Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

2.1. Классификация функций общения


В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции:

• информационно-коммуникативную;

• регулятивной-коммуникативную;

• аффективно-коммуникативную.

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт. Второй уровень - передачи информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирования, обучения и др. Третий уровень связан со стремлением человека понять других. Общение здесь направлено на формирование оценок достигнутых результатов (согласование - несогласования, сравнение взглядов и т.п.).

Регуляційно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения и поведения других людей, реагирует на их действия. Происходит процесс взаимного наладка действий. Здесь оказываются феномены, присущие совместной деятельности, в частности совместимость людей, их износ, осуществляются взаимная стимуляция и коррекция поведения. Регуляційно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как подражание, внушение и др.

Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоциональную сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социальной.

Существуют и другие классификации функции общения.

В частности, в зависимости от цели общения, Л.А. Карпенко определяет такие функции общения и их цель:

♦ контактное - установление контакта как состояния готовности к передачи и приема информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаємоорієнтованості;

♦ информационная - обмен информацией, мнениями, решениями;

♦ побудительная - стимулирование партнера по общению;

♦ координационный - взаимная ориентация и согласования действий при организации взаимодействие;

♦ понимание - не только адекватное восприятие и понимание содержания сообщения, но и понимание партнерами друг друга (намерений, эмоциональных состояний и т.п.);

♦ амотивна - возбуждение у партнера необходимых эмоциональных состояний ("обмен эмоциями") или изменение своих под влиянием партнера;

♦ установки и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых связей социума, в котором необходимо действовать индивиду;

♦ воздействие - изменение состояния, поведения, личностно-образных формирований (намерений, установок, решений, потребностей, действия и т.д.).

Разновидностью ролевого общения является управленческое общение, т.е. общения между собеседниками, которые занимают разные позиции в социальной или управленческой иерархии.

А. А. Урбанович определяет такие основные функции управленческого общения:

■ выдача распорядительной информации (распоряжения, приказы, рекомендации, советы и т.п.);

■ получения обратной (контрольной) информации о ходе и результатах реализации распорядительной информации;

■ выдача оценочной информации о результатах реализации задачи.

Первая функция в управленческом общении присутствует всегда, она является ведущей. Вторая и третья могут отсутствовать в том или ином конкретном акте управленческого общения.

Одной из особенностей общения г формирования межличностных отношений.



Назад