Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

1.5. Модели и стили общения


Для характеристики системы действий, которые их выполняют субъекты общения, используют и такое понятие как модель.

Ученые выделяют такие типы личностей (в зависимости от того, как они относятся к моральных ценностей, а следовательно, к общению и его культуры):

1. Потребительский тип. Человек этого типа пытается утвердить себя среди других. Из всего хочет иметь пользу. Стремится к счастью, которое в ее понимании - самая большая ценность. Індивідуалістка, сначала должно быть хорошо ей, а потом другим. Доверяет только себе.

2. Конформистский тип. Человек этого типа имеет коллективистский характер. Пытается быть, как все. Общаться с таким человеком легко. У себя не терпит людей, похожих на нее. Человек этого типа может нарушать правила, но не общепринятые нормы.

3. Аристократический тип. Это яркие личности с чувством собственного достоинства. Люди этого типа обожают созданный ими собственный мир. Часто они действуют, не думая о последствиях. Заботятся лишь о себе, пренебрежительно относятся к другим. Общаться с такими людьми нелегко.

4. Героический тип. Люди этого типа всегда с чем борются. В общении они активны и наступательные, не воспринимают мира и других людей такими, какими они есть, пытаются их изменить. "Герои" - это люди социально ориентированы, у них развито чувство долга, справедливости, но они не отличаются терпимостью к другим.

5. Религиозный тип. К этому типу относятся люди, для которых главная ценность - смысл жизни, а источник морали не в человеке и обществе, а вне их. Мотивом поведения и общения с другими является любовь к ближнему и чувство единства с людьми и миром.

Нужно научиться распознавать моральный тип человека, с которым придется общаться. Это поможет сориентироваться и выбрать соответствующую линию поведения для достижения успеха.

Прогрессивный американский психолог, основатель семейного консультирования В. Сатир выделяет пять типов личностей:

1) заискивающий;

2) обвинительный;

3) уравновешенный;

4) удаленный;

5) уравновешенный.

Заискивающий тип. Такой человек в разговоре стремится угодить другим, часто извиняется, не вступает в споры. Она говорит так, будто ничего не может сделать сам, не получив одобрение других, соглашается с кем-какой критикой в свой адрес, благодарная уже за то, что с ней разговаривают. Этот тип еще имеет название миролюбця.

Обвинительный тип. Такой человек постоянно ищет и находит тех, кто виноват. Она - диктатор, хозяин ситуации, нередко ведет себя вызывающе, говорит резко и жестко, перебивает других, не давая людям договорить до конца. Человек этого типа стремится таким образом завоевать авторитет, власть над другими. В глубине сознания она знает, что без других ничего не стоит, и поэтому радуется, если люди ей подчиняются, чувствуя себя виновными. Сам же обвинительный тип при этом получает удовольствие.

Уравновешенный тип - это очень корректная, слишком спокойный человек, которая рассчитывает все наперед, имеет монотонный голос, выстраивает длинные фразы.

Удаленный тип не реагирует ни на какие вопросы, часто говорит неуместно, несвоевременно и неточно.

Эти четыре типа общения свидетельствуют о заниженную самооценку, ощущение собственной неполноценности - уравновешенный тип. Поведение такого человека последовательная, гармоничная. В других она относится открыто, честно, никогда не унижает человеческое достоинство.

Люди такого типа общения, как правило, находят выход из сложного положения и могут объединить других людей для совместной деятельности. Это - целостные личности. Они прямо передают свои мысли, открыто выражают чувства, способные к личностному росту, вызывают уважение и доверие к себе. Уравновешенные люди имеют высокий уровень моральной и психологической культуры общения и потенциальные возможности для ее повышения.

Среди особенностей общения традиционно выделяют не только определенные способы воздействия на людей, но и стили как интегрированные характеристики. Под стилем понимают, конечно, систему приемов деятельности, поведения людей. Самое характерное стиль проявляется в деловом и профессиональном общении, во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными, в лидерстве.

Различают три стиля лидерства:

1) авторитарный;

2) демократический;

3) либеральный.

Они характеризуют не только общение, но и манеру поведения лидера относительно других, тип его власти, отношение к работе и других. Согласно указанных стилей лидерства можно описать и стиле общения.

Так, при авторитарном стиле лидер отдает приказы, дает указания, инструкции. Он не любит, когда другие проявляют инициативу, не хочет, чтобы с ним спорили, обсуждали принятые им решения.

Демократический стиль, наоборот, предполагает, что активность участников общения и их инициатива поддерживаются, задачи и способы их выполнения обсуждаются. Если для первого стиля общения характерным является выделение своего "Я", то для второго типичным местоимением "Мы".

При либеральном стиле общения проблемы обсуждаются формально, руководитель может и не быть лидером. Он подвергается различным воздействиям, не проявляет инициативы в общественной деятельности.

Направленность в стиле делового общения может быть разной - на другой или на себя. Если человек требует другого, или занята собой, то говорят, что у нее податливый стиль. Если собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль считают отчужденным. Кроме того, различают следующие стили: альтруистический (помощь другим), манипулятивный (достижения собственной цели) и миссионерский (осторожный влияние).

Особенности взаимоотношений и характер взаимодействия в процессе обучения и воспитания в определенной степени определили стили педагогического общения: совместной творческой деятельности; дружеской привязанности; общение-дистанция общения;-запугивание; общение-заигрывание.

Изучение стилей общения, как и стилей деятельности в целом за последние 11-15 лет, стало важным направлением поиска путей оптимизации деятельности людей и их взаимоотношений. Один из таких путей - целостное изучение процессуальных характеристик общения, его культуры.



Назад