Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

5.2. Техника речи


Дикция - четкое произношение звуков, слогов словам, согласно фонетических норм языка. Хорошая дикция проявляется в том, чтобы каждое слово было слышно, чтобы оно чисто и четко звучало. Нельзя "глотать" отдельные слова или звуки, окончания фраз - это мешает понять смысл сказанного.

Большое значение имеет интонационный богатство языка: тональную окраску, оттенки эмоций.

Удачное произнесения речи обусловливается также и темпом. Оптимальный темп устного вещания составляет около 120 слов в минуту. Но в течение всей речи нежелательно сохранять один и гой же тон: изменение темпа речи выступающего (оратора) усиливает внимание слушателей.

Помним, что даже хорошо написанный текст не всегда хорошо "ложится" на звучания. Когда озвучить текст, окажется, что отдельные слова излишни, другие - однообразными. Следовательно, нужно работать над звуковым оформлением текста. "Работа над интонацией, писал К. Станиславский, - заключается не в том, чтобы ухищряться и выжимать из себя. Она происходит сама собой, если существует то, что она имеет обнаружить, то есть мнение о внутреннюю сущность".

Следует придерживаться пауз. Паузы, по мнению К. Станиславского, разделяют мнение, что преподается, на составные части. Необходимо найти нужные паузы и ударения в тексте. Тогда текст зазвучит по-особому.

Нужно соблюдать логических пауз, которые имеют "два взає мопротилежні назначения: сочетать слова в группы (языковые такта), а группы - отделять одну от другой. Между двумя логическими паузами надо произносить текст и "выплевывать" его частями".

Особое значение придавал К. Станиславский психологической паузе, которая "дает жизнь мысли, фразы и такта, пытаясь передать подтекст. Если без логической паузы речь бездумная, то без психологической она лишена жизни... Психологическая пауза говорит без слов. Она заменяет их взглядами, мимикой, излучением, намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и подсознательными средствами общения".

Чтобы выработать навыки красиво говорить (озвучивать текст), необходимо:

• внимательно относиться к звучанию языка;

• владеть модуляцией голоса (модуляцией - лат. modulatio - размерность, гармоничность, ритм - называют изменение тональности, силы, ритма, звучности голоса). Модуляцию называют музыкой вещания;

• отрабатывать технику дыхания и технику произношения.

"Прежде чем говорить, - писал К. Станиславский, - следует определить порядок в словах монолога и правильно соединить их в группы, языковые такта. Только после этого можно будет разобрать, какое слово которого касается и понять, из каких частей состоит фраза или целая мнение"1.

• установить языковые такта и читать по ним (это заставит анализировать фразы и вникать в их сущность);

• стараться избегать однотонности произнесения речей, выступления и т.д.

Важную роль играют и паузы, которые заменяют разделительные знаки в письменной работе.

Современный выступление строится по законам устной речи. Устная речь - это совокупность трех знаковых систем: звуковой, інтонаційної, кинетической (мимика и жесты).

Правильность речи выступающего - это соответствие его вещание до норм грамматики, произношения, синтаксиса.

Вещание - это один из видов деятельности человека, его поведения. Ведь в наших словах, интонациях выражено не только видение отдельных вещей и явлений, но и отношение к людям.

Оратор должен привлечь и удержать внимание слушателей на протяжении длительного времени. Сосредоточить внимание, заставить слушать важно во вступительной части речи и удерживать внимание нужно на протяжении всего выступления. Здесь важны навыки слушания, восприятия, т.е. умение сосредоточить, выделить главное в речи, обобщить, сделать выводы.

В процессе выступления представитель опирается на память слушателей, которая работает, когда введена в активный творческий процесс самостоятельного осмысления речи.

Четкая логика речи мобилизует мышление и способствует лучшему запомнить 'ятовуванню.

Один из законов убеждению говорит: "Дорога к ума слушателя лежит через его сердце". Поэтому влияние на эмоциональные аспекты является важным элементом мастерства оратора.

Логическая структура речи разворачивается уже в рабочем плане устного выступления и достигается мобилизацией всего арсенала логики: законами и методами логического мышления, логикой доказательств, логическими требованиями к дискуссии.

Умение хорошо говорить - это искусство. Не молчите, если:

■ есть что сказать,

■ если хотите обратить на себя внимание. Но никогда не забывайте старую пословицу: "Слово - серебро, молчание - золото", а также высказывания Ж. де Лабрюйера: "Мало кто сожалеет, что сказал мало, но многие, что сказали много". Общение между людьми никогда не было легким делом, особенно деловое общение. Для того, чтобы вас воспринимали адекватно в деловых кругах, вы должны знать, где, когда и что можно сказать. А чтобы ваше сообщение было воспринято правильно, необходимо:

1) хорошо знать тематику встречи;

2) спланировать свое сообщение;

3) использовать факты (не экономьте время на информации, помните, что "Умные люди говорят, что имеют что сказать, дураки - потому, что им хочется сказать нечто" (Платон);

4) приложите усилия, чтобы понравиться слушателям и завоевать их расположение - улыбайтесь! ("Тот, у кого нелюб'язне лицо, не должен открывать лавку") (Пословица);

5) следить за своим языком;

6) не говорить громко, потому что подумают, что вы навязываете свое мнение;

7) не говорить слишком тихо, партнеры постоянно будут вас переспрашивать;

8) говорить не спеша;

9) контролировать свое дыхание;

10) говорить ради достижения цели (используйте технические приемы: пришвидшуйте темп речи, повышайте голос, изменять тембр, глупость; используйте в своей речи метафоры, сравнения, откажитесь от канцеляризмов, речевых штампов).

Деловое общение является важным и обязательным элементом деловой встречи.

Общение - - взаимные отношения, деловой, дружественной связь, во время которого люди обмениваются мнениями. Среди многих умений делового человека Ржавчины Томан выделяет умение общаться. Он отмечает: "Отношение людей к вам как будто отражает ваше отношение к ним. Улыбайтесь - и они будут улыбаться в ответ, а если смотреть на них, нахмурившись, они ответят тем же.

Кто любит людей, тот и люди любят.

Дружелюбие в большей степени влияет на людей так же, как и улыбка.

Проявляя дружеское отношение к людям, относитесь положительно до всех людей вокруг вас;

  • не ждите, пока они проявят к вам свои симпатии;
  • считайте, что вы им уже понравились;
  • проявляйте инициативу в приязному отношении к другим;
  • здоровайтесь и улыбайтесь первые;
  • старайтесь вести разговор в доверчивому тони;
  • делайте акцент на тех вопросах, в которых ваши взгляды совпадают.

Интересуйтесь людьми, которые вас окружают, их работой, заботами и радостями.

Никогда не будет пользоваться популярностью тот, кто не проявляет интерес делами других людей".

Конечно, люди могут общаться во время встреч, которые должны проходить в точно указанное время и по определенным правилам. Чтобы встречи-общение были результативными, нужно к ним готовиться. При рассмотрении менее важных дел достаточно обдумать суть вопроса по дороге на встречу или совещание. Однако если речь идет о важном деле, то надо сделать заметки с каждого отдельного пункта, а в случае необходимости также подготовить проект решения. Бывают случаи, когда обе стороны приходят на собрание без нужной информации, вследствие чего обсуждение приходится прерывать или откладывать на потом.

Из всех видов делового общения (публичное выступление, деловая беседа, служебное совещание, переговоры) именно переговоры требуют добросовестной обучение. их часто сравнивают с шахматной игрой, где нельзя "зачеркнуть" необдуманный ход. Если такой ход уже сделан, ситуация меняется, и следующие шаги нужно делать в новых условиях. Но каждый деловой человек должен уметь управлять ситуацией, предвидеть "маневры" собеседника, сложности. Для этого нужно овладеть техникой делового общения. Никто не может дать готовый рецепт, как достичь успеха в переговорах, но определенные правила их проведения уже выработаны практикой. А.Б.Войськунський в труде "Очерки о человеческом общении" называет такие правила проведения переговоров, соблюдение которых обеспечит собеседника:

• сформулируйте конкретные задачи общения, составьте план его проведения; инициатива в ходе беседы должна принадлежать стороне, принимающей;

• создайте атмосферу доверия и взаимопонимания; говорите об общих проблемах, в ваших глазах должен читаться искренняя заинтересованность партнером; ни в коем случае не смотрите на часы;

• умейте уверенно выражать свои мысли, внимательно слушать собеседника и задавать вопросы;

• постарайтесь точно знать, чем можно пожертвовать во время переговоров, умейте правильно воспринимать своего партнера и управлять своими эмоциями.

Во время обсуждения нужно следить за тем, чтобы:

1) все пункты обсуждались одно за одним;

2) не пропустить ни одного важного пункта;

3) участники обсуждения имели возможность выразить свое мнение относительно этого дело;

4) никто не отклонялся от сути дела;

5) констатировать, в каких пунктах участники пришли к согласию, а в которых оказались различия;

6) результаты обсуждения были записаны в протоколе конкретно и недвусмысленно.

Умение вести переговоры: говорить, слушать, задавать вопросы, правильно воспринимать своего партнера и управлять своими эмоциями - это искусство, поскольку вы сохраняете возможность всегда быть на высоте своего положения.



Назад