Электронная онлайн библиотека

 
 Этика делового общения

8.5. Как быть хорошим руководителем


Ключ к эффективному руководству - сильная поддержка со стороны подчиненных

Быть хорошим шефом - это прежде всего мать короші отношения с подчиненными. Они имеют объективную оценку стиля руководства шефа. То, как он выглядит в глазах подчиненных, как они относятся к нему и объясняет его успехи и неудачи.

Подчиненные очень хорошо понимают, какая разница между плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве работа становится интересной, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают оплачиваемую трудовую повинность.

В отношениях с подчиненными можно выделить такой существенный момент - разумно определенная степень свободы действий подчиненного - главная предпосылка повышения эффективности его труда.

Плохой (неэффективный) руководитель подавляет способности и инициативу своих подчиненных.

Хороший (эффективный) шеф внимательный к людям. Он анализирует ситуации, в которых с ними взаимодействует. Он знает, когда коллектив ждет от него той или иной линии поведения, решительности или уступчивости.

Секрет эффективности руководителя в том, чтобы не ограничивать себя жесткими рамками одного стиля, а также придерживаться основных принципов руководства человека.

♦ Обратные связи. Руководитель должен знать мнение подчиненных по поводу того или иного принятого решения.

Подчиненные всегда стремятся узнавать о оценку проделанной работы непосредственно от руководителя. Руководитель обязан уметь точно и своевременно оценить проделанную работу.

♦ Определенная доля свободы. Подчиненные должны обладать свободой действий в пределах разумного и дозволенного.

Одним необходимо меньше свободы в работе, другим - больше. Это индивидуально определяет шеф, опираясь на знание характера и особенностей каждого подчиненного.

♦ Отношение к работе. Эффективный руководитель объективно оценивает роль в жизни людей, не преувеличивая и не преуменьшая ее, помогает своим подчиненным выработать правильную психологическую ориентацию, установить правильную шкалу жизненных ценностей, четко определить место работы в их жизни.

♦ Ориентация на результаты работы. Хороший руководитель знает, как правильно отметить трудовые достижения подчиненных.

Наиболее ценным является конечный результат, хотя и нельзя игнорировать самим процессом трудовой деятельности.

♦ Повышение. Много мудрости спрятано в известном высказывании, что лучший путь сделать карьеру - хорошо выполнять свои ежедневные обязанности.

Если дополнить его намеками на возможность повышения тем, кто имеет на это шансы, то это будет дополнительным трудовым стимулом.

♦ Личное поведение. С подчиненными руководитель должен вести себя только официально (формально), постоянно удерживая социальную дистанцию, или установить полуофициальные, даже дружеские отношения. Однако придерживаться одной из крайностей не стоит. У хорошего руководителя отношения с подчиненными и не строго официальные, но и не чисто приятельские (дружеские). Это зависит от отношения к людям вообще, от конкретной ситуации, поведения подчиненных. Как сказал один директор, нельзя обращаться с медведем, как с котенком, и с котенком, как с медведем.

Настроить работника на выполнение задания - полдела. В процессе работы необходимо уметь и похвалить, и при необходимости покритиковать. Если формы морального поощрения найти проще, то формы критики подобрать сложнее, особенно такие, которые положительно повлияют на работника, на его понимание сути дела, а не озлобление.



Назад