Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

4.13. Публичные выступления


Каждый специалист должен овладевать искусством публичного выступления хотя бы его основами, потому что в процессе работы придется произносить перед сотрудниками лекции, речи или доклада, делать сообщения.

Целью публичных выступлений является передачи информации, знаний, оценок и впечатлений.

Формами такого общения могут быть:

- лекция преподавателя для студентов или известного ученого (специалиста) для специалистов;

- митинг или собрание, посвященное выдвижению кандидатов в народные депутаты.

Каждый выступающий должен обладать определенными умениями и навыками работы с аудиторией.

Ораторам присущи публичное мышления и искусство говорения, а слушателям - искусство слушания. Это особое умение, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Еще древние мудрецы говорили, что слово наполовину принадлежит тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Публичное общение людей во время выступления предусматривает их активное мислительно-мнемічну деятельность, концентрации их внимания для принятия и обработки информации.

Кто более активен во время выступления: представитель или слушатель?

Конечно, оратор.

Он должен иметь наклон к этой деятельности, быть психологически готовым к выступлению, не бояться аудитории, уметь своим словом заставить слушателей эмоционально сопереживать, волноваться решением тех или иных проблем.

Ученые предостерегают, что в соответствии с законом психического заражения, эмоциональное состояние слушателей может стать таким сильным, что с ним можно справиться и потерять контакт с людьми.

На это нужно учитывать и знать, перед какой аудиторией лучше выступать (большой или маленькой).

Чтобы заинтересовать людей, представитель должен быть хорошо ерудова-им, в совершенстве разбираться в проблеме, о которой говорит. Слушатели становятся соучастниками процесса мышления оратора. Между ними устанавливается интеллектуальный контакт (свидетельством этого является взгляды и жесты одобрения, тишина или молчание во время паузы) и др. Это свидетельствует о том, что слушатели включились в общую с ним мислительну деятельность. Удовольствие от такого общения получают обе стороны.

Докладчик всем своим видом должен демонстрировать глубокое уважение к слушателям, соблюдать правила этикета.

Публичное выступление состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов :

- докомунікативний - этап формирования методологических принципов, определение позиций, отбор и оценка материала, что станет основой выступления;

- передкомунікативний этап - определение стратегии и тактики будущего выступления и его основной идеи, решения вопросов, связанных с ее трактовкой, отработка содержания выступления, отбор средств и приемов его передачи;

- коммуникативный - центральный в процессе общения. Это творческая работа оратора перед слушателями. При результативной взаимодействия подготовлен и разработан содержательный материал лекции становится действенным средством влияния на установки, знания, умения слушателей, формирования их убеждений;

- посткомунікативний - определение результативности встречи со слушателями. Этот этап иногда игнорируют, однако он требует внимания, потому что дает возможность определить, достиг ли представитель цели, или удовлетворили свой интерес и свои цели слушатели. Это поможет в следующий раз устранить допущенные ошибки, лучше учесть запросы людей.

Как же готовиться к выступлению? Учеными разработан ряд советов, среди которых:

- готовить полный текст публичного выступления;

- напечатать его;

- прочитать для себя вслух, помня, что чтение одной страницы продолжается в среднем 2 минуты. Это позволит, во-первых, упорядочить материал и не запутаться в нем, а во-вторых, ориентироваться в его объеме и времени;

- подчеркивать важнейшие мысли;

- выделять основные смысловые блоки так, чтобы переход от одного до второго был естественным;

- определить основные мысли в каждом блоке, их аргументацию, ответы на возможные вопросы и др.

Текст выступления должен быть логичным и последовательным. Его можно легко запомнить, а впоследствии обходиться и без него. Представитель сможет говорить спокойно, непринужденно, больше апеллировать к слушателей, наблюдать за их реакцией.

В речи можно использовать:

- шутка (но умело);

- интересный рассказ (делать это уместно);

- наглядные материалы, технические средства (если лектор умеет ими пользоваться).

Для того, чтобы общение лектора с аудиторией был успешным, нужно:

• ориентироваться в условиях общения (с этой целью определить цели и мотивы общения, специфику аудитории, знать время и место встречи);

• уметь правильно определить мотивацию общения (мотивации бывают социальные, личностные, познавательные, связанные с социальной деятельностью)',

• стремиться, чтобы выступление было целенаправленным (пробуждать интерес к новым знаниям, поисковой деятельности, творческой активности, к развитию потребности в самообразовании и т.п.);

• использовать систему вопросов-ответов, которые активизируют познавательную деятельность слушателей;

• опираться на этические требования и психологические основы. Презентация - одна из интересных и убедительных форм информации о

новое производство, новые товары фирмы, новую книгу, новый товар и т.д.

На каждую презентацию нужно специально пригласить людей.

Презентацию проводит организатор (ведущий), который имеет в найдохідливішій форме рассказать о предмете презентации.

Презентацию нужно готовить. Для этого необходимо:

- определить ее цели;

- персональный состав приглашенных: руководитель организации; лицо, ответственное за подготовительную работу; специалист по предмету презентации; специалист по приглашенной аудитории;

- определить, в каком помещении будет проходить презентация;

- подготовить вспомогательные материалы, сувениры.

На презентацию рекомендуют приглашать 50-200 человек, отмечая, что чем меньше людей, тем менее официальной будет встреча, тем легче установить с ними диалогическое общение и влиять на них.

Как же готовить выступление на презентацию?

Е. Джей выделяет следующие компоненты в структуре выступления:

- приятные фразы для установления контакта; этим можно привлечь внимание присутствующих;

- рассказ о собственный опыт, связанный с предметом презентации;

- выяснение с помощью вопросов, насколько аудитория знакома с предметом презентации;

- объяснение, почему именно этих людей приглашено;

- начертание хода проведения презентации и четкое определение времени, необходимого для этого;

- определение проблемы;

- выяснение с помощью вопросов, как аудитория поняла сказанное;

- использование аудиовизуальных и других вспомогательных средств (таблиц, схем, диаграмм);

- формулировка предложения присутствующим;

- показ того, что именно может потерять каждый из присутствующих, если не поддержит предложенную идею;

- вручение приглашенным подготовленных материалов (буклетов, проспектов, схем и т.п.) и маленьких сувениров;

- выяснение того, имеют ли присутствуют некие вопросы и ответы на вопросы;

- благодарность присутствующим за то, что они предоставили возможность представить им новую идею, а также надежду на дальнейшее общение и взаимодействие.

Организаторам презентации рекомендуют не жалеть усилий при подготовке. Это поможет заинтересовать присутствующих фирмой, ее продукцией и т.д.



Назад