Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

4.12. "Мозговой штурм"


"Мозговым штурмом" называют совместное решение проблем, которое обеспечивается особыми приемами.

Эта форма общения возник в конце 30-х годов XX в. с целью активизации творческой мысли (использовались средства для снижения критичности и самокритичности человека. Это способствовало повышению ее уверенности в себе и готовности к творческому поиску).

"Мозговой штурм" условно разделяют на несколько этапов:

- генерация идей;

- отбор лучшей идеи;

- Те анализ.

Во время первого этапа "мозгового штурма" - генерации идей - все участники имеют право выдвигать свои предложения по решению поставленной задачи. Критику идей запрещено. Все участники имеют право спокойно выражать свои мысли.

Следующий этап - отбор лучшей идеи. Во время этого этапа не принято подчеркивать авторстве той или иной идеи. Считают, что лучшие идеи с результатом коллективного творчества.

Последний этап - анализ идей (участники распределяются на две группы - сторонников и противников. Ими должны быть проанализированы все аргументы "за" и "против" каждой идеи).

С целью большей эффективности работы участники должны придерживаться определенных правил:

1) следить, чтобы на рассмотрение выносилась только одна проблема;

2) в обсуждении должны принимать участие не более 12 человек;

3) участников нужно разместить по кругу, чтобы они видели друг друга и были равноправными;

4) ограничить время обсуждения до 30 мин. (доказано, что дефицит времени порождает стресс и стимулирует деятельность мозга).

В результативности "мозгового штурма" большую роль отводят лидеру (от него зависит моральная и психологическая атмосфера группы, умение организовать работу так, чтобы ни одно предложение не была потеряна, чтобы все идеи были обсуждены, чтобы высказывания были не оценочными, а содержательными).

Все это стимулирует заинтересованность участников "мозгового штурма" процессом познания, способствует повышению активности человека, развитию его творческого потенциала, способствует установлению взаимопонимания, высокой нравственной культуры общения, ведь участникам доверяли управлять другими и выступать перед ними публично.

Для успешного "мозгового штурма" важно уметь пользоваться как вербальными и невербальными средствами.

Это прежде всего вещания. Такое вещание часто называют ораторской, или публичной, языке. Выступая перед аудиторией, участники "шлифуют" умение строить и подавать свое выступление так, чтобы он как нельзя лучше соответствовал требованиям информирование, убеждение, внушения и заражения. Конечно, каждый представитель должен иметь определенные речевые навыки, отработанную технику. Поэтому перед оратором встает задача:

- учиться выстраивать образы средствами языка и уметь их произносить;

- хорошо знать особенности монологической формы вещания;

- уметь пользоваться всеми приемами воздействия на слушателей;

- научиться точно формулировать свои мысли;

- удачно подбирать слова;

- грамматически правильно строить фразы;

- четко произносить звуки и их сочетания;

- правильно ставить ударение.

Тогда культура речи, в свою очередь, будет способствовать повышению культуры общения людей, что собрались на встречу. Вещание должно быть грамотным, литературным.



Назад