Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

4.4.2. Разновидности бесед


По разным признакам выделяют следующие разновидности бесед: - с целью общения и содержанием: ритуальные, глубинно-личностные и деловые.

Ритуальные беседы требуют соблюдения определенного речевого этикета. Эти беседы характерные для обрядов, обычаев (человек должен знать, что и как ей нужно говорить в разных ситуациях и что должны говорить другие).

Глубинно-личностные беседы используются для общения между родителями, детьми, любимыми, друзьями и т.д . (общаясь с близкими людьми, каждый надеется на то, что его и поймут, и защитят, и окажут помощь).

В деловых беседах обсуждаются конкретные дела. Различают такие деловые беседы: информационные; изложение своей позиции.

По профессиональной направленности различают беседы управленческие, педагогические, правовые, медицинские и др. Профессиональные дела, трудовые акции осуществляются с помощью деловых бесед.

По количеству участников беседы делятся на индивидуальные и групповые.

В индивидуальной беседе принимают участие два участника. Каждый из них стремится достичь определенной цели: установить контакты, "посеять" доверие и взаимопонимание, определить позицию собеседника, найти объяснение его действий. Результат беседы зависит от обоих партнеров.

Индивидуальные беседы чаще всего используют руководители в работе с подчиненными. Беседы могут быть: долговременные, спокойные и напружені. их проводят при приеме на работу, при увольнении, с целью поощрения и наказания, для решения производственных вопросов (обсуждение новых идей, планов, перспектив роста работников и т.п.) и для того, чтобы поближе познакомиться. Эти беседы помогают руководителю быть осведомленным (узнать о ход и результат выполнения заданий), он может вовремя дать подчиненным нужные распоряжения, а также оценить работу сотрудников. Желательно, чтобы во время встречи руководитель сформировал у подчиненного желание творчески работать, потому распоряжение руководителя должны быть данные тактично, четко, спокойно, без унижения человеческого достоинства подчиненного.

Давая распоряжения, руководитель должен заинтересовать подчиненного тем, что успешное выполнение ним задачи будет способствовать и удовлетворению его определенных потребностей, интересов (повысится его статус, получит вознаграждение и т.п.). К подчиненному нужно обращаться на "Вы", используя фразы: "Я прошу Вас сделать...", "не могли Ли бы Вы до завтра сделать...". Рекомендуют делать подчиненному комплименты, уметь выслушивать его, интересоваться успехами и трудностями каждого работника, их интересами, привычками, создавать условия для их самореализации.

Руководителю часто приходится проводить индивидуальные беседы с воспитательной целью (при зачислении на работу молодого работника, с работниками, которые имеют проблемы с характером и не умеют сотрудничать с другими и т. п.).

Чтобы проводить такие беседы, нужно иметь определенные знания по общей и социальной психологии, в совершенстве владеть навыками культуры общения.

Такой разговор нужно вести непринужденно, без формализма, нотаций, менторства, запугивания. Желательно поговорить об общих интересах, поинтересоваться делами подчиненного, сказать о достигнутых успехах, отметить хорошие поступки, его неповторимую личность. Таким образом можно установить контакт. А потом желательно постепенно и спокойно перейти к обсуждению конкретного факта, который вызвал беспокойство. Психологи не советуют навешивать ярлыки, говорить о конкретный поступок человека, навязывая собеседнику свои советы. Оценку его поступкам можно давать только в крайнем случае. Разговор советуют вести так, чтобы человек сам сделал надлежащий вывод или попросила дать ей совет, как действовать в подобных ситуациях.

Индивидуальные беседы имеют такую структуру; начало, обмен информацией, аргументация, опровержения или восприятия доказательств партнера; принятие решения. "Каждая из них имеет основной принцип, согласно которому надо действовать каждому собеседнику, чтобы разговор был результативным", - отмечает Г. С. Доронина.



Назад