Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

7.1. Требования к современного руководителя.


Этика управления - это культура жизни и сотрудничества с людьми, такая организация человеческих коллективов, по которой каждый может творчески, максимально самоотверженно выполнять посильную дело.

Чтобы предотвратить возможные негативные последствия через непродуманные действия того или иного руководителя социально-экономической системы любого уровня, разрабатываются и воплощаются в практику соответствующие правила и требования.

На сегодня существует достаточное количество так называемых "моделей" руководителя, разработанных специалистами, которые включают соответствующие профессиональные и морально-личностные требования. При этом каждая такая модель создавалась на основе практики. их суть заключается в том, что выделяются основные черты, требования, которым должен обладать сегодняшний руководитель, менеджер: організаторсько-деловые качества, профессиональные, личностные качества, черты характера.

Модели руководителя является основой профессиограмм на штатные должности, на все конкретные руководящие должности с учетом особенностей деятельности данной организации, фирмы, предприятия.

Так, модель руководителя, предложенная В.М. Шепелем, включает три блока качеств руководителя:

• общие качества (высокий уровень интеллекта, фундаментальные знания, достаточный опыт);

• конкретные качества (идейно-моральные: мировоззрение, культура, мотивация; научно-профессиональные: знания, опыт, компетенция; организационные качества: умение подбирать и расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать контроль; психофизические качества: хорошее здоровье, склонность к системного мышления, тренированная память и т.п.);

• специфические личностно-деловые качества (коммуникабельность, емпатичність, стрессоустойчивость, красноречие и т.п.).

Г. Л. Кричевский выделяет такие качества современного руководителя:

• высокий профессионализм. Это является основой формирования и поддержания авторитета руководителя;

• ответственность и надежность. Дефицит этих качеств мы постоянно ощущаем в нашей повседневной жизни;

• уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности во многом определяется именно этой чертой, потому что, во-первых, в тяжелой ситуации можно положиться на такого руководителя; во-вторых, уверенность руководителя передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом; и, в-третьих, это важно при контактах с другими руководителями;

• самостоятельность. Руководитель должен иметь свою позицию, свою личную точку зрения на те или иные проблемы и поддерживать такую самостоятельность в подчиненных;

• творческое решение задач, стремление к успеху. Это зависит от интеллекта руководителя и его мотивации.

Руководитель корпорации "Дженерал моторе" Г. Гсрстенберг определяет такие черты, которыми должен обладать менеджер:

• компетентность - каждый менеджер должен знать, как на высоком профессиональном уровне выполнять свою работу;

• высокая степень ответственности во всех делах и сохранения при этом собственного достоинства;

• чувство нового и умение идти на разумный риск;

• гибкость, чутье окружающему, острое восприятие возникающих потребностей, ощущение времени, событий;

• высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все самым лучшим образом.

Следовательно, чтобы максимально проявить себя знающим с делом руководителем, завоевать доверие партнеров, необходимо соблюдать ряд советов:

  • не бойтесь важкорозв'язуваних задач;
  • среди многих задач и проблем выберите основные, приоритетные и сконцентрируйте на них внимание;
  • разложите большую проблему на ряд меньших и последовательно их решайте;
  • умейте за необходимости сказать твердое "нет";
  • начинайте рабочий день с решения наиболее трудных и неприятных дел;
  • кто четко планирует, тот выигрывает;
  • уделяйте особое внимание своему здоровью;
  • ежедневно выделяйте время для изучения специальной литературы, повышение профессионального уровня;
  • постоянно анализируйте собственную жизнь, учитесь на собственных ошибках;
  • внимательно слушайте других, но решения принимайте сами;
  • стремитесь к деловых отношений, отделяя их от дискуссий и споров, не касающиеся дела;
  • не втручайтесь в торги. Разбирайтесь сначала с проблемами, а потом с людьми;
  • определяйте суть интересов в процессе делового общения и предпринимательства;
  • при приближении неприятностей смело идите навстречу, чтобы или их заблокировать, или, в крайнем случае, ослабить неприятные последствия;
  • необходимо повседневно спрашивать себя: "всегда Ли я уделяю достаточно внимания людям?" а также не забывать, что достичь чего значительного и крупного можно только тогда, когда вы научитесь ограничивать себя.

Деловая карьера руководителя

Карьера в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в какой области деятельности.

Карьера руководителя - это индивидуально осознанные и альтернативные позиции и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью в течение его жизни.

До основных целей деловой карьеры руководителя с точки зрения его жизненных позиций относят:

• ответственность профессии и занимаемой должности уровню самооценки руководителя;

• получение морального удовлетворения;

• уважение со стороны социального окружения (родных, знакомых и т.п.);

• творческий характер деятельности, достижение относительной независимости;

• достойная оплата управленческого труда;

• наличие свободного времени для самосовершенствования, отдыха воспитание детей и т.п.;

• наличие различных льгот, что является дополнительным стимулом для деятельности;

• потенциальная возможность достойной жизни после выхода на пенсию.



Назад