Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

4.2. Уровне делового общения


Управленцы и предприниматели в процессе делового общения выступают либо как уровне и равноправные партнеры, или кто имеет определенную зависимость (моральную, материальную и т.п.) и меньше полномочий, тогда проявляется неравенство.

Когда ту или иную проблему решают представители фирмы, концерна или ответственные лица на высшем государственном уровне, то за ними всегда стоит их финансовое, экономическое, политическое положение достаточно ли ясно другая сила. За всех экономических неурядиц Россия может вести разговоры с США более-менее на уровне, поскольку обладает мощным ядерным потенциалом, с которым другая сторона вынуждена считаться. Для Украины, в ее нынешнем положении, такое равноправие просто невозможна.

Это же касается и сферы управления и предпринимательской деятельности. Сфера управления строится по вертикали (руководитель - подчиненный, руководитель - руководитель высшего ранга) и по горизонтали (равнозначны руководящие должности).

Общение "руководитель - подчиненный" неравноправное, потому что здесь присутствует управленческая или формальная зависимость.

О. Добрович называет такие уровне делового общения:

  • примитивный;
  • манипулятивный;
  • стандартизированный;
  • конвенциональный (согласительный);
  • игровой;
  • деловой;
  • духовный.

Знание этих возможных уровней делового общения дает возможность лучше понять ситуацию как весь процесс установки предпринимательских контактов.

Когда управленец по вертикали использует манипулятивные или примитивные уровне, тогда возникает ситуация, которая порождает ряд аморальных поступков и несправедливых оценок. Искренность в отношениях отсутствует и возникает ситуация, когда высокая оценка добывается подхалимством (то есть, говорить другому то, что он хочет услышать, но что далеко не всегда соответствует реальности, особенно когда этот человек занимает высший пост).

По духовно-игрового, конвенционного уровня общения партнер в бизнесе или руководитель могут интересоваться личной жизнью, психологическим настроением, духовными запросами. Чисто деловой уровень взаимоотношений является более стандартизированным.

Итак, суть делового общения, которое, в частности, строится по вертикали, может быть далеко неоднозначным.

Из семи уровней общения наиболее действенными и плодотворными являются деловой, конвенционный и духовный, потому что они способны пробуждать самые ценные качества и более широкие творческие возможности личности, вызвать интерес, интересы, которые, в свою очередь, является мощным двигателем в системе управления и предпринимательства.



Назад