Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

4.3. Требования к участникам делового общения


Американский писатель Джон Стейнбек заметил: "Мне всегда было странно видеть, что качества, которыми мы восхищаемся в человеке: доброта и благородство, душевная открытость, честность, доброжелательность к другим, способность чувствовать и переживать - все это при системе американского жизни являются симптомами неудач. А те черты, которые мы осуждаем: жажда, ловкость, эгоизм, самолюбие, - все это признаки успеха. Людей захватывают первые свойства, но любят результаты вторых".

Современная действительность часто подтверждает эти наблюдения.

Но при этом существует актуальная потребность общества в воспитании менеджера, руководителя, который обладает не только высокими профессиональными качествами, но и имеет высокие этические принципы.

Одной из самых требовательных к моральных качеств руководителя японская система, которая преподает эти требования в виде двух параллельных колонок, в которых указано по девять ведущих качеств и свойств (профессиональных качеств и морально-психологических качеств). Отсюда и оценка идеального руководителя - "9+9", что является высшим баллом признания его возможностей. Но ведущей остается уважение к человеку: чувство собственного достоинства, отсутствие подхалимажа, чистота помыслов, развитая воля, нетерпимость к фальши, коммуникативность, терпимость, честность, чувство красоты.

Если управления строится по вертикали, то предпринимательская деятельность осуществляется преимущественно по горизонтальному принципу. Ведь речь идет об общении с целью установления взаимовыгодных контактов, и другая сторона является таким же предпринимателем, поэтому здесь действует уровень взаимоотношений на деловых или дружеских принципах.

Но исходя из своего практического опыта, Ю. И. Палеха делает вывод, что наши предприниматели мало знакомы с "правилами игры" на мировом рынке и часто выступают наивными простаками, которых легко обвести вокруг пальца. Об этом свидетельствуют подписанные соглашения или контракты, указанные условия в которых далеко неравнозначны с иностранными партнерами и часто не на пользу нашему государству.

Итак, в деловых контактах, особенно с зарубежными партнерами, нашим предпринимателям не хватает специальных юридических знаний, а также опыта делового общения.



Назад