами извинения, и когда потенциальный собеседник обнаружит потенциальные знаки внимания (взглядом, мимикой, репликой, позой и т.п.), тогда можно будет продолжить разговор. Дальнейшее развертывание разговора для адресанта имеет смысл только после реплик адресата, который этим самым покажет свою заинтересованность в разговоре. Если же таких реплик адресант не услышит, или услышит отрицательные реплики, или те, которые удостоверяют незаинтересованность в разговоре адресата, то в таком случае необходимо попросить извинения и уйти, не демонстрируя ни словом, ни невербальными средствами своего разочарования или более острых негативных эмоций.

Важным элементом техники общения является міжособистий пространство - расстояние, отделяющее собеседников. Известный антрополог Есть. Холл первым обратил внимание на пространственные потребности человека. В начале 60-х годов он ввел специальный термин для этого направления исследований - проксеміка1. Выяснилось, что каждый человек стремится иметь свою территорию, определенный воздушное пространство вокруг своего тела. Размеры этой зоны зависят от ряда факторов, прежде всего от социокультурных различий людей. Чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем меньше расстояние между ними в процессе коммуникации. Однако существует предел допустимого расстояния между собеседниками, нарушать который считается неэтично. Она зависит от вида взаимодействия. Различают четыре вида расстояний между коммун и кантами:

• интимная расстояние - до 0,5 м, точнее - 15-46 см. Случается в спорте, где происходит столкновение тел спортсменов. Кроме субъекта, в этой зоне размещаются самые близкие ему люди, которые имеют с ним тесный эмоциональный контакт;

• міжособиста расстояние - 0,5-1,2 м. Бывает при разговоре друзей с предупреждением или без столкновения друг с другом, на приемах, ужинах, деловых встречах;

• социальная расстояние - 1,2-3,7 м. Имеет место при неформальных социальных и деловых отношениях, причем верхняя граница больше принадлежит формальным отношениям. Это расстояние пытаются сохранить малознакомые комуніканти;

• публичная расстояние - 3,7 м и более. На этом расстоянии могут обменяться несколькими словами или вообще воздержаться от разговора, воспользовавшись невербальными средствами общения.

Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры собеседников. Например, дети и пожилые люди держатся ближе к собеседнику, тогда как подростки, молодые люди и люди среднего возраста предпочитают віддаленішому положению. Как правило, женщины стоят или сидят ближе к собеседнику (независимо от его пола), чем мужчины.

Личные свойства также определяются расстоянием между співромовниками: уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, тогда как беспокойные, нервные люди держатся подальше от собеседника.

Общественное положение также влияет на расстояние между людьми. Мы вообще держимся на большом расстоянии от тех, чье положение выше нашего, тогда когда люди одинакового положения держатся на относительно близком расстоянии.

Традиции - также важный фактор, который влияет на расстояние между коммуникаторами. Если территория, на которой живет та или иная нация, густо заселена, то и люди во время общения находятся ближе друг от друга. Если они проживают на относительно малозаселенной территории, то размещаются на определенном расстоянии во время коммуникации. Жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

На расстояние между собеседниками может повлиять и стол. Стол, как правило, ассоциируется с высоким положением и властью, поэтому когда слушатель садится сбоку от стола, то отношения принимают вид ролевого общения. По той причине некоторые администраторы и руководители предпочитают проведению личных разговоров, сидя за своим столом, а рядом с собеседником - на стульях, расположенных под углом.



Назад