Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

15.5.1. Национальные особенности формирования и развития институционализма


Особенности институционализма в украинской экономической мысли объясняются специфическими условиями ее развития. Вектор этого развития задавался колониальным состоянием украинских земель в составе чужих имперских государств. В том связи экономическая теория институционализма испытывала соответствующих трансформаций; она служила средством экономической самообороны населения.

Несмотря на это, украинская экономическая мысль содержит ценности институционализма общецивилизационного значение. В том связи достаточно сослаться на работы представителей Киевской школы в политэкономии, в которых достаточно четко очерченные понятия, которыми оперирует институционализм. Еще рельефнее сформулировано положение институционализма в научном наследии всемирно известного украинского ученого М. Туган-Барановского, который до выяснения экономических процессов щедро привлекал социологию, психологию, культуру, историю и т.д., то есть все компоненты, находящиеся в теоретическом арсенале институционализма.

Теория и практика институционализма в Украине были связаны с кооперативным движением, в котором в условиях имперских режимов украинство находил возможности для самореализации. Через то в этом участке институционализм имеет выдающиеся фигуры и теоретико-организационные достояние.

Яркой фигурой украинского кооперативного движения был Г. Левитский, который родился 25 марта 1859 г. в с. Хмельник Каневского уезда Киевской области в семье священника. В 1863 г. родители перебрались в село Федвар на Херсонщине. До 1875 г. М. Левитский учился в г. Златополе Чигиринского уезда, окончил гимназию в г. Белая на Холмщине. Уже в высших групп классах он вместе с товарищами снял дом и заложил свою первую артель-бурсу.

После окончания гимназии Г. Левитский изучал медицину в Московском университете, но за участие в народническом движении отсидел месяц в тюрьме, был отчислен из университета с "волчьим билетом". Административным порядком его отправили в деревню к семье, однако юноша не покорился и благодаря доброжелательности ректора, известного ученого-экономиста Г. Цехановецького, стал студентом юридического факультета Харьковского университета. После окончания университета Г. Левитский имел возможность остаться здесь для подготовки к профессорскому званию, но вернулся в деревню, стал сначала заведующим хозяйства большого поместья в Ананіївському уезде, работал статистиком под руководством А. Русова при подвірному переписи Олександріївського уезда. Вскоре Г. Левитский переехал в Єлисавета и начал адвокатскую практику. Благодаря этим перемещением он познавал крестьянское жизни, потребности сельского хозяйства. Это способствовало тому, что Г. Левитский занялся кооперативной делом. Еще в Олександріївській земской управе он составил проект организации оптового возделывания земли в уезде, на осуществление которого земство выделило ассигнования. За этим проектом 1887 года крестьяне совместно обработали свыше 2000 десятин земли. В 1894 p. M. Левитский основал хлебный артель в с. Федвари. Это была, по сути, первая крестьянский артель, которая функционировала на основании составленных письменных соглашений, правнооформлених у нотаря.

М. Левитский считал, что кооперация есть лучше и лучше всего обнаружения человеческого гения в пределах социально-экономического строительства. Он призвал мелких крестьянских владельцев к добровольной оптовой хозяйки, которая бы не допускала даже тени принуждения. На таких началах артельный движение под лозунгами М. Левитского с Херсонщины распространился на Катеринославщину, Полтавщину, Черниговщину, Каневщину, Донбасс и даже на российские просторы.

Согласно взглядам М. Левитского, крестьянский артель строилась на следующих принципах:

1) вся наша земля на всех землях наших, а также арендованная, объединяется вместе в единое целое и передается в неделимого и общего владения и пользования всей артели;

2) все движимое и недвижимое имущество, различные здания и т. д. принадлежит нераздельно и находятся в совместном пользовании всей артели;

3) каждое общество живет отдельно и устраивает свою домашнюю жизнь как же хочет;

4) весь урожай обязательно свозится в один двор;

5) урожай после выплаты артельным долгов, налогов и т. п. делится между всеми участниками по количеству работных душ без различия пола (причем ребята 14-17 лет и девушки 13-16 лет получают половину надлежащего взрослым участникам);

6) чтобы наше артельное дело шло хорошо, все должны жить в мире, любви и согласии, как брать и как подобает истинным христианам; мы не должны ни ругаться, ни ссориться, ни пьянствовать...".

Как видно из оригинальной и подробной артільної условия, Г. Левитский хотел создать зародыш новой хозяйственной и морального организации. Такие попытки делали общественные реформаторы в странах Европы и Америки. Найхиткішими артільні принципы М. Левитского были в том, что они не учитывали многовекового пребывания украинских крестьян, уже сам характер земледельческих занятий которых порождал частнособственнические интересы и мотивации к труду. Собственно это и подтвердила специальная комиссия Свободного экономического общества.

"Все завоевания социального прогресса, - писал он, - по сути, добытые не столько экономическими факторами, сколько силами моральными и... побеждал в конце концов не тот, кто был сильнее экономически, а тот, кто был сильнее морально".

М. Левитский рассматривал экономическое развитие с позиций эволюционизма, потому что "история никаких резких шагов не знает", отмечал демократически-республиканский дух украинского народа, который стремится создать "свободный уклад жизни без господина и мужика". Он обвинял марксистов в злоупотреблении теорией, советовал не руководствоваться "немецкими шаблонами", а выявить истинную творчество, положив ее в "фундамент будущего строения".

Руководствуясь этим, Г. Левитский составил ряд проектов по организации земледельческих и ремесленных артелей, потребительских кредитных кооперативных объединений, создание артельным скамеек и касс различных типов, временных складов товаров, выставок сельскохозяйственных орудий, обществ содействия артелям и т.д.

М. Левитский отмечал "индивидуализм" и "независимую гордость" украинского характера, но это недостаточно учитывал в своих реформаторских стараниях. Он умер в 1936 году.

К выдающихся экономистов-кооператоров принадлежит и Сергей Бородаевский. Он родился в 1870 году в Ахтырке на Харьковщине, окончил юридический факультет Харьковского университета. От 1896 г. работал в отделе мелкого кредита государственного банка и одновременно секретарем Санкт-Петербургского Отдела Московского Комитета для сельских кооперативов, а затем - старшим ревизором в Управлении мелкого кредита, был членом центрального комитета этой учреждения. Свои служебные отпуска С. Бородаевский использовал для поездки за границу. Там он посещал кооперативные организации, принимал участие в кооперативных съездах, имел контакты с выдающимися кооператорами мира, стал членом Международного Кооперативного Союза.

С. Бородаевский не ограничивался кооперативно-чиновничьей деятельностью, а занимался творческой работой в области теории и истории кооперативного движения, читал лекции на Высших Коммерческих Курсах и в Политехническом институте в Петербурге. В 1910 г. занял должность вице-директора департамента Министерства торговли и промышленности. До октябрьского переворота 1917 г. ученый написал ряд трудов по кооперации. Особенно популярной стала его книга "Сборник о родной кредит", в которой рассматривались суть, законы, организация и делопроизводство экономно-заемных и кредитных обществ. Она выдержала шесть изданий тиражом 30 тыс. экземпляров.

Оказавшись после поражения украинских освободительных соревнований в эмиграции, С. Бородаевский читал лекции о кооперации в Международной Академии в Брюсселе и Сорбонне (1921-1922 гг.), в 1923 г. был избран профессором Украинской Хозяйственной Академии в Подебрадах и Украинского Технически-Хозяйственного института, профессором Украинского Свободного Университета в Праге. С. Бородаевский принадлежит к первых членов Института для Кооперативных Студий, что его основал выдающийся теоретик и организатор кооперации француз Ш. Жид.

Одним из важнейших монографических исследований С. Бородаєвського "История кооперации", в которой обобщен сравнительный материал из более 40 стран мира. Этот труд принадлежит к пионерных исследований такого типа не только в украинской, но и в мировой кооперативной литературе. "Эта работа прежде всего, конечно, имела в виду дать студентам экономически-кооперативного отдела Украинской Хозяйственной Академии в Чехословакии, а также студентам других высоких школ подробный учебник по истории кооперации, но одновременно, - пишет автор, - она может быть полезной для всех, кто интересуется кооперацией теоретически или практически; кто хотел бы проштудировать суть различных кооперативных организаций в разных странах и постепенный ход их развития".

Это означает, что нельзя толковать содержание "Истории кооперации" С. Бородаєвського сужен, как сборник историко-кооперативных фактов, потому что в ней отражены теоретические взгляды автора на основе обобщения большого международного опыта развития кооперативного движения. "Прежде чем перейти к преподавателей по истории кооперации, - отмечает С Бородаевский, - необходимо подробно установить понятие того экономического явления, которое мы будем исследовать в исторической перспективе, надо подробно сказать, что мы понимаем под кооперацией, который круг явлений мы привлекаем к этому понятию". Указав на происхождение понятия кооперации, ученый отметил, что кооперация - это такая форма сотрудничества, которая "путем объединения отдельных лиц движущейся улучшить условия существования населения и ступнево устранить негативные явления современного экономического строя". Самой сильной чертой кооперации, по мнению исследователя ее истории, является принцип справедливости, что его вносит кооперация в общественно-экономические отношения.

С теоретической и практической точки зрения, в том числе и настоящего, важным является сопоставление кооперации, социализма и коммунизма, нахождения общего и отличного между ними. "Социализм, - отмечал С. Бородаевский, - оставляет для индивидуальности очень ограниченное поле деятельности. Кооперация же дает своим членам значительные границы свободы для индивидуальных розпочинань. Социализм не признает частной собственности на орудия продукции. Кооперация признает частную собственность на такие орудия и только движущейся к смягчению негативных последствий, что из этого возникают...".

Еще больше разница между сотрудничеством и коммунизмом. "Коммунизм не признает денег, исключает прибыли, не допускает наемного труда и посесій. Кооперация же работает в условиях денежного хозяйства. Она предполагает прибыли (только не чрезмерные), она мирится с наемным трудом и посесіями, принимая все меры к их нивелирования негативных сторон". И далее: "Коммунизм существует своей силой; кооперация крепкая силой убеждения. Коммунизм - это принудительный союз; кооперация - это свободное объединение, стойко хранит свою независимость от органов власти". Наконец, делал вывод ученый, социализм и коммунизм - сторонники атеизма и объявляют религии жестокую войну, потому что она тормозит разжигания в кругах пролетариата непримиримую ненависть к состоятельных слоев и стремление свергнуть власть капиталистов.

Основное отличие кооперации от социализма и коммунизма заключается в методах достижения цели. Социализм и коммунизм, отмечал С. Бородаевский, находятся в противоречии с свободолюбивою человеческой природой", не считаясь с чувством индивидуализма, присущим человеку, оказываются способными "разрушить блага страны, созданные на протяжении веков"; коммунизм "способен потерять миллионы людей; вполне снизить производительность труда, - но не может дать последствий хоть каких-нибудь для улучшения материальных и духовных условий жизни населения, в смысле приближения его к счастью на земле".

С. Бородаевский утверждал, что "только кооперация с ее уважением человеческой личности, с ее увлечением альтруизмом, с ее стремлением упорно и систематически бороться против болезней современного капиталистического строя... способна изменить этот строй в самый лучший способ. Только кооперация в состоянии превратить условия человеческого существования на более благоприятные, ясны и приятнее для всех".

В лице С. Бородаєвського украинская кооперативная мнение имеет выдающегося теоретика и организатора, который только на протяжении 1921-1942 гг. опубликовал более 500 профессиональных статей в 22 странах мира - "от Розарио к Сайгону" - в 85 изданиях кооперативной прессы: украинских, чешских, болгарских, сербских, польских, румынских, немецких, французских, бельгийских, швейцарских, английских, испанских, итальянских, латвийских, аргентинских, китайских и др. У многих из этих изданий были помещены жизнеописания о выдающегося украинского ученого, а за труд "Народнохозяйственные проблемы и мир" С. Бородаевский получил награду на международном научном конкурсе. Умер С. Бородаевский 1942 года в Праге.

Заметное место среди институционалистов-кооператоров занимает Борис Мартос, который родился 20 мая 1879 г. на Полтавщине. В 1897 г. он окончил классическую гимназию в Лубнах, а в 1908 г. - математический факультет Харьковского университета. Значительное влияние на Б. Мартоса имел М. Левитский. Способствовала его интересом и деятельность Кооперативной Комиссии при Полтавском Сельскохозяйственном Обществе, которое возглавлял А. Русов. Иначе говоря, кооперативные взгляды Бы. Мартоса формировали разные обстоятельства.

Рассматривая факторы развития кооперации, ученый на первое место поставил труд. "Главным фактором человеческой культуры, - твердил он, - следует признать труд". Далее идет инициатива, способность к объединению, добровольность, жертвенность. Кооперативное движение - это "борьба за самостоятельное экономическое положение, за освобождение от экономической зависимости, за устранение эксплуатации в пути обмена...". Б. Мартос писал: "Кооператив является добровольное, на принципе равенства и самопомощи основано объединение людей, с целью улучшить свое благосостояние путем ведения на общий счет предприятия, которое должно увеличивать трудовой заработок участников, или уменьшать их расходы на потребление, согласно использования ими данного предприятия, а не по количеству вложенного капитала".

Акцент на добровольности объединения делали все теоретики кооперативного движения. Б. Мартос пытался доступно и рельефно очертить особенности кооперативной развития хозяйства по сравнению с другими хозяйственными системами. В то же время ученый отмечал, что "в жизни очень редко можно встретить то или иное явление в чистом виде, поэтому очень часто кооперативы, которые приходится встречать на практике, в некоторых отношениях отступают от того чистого типа, что дает теория".

Б. Мартос разработал свою классификацию кооперативов, подробно описал каждую кооперативную форму, опираясь на украинский и зарубежный материал. В Украине, по его мнению, наиболее распространенными видами кооперации были кредитовые, и сельскохозяйственные потребительские общества и их союзы. Ученый рассмотрел также устав кооперативов, права и обязанности членов, другие статутно-организационные вопросы кооперативного движения. Выяснение этих проблем не потеряло своего практического значения до сих пор.

Подытоживая свои исследования, Б. Мартос дает ценные советы, направленные на организацию кооперации. Особое внимание он обращает на кадровое обеспечение с точки зрения профессионализма и моральных принципов. Для развития кооперации, - писал ученый, - нужны опытные руководители и хорошо подобранный профессиональный персонал. "...В первую очередь руководитель кооперативной учреждения, - отмечал Бы. Мартос, - должен быть человеком порядочным. Ум, опыт и энергия человека нечестной принесут кооперации не пользу, а только вред, поэтому в первую очередь нужны люди неподкупные, что для них материальные блага не играли бы в жизни первой роли, и то все равно, дело идет о какие-нибудь мелкие выгоды, или о некую большую пользу". Каждый работник, будучи талантливым, должен помнить, что кооперация не существует для него, а он для кооперации. Такой принцип соответствует сущности кооперации.

Как видно, кооперативная теория и практика ценила, прежде всего, фундаментальные моральные принципы человека, хозяйственные, национальные и культурные традиции. Это были те признаки, которые отличали кооперации от хозяйственных систем капитализма и государственного социализма. "Теория кооперации" Бы. Мартоса - заметное явление в науке о кооперации.

Накануне Второй мировой войны Бы. Мартос принимал участие в международных кооперативных конгрессах, был членом украинского экономического общества в Подебрадах, Свободной Академии в Праге, Международного института для Кооперативных Исследований в Париже. Он много хорошего сделал для развития кооперации в Чехословакии.

После Второй мировой войны Бы. Мартос был ректором Украинской Экономической Высокой Школы в Мюнхене, в 1904 г. возглавил Украинскую секцию Института для изучения истории и культуры СССР. Осенью 1958 года ученый переехал в США, где сотрудничал в УВАН, НТШ, в Украинском Техническом Институте в Нью-Йорке. Умер Бы. Мартос на 99-м году жизни 19 сентября 1977 года в Ірвінгтоні.

Теоретиком и организатором кооперации был Юлиан Павликовський, который родился 20 июля 1888 г. в с. Синькові Радеховского района на Львовщине. Ю. Павликовський учился на юридическом факультете Львовского университета, который окончил в 1910 году, и по совету своих наставников углублял экономические знания, закончив как стипендиат общества "Сельский хозяин" Высокую Школу Земледельческой Культуры в Вене.

В Вене украинский слушатель заинтересовался агрономией и биологией, намеревался уехать в Голландию для продолжения исследований и подготовки к академической карьеры. Ю. Павликовський больше всего интересовался политической экономией, в частности, в интерпретации профессора К. Гофмайстра, который принадлежал к младшей исторической школы.

По собственному признанию, он зачитывался трудами ученых Германии и Австрии, объединенных в Союз социальной политики во главе с Г. Шмоллером. Ученые-экономисты этой школы противопоставляли свои идеи абстрактным экономическим теориям либерального индивидуализма, марксистского детерминизма и некоторым выводам психолого-математической школы. Они искали положительных фактов развития общественно-экономических отношений, эволюционных устремлений к прогресса и нового социального строя. Украинский ученый был знаком также и с американской институциональной экономической школой, которая считала, что каждой нации свойственны исторически сложившихся общественно-экономические институты и традиции, с которыми нужно считаться, модернизируя хозяйственную систему. Ю. Павликовському импонировали теории Кембриджской школы. Он не раз ссылался на А. Маршалла, который высоко ценил реальную научную помощь общественному прогрессу.

На теоретические основы этих научных школ Ю. Павликовський опирался в своей практической деятельности, направленной на восстановление и активизацию хозяйственной жизни на западноукраинских землях. Он был организатором или членом многих центральных органов хозяйственных институтов, политических и просветительских организаций в межвоенные десятилетия. В 1922-1944 pp. Ю. Павликовський организовал и перестроил западноукраинскую кооперации, в нее он вложил больше всего труда, знания, мнений и опыта, с ней связаны его радости и заботы. Ученый пытался всячески объединить кооперации и направить ее в общеукраинский русло освободительных соревнований, радовался, что имел возможность первым из галичан познать труда М. Туган-Барановского по проблемам кооперации.

"В первой межвоенной декаде западноукраинского кооперативного строительства, - пишет Илья Витанович, - Ю. Павликовський был его главным архитектором; во второй декаде и в военные годы - отважным защитником украинской кооперации, ее моральных и экономических ценностей, добытых совместными тяжелыми усилиями в помощи и сотрудничества украинского гражданства". Здесь нет нужды перечислять все должности Ю. Павликовського, но нельзя не упомянуть, что он был экспертом по экономическим делам в различных кооперативных организациях, а также в польском сенате, к которому в 1930-1935 гг. был избран, а в 1930-1939 гг. назначен Президентом Польши. Это является подтверждением того, что экономические знания украинского ученого-организатора ценили и польские государственные чиновники, даже с антиукраинскими настроениями. Умер Ю. Павликовський 28 декабря 1949 г. в Мюнхене.

В своих соревнованиях за развитие украинской экономики Ю. Павликовський не был одиноким. У него было немало единомышленников, талантливых организаторов экономической жизни. Среди них, прежде всего, нужно назвать Есть. Храпливого (1898-1949), pp. который внес большой вклад в модернизацию украинского сельского хозяйства, основываясь на национальной культуре и зарубежном опыте.



Назад