Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

1.7. Этическая сторона общения


Готика обращена к сложного мира человека, его родовой общественной сущности, которая реализуется в моральной деятельности конкретных личностей.

Этика - это наука о морали: ее природу, сущность, специфику, роль и место в развитии человека. Она изучает особую сферу человеческой деятельности, ЕЕ закономерности и проявления в исторической практике людей, в моральных взглядах, структуре морального сознания.

Рассматривая нравственность в практическом смысле, которая выражается в общении, способности человека соотносить себя с другими людьми, что полагается в основу анализа понятия позорного или достойного человека.

Проявления нравственности в деятельности конкретных индивидов определяются как добродетель, порядочность, ответственность и т.д.

Важным элементом общечеловеческого в морали является нравственная культура общения - это "культура, связанная с утверждением в обществе гуманистических справедливых взаимоотношений между людьми. Это способность человека к выбору в общении необходимых форм и средств, что восприняты и трансформированы человеком в процессе воспитания и самосовершенствования. Это культура, которая активизирует стремление человека к личностного самовыражения, самоутверждения человеческого достоинства. Это культура, которая побуждает к морального творчества во время общения". Под моральным общением имеют в виду устойчивые связи между людьми, а также потребность в морально-психологічному. взаимопонимании, даже в решении деловых проблем.

Уровень культуры может, с одной стороны, способствовать полноценному общению, или, с другой -- порождать чувство отчужденности, одиночества, непонимания, если уровень культуры общения является низким.

Нравственная культура общения является составляющей культуры общения в целом. В последнее время выделяют следующие уровни нравственной культуры:

• ритуальный (общение людей в обыденной жизни с соблюдением общепринятых правил этикета);

• манипулятивный (общение людей с целью достижения своих целей, часто за счет других);

• гуманистический (общение с уважением друг к другу, со стремлением решить проблемы и учесть интересы каждого).

Общение является одной из наиболее фундаментальных, высших социальных потребностей человека. Оно имеет практическое значение, эффективность и результативность которого зависит от многих факторов, свойственных людям, участникам процесса общения.

Для моральной культуры общения свойственно стремление к взаимопониманию, открытости, симпатии, доверия, умение говорить и умение слушать. Не случайно в некоторых социальных сферах человеческой деятельности на протяжении веков отшлифовываются такие понятия, как: моральные ценности, моральные нормы и принципы, гуманистические коммуникативные установки в общении, профессиональная (служебная) этика, моральные требования к представителям профессий, наиболее включены в сферу человеческих отношений.

К моральным ценностям относят объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, которые воплощают в себе обобщенные идеалы. Это своеобразный эталон. В духовном отношении ценности творят или возрождают человека со всеми его потребностями. Выбирая определенные моральные ценности, человек подтверждает сознательное отношение к нормам и принципам морали, действенность своих мотивов, целостность морального сознания в целом.

Моральные ценности добра, морального долга, ответственности, справедливости, чести и достоинства человека, совести особенно влияют на поведение людей, их взаимоотношения с другими, на характер и культуру общения.

В жизни людей моральные ценности регламентируются моральными нормами и принципами.

Моральные нормы и принципы - это определенные требования и запреты, которые регулируют деятельность, поведение людей, их взаимодействие и общение. Эти нормы и принципы, установленные людьми в обществе на определенном этапе его развития, является образцом поведения и обязательны для выполнения.

Люди в своем поведении и общении придерживаются различных моральных норм и правил. Умный человек все время пытается контролировать свои действия, поступки. Неразумное, по мнению Конфуция, делает три ошибки: говорит, когда не время говорить; не говорит, когда настало время говорить; и говорит, не замечая мимики.

Сейчас человек обращается или к моральных норм, принятых обществом, или в личных моральных норм и принципов.

Моральными ценностями определяются особенности коммуникативных установок на взаимодействие и общение между людьми. Если человек воспринимает гуманность как ценность, то ее коммуникативные установки будут гуманистическими. Такой человек будет во взаимоотношениях с другими добрым, честным, порядочным, справедливой, будет с уважением относиться к другим.

Чтобы реализовать свои способности, нужно быть в единстве с миром и в то же время в согласии с собой. Если этого не удается достичь, то перед человеком возникают моральные проблемы, а невозможность их решения часто приводит к неврозу. Чтобы этих проблем не возникало, в частности во время общения, следует придерживаться основных принципов этики:

- не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он делал тебе;

- что ты делаешь другим, то делаешь и себе.

То есть в деловом общении нельзя, манипулируя другим, достигать выгоды только для себя, особенно при помощи хитрости, махинаций, нечестной игры. Это золотое правило нравственности, которым и следует руководствоваться для того, чтобы обеспечить такой уровень культуры общения, что помогает выявить и раскрыть лучшие стороны личности. В то же время это процесс воспитания и самовоспитания, в котором люди влияют друг на друга. Именно в общении наилучшим образом оказываются моральные качества человека, соответствие ее поведения общепринятым моральным нормам и принципам.

ЗАПОМНИТЕ!

Моральные ценности являются одной из форм проявления нравственных отношений в обществе. Они составляют основу коммуникативных установок, которые являются составной культуры общения.

Моральные нормы и принципы - это определенные требования и запреты, которые регулируют деятельность, поведение людей, их взаимодействие и общение. Эти нормы и принципы, которые устанавливаются людьми в том или ином обществе на определенном этапе его развития, является определенным образцом поведения и обязательные для исполнения:

Не делай другому того, чего бы ты не хотіе, чтобы он делал тебе.

Что ты делаешь другим, то делаешь и себе.

В общении наилучшим образом оказываются моральные качества человека, соответствие ее поведения общепринятым моральным нормам и принципам.

Выполняя профессиональные обязанности, человек проявляет свои деловые и моральные качества, влияет через них на других, идя к намеченной цели. При этом обнаруживает свою профессиональную культуру. Это понятие означает соответствие поведения, говорение, слушание, речи в профессиональной деятельности общепринятым моральным нормам и принципам, а также требованиям, предъявляемым к профессии. Представителям таких профессий, как врач, учитель, судья, священнослужитель, необходимо знать, как действовать в соответствии с моральных принципов, потому что объектом их деятельности является человек. С этими профессиями связано понятие профессиональной морали. А такие профессии, как менеджер, маркетолог, появились не так давно, но успешность их деятельности тоже целиком зависит от того, будут ли они придерживаться моральных норм и принципов.

Профессиональная мораль - это то, что конкретизирует общечеловеческие моральные ценности (нормы, принципы, понятия) в конкретных профессиях. Особенности профессиональной морали изучает профессиональная этика.

Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающих моральный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Несмотря на всеобщий характер моральных требований, существуют еще и специфические нормы поведения для конкретных видов профессиональной деятельности (профессиональная этика врача, юриста и т.д.).

Широкомасштабная экономическая деятельность не может успешно осуществляться при отсутствии некоторых общих этических норм. То есть должна существовать общепринятая "соглашение" в отношении того, какое поведение является допустимой, а какая - нет.

Некоторые из этих общих норм записаны в виде законов и нормативов. Другие же явно не записаны, однако должны четко осознаваться и выполняться гражданами общества. Совокупность этих формальных и неформальных норм, их выполнение, отношение к ним включаются в понятие профессиональной этики. Поведение, которое не соответствует установленным стандартам, считается неэтичным.

К понятию профессиональная этика относят моральные обязанности, в которых отражается отношение представителя определенной профессии до объекта труда, к коллегам по профессии, к партнерам, к обществу в целом. Это прежде всего осознание своей моральной ответственности и готовность выполнять свой профессиональный обов'язок1.

Центральным понятием профессиональной морали является понятие профессионального долга, которое сочетается с понятием ответственности. Проанализировать результаты своего труда с позиций общечеловеческих моральных ценностей специалисту помогает профессиональная совесть. Она пересекается с таким понятиям, как профессиональная честь, профессиональное достоинство, профессиональная справедливость. От профессионального такта зависят взаимоотношения с другими людьми, решения с ними во время общения деловых проблем. Деловая этика регулирует отношения бизнесмена с партнерами, руководителя организации с подчиненными. К сожалению, среди тех, кто сегодня занимается бизнесом, есть люди, действия которых вступают в противоречие с действующим законодательством и моральными ценностями.

Т. К. Чмут, Г. Л. Чайка отмечают, что за последние десятилетия моральные ценности в профессиональной деятельности изменились. Если раньше превыше всего ставили общественные интересы, то сегодня - индивидуальные. Бизнесмены стремятся собственного самообогащения, достижения успеха за счет інших1. Профессиональная деятельность, отмечают исследователи, должна быть направлена на достижение двух целей: индивидуального и общественного благ, которые находятся во взаимодействии. Настоящий профессионал только так должен действовать: развивать свое дело, а это будет способствовать развитию общества. Профессиональный талант специалиста должен быть по достоинству оцененным заработной платой. Такой человек должен пользоваться уважением, чувствовать, что ее ценят. Только в таких условиях она будет чувствовать удовлетворение жизнью. И, наоборот, недовольство профессиональной деятельностью может привести к душевного расстройства. Сейчас много компаний, фирм, организаций работают над созданием в коллективах морально-психологического климата, который бы способствовал профессиональному росту работников, установлению доверительных отношений в общении между коллегами, партнерами и клиентами.

Нынешним отечественным предпринимателям необходимо делать свой бизнес в обществе, где деловая активность является новым явлением и не имеет четких стандартов. Законы часто противоречат друг другу и даже запрещают некоторые виды деятельности, которые считаются законными и этическими в большинстве стран. Некоторые современные неписаные нормы, понятие о хорошо или плохо пока что в значительной мере соответствуют стандартам авторитарного прошлого, которые без изменений сохранились и поныне, и не всегда являются положительными или моральными.

Процесс формирования предпринимательской этики, менеджерской этики, этики руководителя продолжается. Идет отбор того рационального, что было в советские времена, и возрождение лучших традиций дореволюционного предприятия.

Как ранее заключались договоры? Договорились купцы, дали слово и "ударили по рукам", не используя лишних документов. Это был неписаный закон: не сдержал слова, обманул кого-нибудь - тебе не место в купеческой гильдии.

В наши времена нередко после вечернего торжественного подписания договора уже утром партнер по факсу передает сообщение о необходимости пересмотра некоторых пунктов или разделов этого документа.

Рыночная экономика в Украине уже набрала силу, установились связи с зарубежными партнерами. Поэтому наше общество нуждается предпринимателей, руководителей, менеджеров, которые не только обладают соответствующими способностями, умением, знаниями, а морально здоровыми.

Существует немало важных факторов, которые стимулируют формирование этического поведения. Первый - экономический. Этика высокого уровня - это залог успешного бизнеса, например, когда покупатели и продавцы стремятся честных (этических) деловых отношений. Если же вы продаете товар даже по самой низкой цене, но не снабжаете его вовремя, или качество ваших товаров неудовлетворительная, то вы можете потерять потенциальный доход.

Второй - законопослушность. Необходимо не только уважать закон, но и выполнять его. Неэтичные, противоправные действия могут привести к тому, что кто пострадает ли экономически (убытки), или юридически. Эти убытки могут превысить полученную прибыль.

Третий - воспитание. Духовное воспитание, что закладывается в личность как основные христианские ценности, является основой будущей этической делового поведения, ее основным фактором. Потому что внутренние убеждения, внутренние "законы", моральные нормы мотивируют и определяют внешнюю поведение, поступки, действия человека.

Именно морально-духовное воспитание формирует в личности такие черты характера, как ответственность за свои поступки и слова, соблюдения своего слова, аккуратность и пунктуальность, корректность, уважение к другому человеку, соблюдения законности и т.д.

Современный уровень профессионального этикета в Украине формируется с ориентацией на европейские стандарты и с учетом национального исторического опыта и культуры.



Назад