Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

5.4. Средства общения, споры


Для эффективного ведения спора (дискуссии, полемики, диспута, дебатов) нельзя пренебрегать законами логики и нормами морали. Поэтому эти средства делятся на "разрешенные" и "недозволенные", или на корректные и некорректные.

В общих чертах эти средства можно определить как отвечающие требованиям логики и морали. Это средства, которые основываются на знании языка, речи и секретов человеческой психики, в логике их еще называют "разрешенными" хитростями.

К разрешенным принадлежат, в частности, инициатива и средство, которое выражается правилу "наступление - лучшая оборона".

К корректных средств относят использование и соблюдение законов и правил логики. В частности, в процессе доказывания (обоснование истинности положения, концепции, гипотезы) или опровержения (установления ложности положения, концепции) пользуются правилами относительно тезиса (основного положения, которое необходимо обосновать), правилами относительно аргументов, с помощью которых обосновывается тезис и правилами относительно формы (демонстрации), т.е. способа, с помощью которого обосновывается тезис.

Нарушение этих правил приводит к ошибке или к хитростям, которые могут быть корректными или некорректными.

Правила относительно тезиса заключаются в том, что тезис должна быть сформулирована четко, ясно и не меняться в течение всего процесса аргументации.

Правила относительно аргументов требуют, чтобы аргументы были сформулированы четко и ясно; полностью или частично обоснованы; обоснование аргументов должно проводиться независимо от тезиса; аргументы должны быть достаточными для обоснования, то есть в качестве доказательств нельзя использовать те положения, которые подлежат сомнению или сами нуждаются в доказательствах.

Правила относительно формы говорят, что между аргументами и тезисом должно быть по крайней мере отношение подтверждение. При этом используется форма дедуктивного рассуждения (от общих положений, выводов к частичных случаев) и форма недедуктивних соображений (от частных, единичных случаев к общему выводу, которые включают и метод аналогии), сравнение двух или более явлений, сходных в одном или более отношениях.

Опытные ораторы нередко используют следующие методы:

♦ метод контраста;

♦ концентрический;

♦ ступенчатый;

♦ пространственный и т.д.

Они являются эффективными средствами управления мышлением и поведением аудитории.

Корректным средством спора является использование аргументов оппонента, в частности приведенных им фактов для опровержения его точки зрения или защиты своего тезиса.

Эффективными средствами является вывод внезапным, неожиданным для оппонента выводов из его тезисы или аргументов, которые ставят его в тупик или по крайней мере дезорганизуют, заставляют растеряться.

Иногда к корректных причисляют и средство, благодаря которому переводят "бремя доказывания" на оппонента.

Некорректные средства разнообразные, однако всем присуща такая черта: в них прибегают с целью выдать ложное за истинное, а истинное - за неверно.

Конечно, бессознательные логические ошибки нельзя расценивать как некорректные средства, они лишь свидетельствуют об уровне интеллектуальной культуры человека.

К некорректным средств соперники относят следующие три группы хитростей: хитрости относительно тезиса, хитрости в отношении аргументов и хитрости в отношении формы (демонстрации*).

К хитростям относительно тезиса относятся, в частности:

• требование чрезмерного уточнения тезисы (требование объяснить очевидные вещи, затягивание времени);

• "умышленное непонимание тезисы" (требование объяснить значение, оппонент изменяет значение терминов);

• "потеря тезисы" (переход к обсуждению совсем другой тезисы);

• "нечеткая формулировка тезиса", "умышленное нечеткое формулирование", использование неизвестных оппоненту высказываний) и т.д.

К хитростям относительно аргументов предстоит очень много умышленных логических ошибок:

  • "аргумент к человеку" (критика умственных способностей оппонента);
  • "аргумент к общественности" (ориентация на мнение, настроение слушателей);
  • "аргументация до масс" (использование национальных, расовых, классовых интересов);
  • "аргумент к сожаления" (возбуждение у слушателей сожаления и соболезнования);
  • "аргумент к физической силы" (угроза, шантаж, принуждение);
  • "ложный аргумент" (использование недоказового ложного аргумента) и т.д.

К сильнейших принадлежат хитрости в отношении демонстрации. Это, собственно, логические ухищрения, поскольку они являются проявлением неправильной построения рассуждений, умышленного нарушения правил рассуждения, в форме которых осуществляется доказательства или опровержения.

Рассмотрим один из софизмов.

- Знаешь ли ты эту закрытую человека?

- Нет.

- Это твой отец. Итак, ты не знаешь своего отца. Вопрос "знаешь Ли ты, кого закрыли этим нарядом?" заменено на другое: "знаешь Ли ты эту закрытую человека?".

Итак, всего сказанного можно сделать вывод, что не стоит спорить или выступать без особой нужды. Недаром говорят: "Говори мало, слушай много, а думай еще больше".

Но когда возникает в этом потребность, то должна быть четко осознанная цель, предмет выступления или споры, согласование точек зрения участников относительно этого предмета. Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон; использование терминов, выражений с однозначным их смыслом и пониманием. Не следует забывать, что сила аргументов заключается не в их количестве, а в убедительности. Исключительную роль играют и вопросы. Умение ставить разумные вопросы, является важным и необходимым признаком ума и проницательности.

Важно не только то, что защищаем, что подвергаем критике, но и то, как мы это делаем. Использование недозволенных средств в споре, унижение человеческого достоинства оппонента, даже повышенный тон - это проявление низкой моральной культуры полеміста: "Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ".

Часто причиной несостоявшихся переговоров бывают эмоции. Известно, что проявление эмоций во время встречи с одной стороны вызывает эмоции с другой стороны. Как следствие - "сорваны" переговоры или предварительное обсуждение. Чтобы подобного не произошло, каждому деловому человеку следует учиться управлять своими эмоциями. Предлагаем испытать такие советы:

■ прежде всего осознайте свои и чужие чувства;

■ относитесь к партнерам как к выразителей чужих мыслей (фирмы, организации и т.п.), помните, что ваши партнеры, как и вы, с этими переговорами связываете свое будущее;

■ поделитесь своими ощущениями ("Нам кажется, что сделка может не сработать, даже если мы его подпишем", "Лично я думаю, что мы чего не учли. А каково ваше мнение?");

■ позвольте партнеру освободиться от своих чувств;

■ не реагируйте на эмоциональные проявления (ваше возмущение может помешать достижению выгодной для вас соглашения. Только извинения может "разрядить" эмоции);

■ используйте символические жесты (дружеская записка, выражение сочувствия, цветы, посещение памятных мест, объятия, приглашение на ужин - все это может стать бесценной возможностью для укрепления дружеских отношений с партнером).



Назад