Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

8.3. Принципы принятия управленческих решений


Этические стандарты отражаются не только в конечном продукте процесса признания и выяснения природы человеческих отношений, общения, а также в средствах, которые используются. для того, чтобы достичь определенных целей.

Например, ради здоровья людей (потребителей) другие люди (работники фармацевтической промышленности) рискуют своим здоровьем, контактируя со ртутью и другими канцерогенными веществами.

Проблемы этики часто совпадают с проблемами законности, но не тождественны им.

Например, работник перешел работать из одной фирмы на другую, конкурентную ей. Здесь его просят поделиться секретной информации, доступ к которой он имел на предыдущем месте работы. Разглашение подобной информации не является противозаконным, но является неэтичным.

Этическая сторона управленческих решений вызывает рост внимания к ней со стороны общественности, особенно это заметно в последние годы. У людей существует мнение, что сегодня руководители все чаще вынуждены действовать незаконно или неэтично. Это результат резонанс, который получили так называемые преступления народных депутатов и высшего уровня руководства.

Принять правильные решения, определить, какие управленческие действия считаются этическими, а какие нет, довольно трудно; решающим фактором здесь выступает последовательность в принятии решения, а также принципы, которых необходимо придерживаться.

Морально-правовые принципы отношения к человеку не должны меняться в зависимости от таких характеристик, как раса, вероисповедания или национальности.

Этот принцип используется тогда, например, когда руководитель расценивает право рабочих на определенную информацию. (Должен ли руководитель говорить своим подчиненным о необходимости нескольких увольнений до принятия окончательного решения? Или говорить заранее, кого из работников могут вскоре повысить? и т.п.).

Необходимо не забывать о праве работников на выбор, обоснованность информации, а также четко осознавать, что они имеют такие же права, как и управленческий аппарат, получать точную и своевременную информацию.

Принцип социальной справедливости утверждает, что рабочие должны и будут подчиняться правилам компании при условии, что эти правила считаются справедливыми.

Например, для того, чтобы способствовать общим интересам рабочих, каждый из них должен ограничивать личную свободу (присутствовать или отсутствовать на работе). Этот принцип является базисом для этического суждения в случае распределения обязанностей и поощрения между работниками организации. Одни соглашаются с утверждением "От каждого по способностям, каждому - по потребностям", другие - "вклад - результат" (чем больше производит, тем больше получает).

а Утилитарный принцип сосредоточивает внимание на общих обязанностях: помогать тем, кому нужна помощь; не наносить вред другим, когда спасаешь свою жизнь; не быть причиной страданий для других; подчиняться справедливым правилам организации.

Этот принцип применяется при ограниченности времени, средств или других ресурсов при сборе необходимой информации. Поэтому навыки управления в оценке общей выгоды, которая будет получена от определенного решения, имеют важное значение. При этом потенциально позитивные результаты действий сравниваются с потенциально негативными.

Таким образом, решение руководителя должно исходить из понимания таких морально-этических категорий, как долг, справедливость, порядочность, ответственность, достоинство, помощь.

Руководителям часто мешают принимать решения такие факторы, как ограниченность ресурсов, временные рамки и несовершенство информации, однако надо помнить, что до разнообразных ситуаций, нужны соответствующие подходы. Они значительно увеличивают шанс принятия правильного решения.



Назад