Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

7.2. Стиле управленческой деятельности


Многообразие и сложность решаемых руководителем задач приводят к трудностям во время описания этой деятельности.

У каждого руководителя складываются определенные стереотипы управленческой деятельности. В науках об управлении эти стереотипы принято называть стилем управления.

В настоящее время существует несколько довольно распространенных концепций стилей управления, которые широко используются в процессе подготовки руководителей и менеджеров.

К наиболее известных концепций принадлежит традиционная концепция стиля управления.

Эта концепция сложилась в 30-е годы и была наиболее популярной в середине 70-х годов. Она опиралась на достаточно простые и очевидные элементы способа управления и через это хорошо описывала действительно значимые стилевые характеристики. До главных параметров принадлежали:

в способ принятия решения;

способ распределения функций в решении задач;

формы контроля;

оценка;

распределение (атрибуция) ответственности.

Под стилем управления понимают устойчивую систему способов, методов и форм воздействия руководителя на подчиненных, что составляет своеобразный почерк управленческой поведения.

Авторитарный стиль (директивный или диктаторский). Все решения принимаются единолично руководителем, причем всегда точно очерченные рамки компетентности)). Решение поступают в виде директив, которые не подлежат обсуждению. У такого руководителя завышенная самооценка и резко заниженная оценка окружения, особенно подчиненных; следствием этого является недоверие к подчиненным, пренебрежение ими.

Демократический стиль. Характеризуется тем, что принятие решений осуществляется с участием коллектива, то есть сотрудники - это не просто исполнители чужих решений, а люди, которые имеют собственные ценности и интересы. В таких организациях значительно возрастают инициативность сотрудников, количество нестандартных творческих решений, улучшаются моральный климат и общая удовлетворенность сотрудников организацией.

Либеральный стиль (натуральный, анархический, нейтральный или формальный). По сути это означает потерю руководства, отход от активного управления. Решение руководителю навязывают подчиненные. Участники группы (коллектива) имеют полную свободу, их активность имеет спонтанный характер.

Различные классификации стилей управления дополняются и другими разновидностями стилей, которые в итоге являются смешанными или проміжко-ными между основными стилями.

Необходимо отметить, что:

♦ в чистом виде эти стили руководства случаются довольно редко, как правило, наблюдается сочетание стилей;

♦ нет универсального стиля управления. Все стили имеют свои преимущества и недостатки;

♦ эффективность руководства зависит прежде всего от гибкости использования положительных сторон того или иного стиля и умение нейтрализовать его слабые стороны.

Таким образом, речь может идти лишь об адекватности или неадекватности конкретной ситуации, конкретных условий, конкретных потребностей использования того или иного стиля управления. Например, в экстремальных условиях, на этапе организации и создания фирмы, учреждения жизненно необходим авторитарный стиль руководства. В условиях же повседневной жизни, когда налаженное производство, сплоченный коллектив, наиболее эффективным является демократический стиль. Условия творческого поиска диктуют целесообразность использования элементов либерального стиля.

Выбор руководителем того или иного стиля руководства определяется объективными и субъективными факторами.

В 70-е годы прошлого века во всем мире начался процесс пересмотра старых методов управления и формирования новых, что связано с усилением международной конкуренции и быстрым проникновением на рынок "восточных тигров)). В настоящее время, особенно в крупных корпорациях (как в Америке, так и в Европе), сложился очень интересный стиль - "скрытое", или "анонимный", управление.

Смысл этого стиля заключается в том, что высшее звено руководства, которая принимает наиболее ответственные решения и определяет жизнь всей корпорации, была неизвестна не только сотрудникам, но и руководителям низшего и среднего звена. Директор (президент) ни с кем не входит в контакты, кроме двух-трех приближенных заместителей. Такой стиль руководства сложился в период неоспоримого лидерства американского бизнеса и повлек чрезмерную самоуверенность и замедление темпов роста компаний. Это отразилось даже в архитектуре офиса - отдельный вход (для высшего руководства), отдельный лифт, полностью изолированный этаж и т.д.

Но столкнувшись со все большей конкурентоспособностью компаний Европы и Востока, которые быстро развивались, эти корпоративные монстры начали терять свои позиции. Управленческая машина оказалась настолько громоздкой, что руководство не могло оперативно принимать решения в изменяющихся рыночных ситуациях. Следствием этого стал процесс "открытия" руководства, передачи главных функций управления непосредственно исполнительным органам. Так сложился "открытый", или "видимый", стиль управления. Его лозунг: "Руководитель всегда к услугам сотрудников". Усвідомлювався тот факт, что в швидкозмінюваному мире только инициатива и творческая активность сотрудников могут дать достаточное количество новых идей, необходимых для ускоренного развития предприятия.

В течение последних 15-20 лет появилось немало разработок, связанных с проблемой методов и спілів руководства. Так, некоторые авторы выделяют такие стили, как исполнительный и инициативный.

Исполнительный стиль характеризуется ориентацией руководителя на официальную субординацию и межличностные контакты, а при инициативном стиле преобладают ориентации на дело и на себя.



Назад